Банковское обозрение

Финансовая сфера

28.05.2019 Аналитика
Здоровый интерес

Рынок ДМС растет благодаря популяризации чекапов и «ярмарок здоровья»


Ирина Лукьянова
Сооснователь и партнер компании «АСТ»
Павел Самиев
Генеральный директор аналитического агентства «БизнесДром», председатель комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по финансовым рынкам, заместитель директора Ассоциации развития финансовой грамотности (АРФГ)

Сегмент добровольного медицинского страхования (ДМС) начал расти, его драйверы — частный спрос, повышение популярности чекапов, программы для МСП и новые технологические медицинские стартапы.

В 2018 году добровольное медицинское страхование (ДМС) продемонстрировало неплохую динамику — сборы выросли на 7,8% против 1,6% годом ранее (данные ЦБ РФ). По оценкам исследования, проведенного страховым брокером «АСТ» и аналитическим агентством «БизнесДром», в 2019 году рост может усилиться благодаря активному спросу на ДМС со стороны технологических компаний, а также популяризации страхования от критических заболеваний, чекапов (определенного объема обследований), ярмарок здоровья и других дополнительных опций ДМС.

Согласно данным исследования, наибольший спрос на программы ДМС показали технологические компании (27,7%) и промышленные предприятия (23,3%). Также довольно много компаний, покупающих ДМС, в ретейле (15,3%) и консалтинге (14,1%).

IT-компании также чаще других покупают ДМС для родственников сотрудников: 12,5% работодателей из IT-сферы приобретает такие страховые полисы, тогда как в сырьевых предприятиях — только 2,5%, торговых — 1,8%. Довольно востребовано ДМС для родственников сотрудников в консалтинговых организациях (11,6% компаний).

Наибольший спрос на программы ДМС показали технологические компании и промышленные предприятия

Набор основных услуг ДМС — традиционный: амбулаторные консультации, стационар, стоматология. В средних и крупных копаниях иногда включается сопровождение беременности (11% работодателей со штатом от 100 человек приобретают эту опцию). При этом практически во всех компаниях с ДМС идут пакеты телемедицинских услуг. Страховщики и клиники активно развивают это направление медицинского бизнеса. По оценкам компании J’son & Partners Consulting, к 2020 году мировой рынок телемедицины вырастет до 58,8 млрд долларов. Россия занимает на нем не более 3%, а США — 23%. У нашего рынка огромный потенциал развития телемедицинского направления. Основными драйверами роста телемедицины являются тенденции старения населения в сочетании с увеличением продолжительности жизни, быстрый ритм жизни, стресс и постоянный цейтнот, распространение интернет-технологий и решений, гаджетов, построенных на базе искусственного интеллекта.

Что касается других востребованных дополнительных опций, то результаты исследования выявили важное трендовое направление — чекапы и профилактическую диспансеризацию. Постоянный мониторинг своего здоровья входит в моду. С одной стороны, клиники и страховщики активно популяризируют различные чекапы — по нозологиям, особенно тем, где могут быть выявлены критические заболевания (онкология, сердечно-сосудистые заболевания, серьезные болезни обмена веществ, и др.). С другой, происходит пропаганда ЗОЖ и проактивного отношения к своему здоровью в средствах массовой информации. Это привело к тому, что как минимум пятая часть всех клиентов по ДМС также покупает опции по чекапам (20–30% работодателей). При этом на крупных предприятиях также востребованы «ярмарки здоровья» (короткие, как правило, однодневные чекапы на рабочем месте для всех желающих) — их покупают 16% работодателей.

 

Дополнительные опции ДМС, %

 Дополнительные опции ДМС, %

Источник: АСТ, «БизнесДром»

По нашим оценкам, ситуация на рынке ДМС в 2019 году будет сходна с прошлым годом, большинство тенденций, выявленных в 2018 году, укрепятся. Будет расти спрос на ДМС со стороны компаний IT-сектора, телекома и других технологических секторов. В целом по рынку тоже будет наблюдаться активная положительная динамика спроса на дополнительные опции, особенно на чекапы — на предмет выявления критических заболеваний — в связи с большой популяризацией в СМИ этого направления услуг. Около 40% малых фирм воспользуются чекапами, среди средних и крупных фирм таковых будет 50% и более.

Спрос на иные дополнительные опции, скорее всего, останется стабильным со стороны крупных предприятий: около 20% компаний из этого сегмента будут пользоваться «профосмотрами», диспансеризациями, а также заказывать программу «Врач офиса». Активно будет расти объем телемедицинских консультаций. Скорее всего, набор дополнительных опций будет расширяться, а объем их потребления — расти. Например, могут появиться пакетные чекапы для семей сотрудников, а также новые направления чекапов — например, на правильное питание и здоровый образ жизни, фитнес-чекапы.

Помимо популяризации проактивного отношения к здоровью другие важные факторы роста спроса на ДМС — интерес к этим продуктам со стороны малого и среднего бизнеса, особенно технологичного и сервисного. Все больше компаний из этих сегментов будут обращаться к ДМС, в том числе дополнительным опциям, для удержания ценных сотрудников.