Банковское обозрение

Финансовая сфера

28.05.2019 Аналитика
Здоровый интерес

Рынок ДМС растет благодаря популяризации чекапов и «ярмарок здоровья»



Сегмент добровольного медицинского страхования (ДМС) начал расти, его драйверы — частный спрос, повышение популярности чекапов, программы для МСП и новые технологические медицинские стартапы.

В 2018 году добровольное медицинское страхование (ДМС) продемонстрировало неплохую динамику — сборы выросли на 7,8% против 1,6% годом ранее (данные ЦБ РФ). По оценкам исследования, проведенного страховым брокером «АСТ» и аналитическим агентством «БизнесДром», в 2019 году рост может усилиться благодаря активному спросу на ДМС со стороны технологических компаний, а также популяризации страхования от критических заболеваний, чекапов (определенного объема обследований), ярмарок здоровья и других дополнительных опций ДМС.

Согласно данным исследования, наибольший спрос на программы ДМС показали технологические компании (27,7%) и промышленные предприятия (23,3%). Также довольно много компаний, покупающих ДМС, в ретейле (15,3%) и консалтинге (14,1%).

IT-компании также чаще других покупают ДМС для родственников сотрудников: 12,5% работодателей из IT-сферы приобретает такие страховые полисы, тогда как в сырьевых предприятиях — только 2,5%, торговых — 1,8%. Довольно востребовано ДМС для родственников сотрудников в консалтинговых организациях (11,6% компаний).

Наибольший спрос на программы ДМС показали технологические компании и промышленные предприятия

Набор основных услуг ДМС — традиционный: амбулаторные консультации, стационар, стоматология. В средних и крупных копаниях иногда включается сопровождение беременности (11% работодателей со штатом от 100 человек приобретают эту опцию). При этом практически во всех компаниях с ДМС идут пакеты телемедицинских услуг. Страховщики и клиники активно развивают это направление медицинского бизнеса. По оценкам компании J’son & Partners Consulting, к 2020 году мировой рынок телемедицины вырастет до 58,8 млрд долларов. Россия занимает на нем не более 3%, а США — 23%. У нашего рынка огромный потенциал развития телемедицинского направления. Основными драйверами роста телемедицины являются тенденции старения населения в сочетании с увеличением продолжительности жизни, быстрый ритм жизни, стресс и постоянный цейтнот, распространение интернет-технологий и решений, гаджетов, построенных на базе искусственного интеллекта.

Что касается других востребованных дополнительных опций, то результаты исследования выявили важное трендовое направление — чекапы и профилактическую диспансеризацию. Постоянный мониторинг своего здоровья входит в моду. С одной стороны, клиники и страховщики активно популяризируют различные чекапы — по нозологиям, особенно тем, где могут быть выявлены критические заболевания (онкология, сердечно-сосудистые заболевания, серьезные болезни обмена веществ, и др.). С другой, происходит пропаганда ЗОЖ и проактивного отношения к своему здоровью в средствах массовой информации. Это привело к тому, что как минимум пятая часть всех клиентов по ДМС также покупает опции по чекапам (20–30% работодателей). При этом на крупных предприятиях также востребованы «ярмарки здоровья» (короткие, как правило, однодневные чекапы на рабочем месте для всех желающих) — их покупают 16% работодателей.

 

Дополнительные опции ДМС, %

 Дополнительные опции ДМС, %

Источник: АСТ, «БизнесДром»

По нашим оценкам, ситуация на рынке ДМС в 2019 году будет сходна с прошлым годом, большинство тенденций, выявленных в 2018 году, укрепятся. Будет расти спрос на ДМС со стороны компаний IT-сектора, телекома и других технологических секторов. В целом по рынку тоже будет наблюдаться активная положительная динамика спроса на дополнительные опции, особенно на чекапы — на предмет выявления критических заболеваний — в связи с большой популяризацией в СМИ этого направления услуг. Около 40% малых фирм воспользуются чекапами, среди средних и крупных фирм таковых будет 50% и более.

Спрос на иные дополнительные опции, скорее всего, останется стабильным со стороны крупных предприятий: около 20% компаний из этого сегмента будут пользоваться «профосмотрами», диспансеризациями, а также заказывать программу «Врач офиса». Активно будет расти объем телемедицинских консультаций. Скорее всего, набор дополнительных опций будет расширяться, а объем их потребления — расти. Например, могут появиться пакетные чекапы для семей сотрудников, а также новые направления чекапов — например, на правильное питание и здоровый образ жизни, фитнес-чекапы.

Помимо популяризации проактивного отношения к здоровью другие важные факторы роста спроса на ДМС — интерес к этим продуктам со стороны малого и среднего бизнеса, особенно технологичного и сервисного. Все больше компаний из этих сегментов будут обращаться к ДМС, в том числе дополнительным опциям, для удержания ценных сотрудников.




Присоединяйся к нам в телеграмм