Банковское обозрение

Сфера финансовых интересов

06.03.2018 АналитикаРазговоры финансистов
Женский взгляд на бизнес: предприимчивость и осторожность

Надия Черкасова (член правления банка «Открытие», председатель комитета по развитию женского предпринимательства «Опоры России»), и Гузелия Имаева (генеральный директор АЦ НАФИ), обсудили вопросы женского предпринимательства, а также специфику направлений бизнеса, который выбирают женщины



Надия Черкасова, «Открытие» и Гузелия Имаева, НАФИ. Фото: Михаил Бибичков / «Б.О»

Надия Черкасова, «Открытие» и Гузелия Имаева, НАФИ. Фото: Михаил Бибичков / «Б.О»

Гузелия Имаева: Скоро 8 Марта, и у нас в фокусе внимания женская тема. Надия, вы инициировали создание в России индекса женской предпринимательской активности WBI (Women Business Index), оценивающего уровень развития женского предпринимательства в стране. Совместно с НАФИ проведены уже четыре волны исследования. Предлагаю обсудить их итоги. Какое у вас впечатление от результатов?

Надия Черкасова: Индекс — это фундаментальный инструмент. Комитет по развитию женского предпринимательства «Опоры России» реализует его совместно с АСИ и НАФИ. Исследование помогает расставить многие точки над «i». За те два года, что проходит исследование, мы видим ситуацию с трех сторон — со стороны государства как института поддержки и разработки мер содействия малому и среднему бизнесу, со стороны бизнес-сообщества и со стороны самих женщин, которые видят себя в бизнесе. В международной практике принята более детальная сегментация МСБ, в том числе по социальному профилю целевой аудитории: молодежное, социальное и даже пенсионное предпринимательство. Сегмент женского предпринимательства в России «оцифровывается» в понятные данные: 54% трудоспособного населения — женщины, они составляют 27–32% общего числа предпринимателей в нашей стране. Мы видим здесь хороший ресурс для развития национальной экономики и роста числа предпринимателей.

Надия Черкасова: 54% трудоспособного населения — женщины, они составляют 27–32% общего числа предпринимателей в нашей стране

Исследование включает в себя два блока — вопросы о возможностях, которые дает предпринимательство, и вопросы об ограничениях, которые женщины видят при создании бизнеса. Если говорить об ограничениях, то женщины в первую очередь указывают на недостаток знаний, имея в виду не среднее или высшее образование в целом (мы знаем, что доля женщин с образованием «не ниже среднего» у нас высока), а именно знания, необходимые для старта бизнеса. Мы выделили четыре направления работы для повышения уровня знаний наших женщин в области предпринимательства: это доступ к информации, к образованию, к финансам и к рынкам сбыта, включая внутренние и внешние рынки. По всем этим направлениям «Опора России» ведет совместную работу с Корпорацией МСП, Советом Федерации и фондом «Сколково».

Гузелия Имаева: Доказанный факт, что уровень развития женского предпринимательства напрямую коррелирует с уровнем ВВП на душу населения. Они предопределяют друг друга, поэтому экономический эффект здесь очевиден. Стоит отметить, что не все мужчины готовы идти в социальное предпринимательство. Например, работать с больными детьми, пожилыми. Помимо этого проекты в области здравоохранения, образования и массового спорта тоже не всегда высокомаржинальны. Женщины приходят в эти сферы в 2-3 раза чаще мужчин. И это серьезная опора для государства в решении социальных проблем.

 

Надия Черкасова, «Открытие». Фото: Михаил Бибичков / «Б.О»

Надия Черкасова, «Открытие». Фото: Михаил Бибичков / «Б.О»

Надия Черкасова: Хочу отметить, что в социальные проекты женщины часто приходят через свой собственный опыт. В России до 90% социального бизнеса и образовательных проектов, связанных с развитием детей и дошкольным образованием, делают именно женщины. Встречаются, безусловно, и уникальные проекты, которые можно найти в каждом из 85 регионов нашей страны, где есть отделения «Опоры России». Например, зерновой терминал под управлением женщины. Это абсолютно уникальный, успешный и большой логистический центр в порту Калининграда. Многие женщины видят для себя в предпринимательстве две возможности — возможность самореализации и возможность зарабатывать больше, чем они зарабатывали бы по найму. И еще есть третий мотив, который мы выявили в рамках индекса WBI, — это желание совмещать бизнес и семью, то есть наличие свободного графика, возможности управлять своим временем и своими ресурсами.

Гузелия Имаева: Наше исследование показывает, что женщины, придя в бизнес, чувствуют улучшение в личной жизни. Кто-то родил ребенка, и это стало стимулом к дальнейшему расширению бизнеса, при этом проблемы выбора между бизнесом и остальной жизнью не существует. Примеры таких предпринимателей должны снять барьеры, которые, по сути, существуют у многих только в головах.

Надия Черкасова: Результаты исследования стали основой для создания «Опорой России» совместно с Корпорацией МСП образовательного проекта «Мама-предприниматель». Это один из примеров локальных продуктов для сегмента женщин в декретном отпуске.

Гузелия Имаева: Такая адресная работа дает свой эффект. Исследование помогает выявлять проблемы и сложности, которые точно нужно транслировать в регионы на государственном уровне. Женщин больше всего волнуют вопросы, связанные с предпринимательской экосистемой и детской инфраструктурой. Речь идет, например, о получении мест в детском саду вне очереди или возможности получения финансирования под льготные условия.

 

Гузелия Имаева, НАФИ. Фото: Михаил Бибичков / «Б.О»

Гузелия Имаева, НАФИ. Фото: Михаил Бибичков / «Б.О»

Надия Черкасова: Еще важно отметить, что развитие женского предпринимательства — мировой тренд. В мире есть не только запрос на эту тему, но и реальная работа с ним, причем не столько в силу социальной заботы, сколько в свете того экономического потенциала, который несет в себе женское предпринимательство. По различным данным, до 90% всех покупок в семье совершают именно женщины. И целевая работа, направленная на этот сегмент, для многих корпораций является приоритетным направлением.

Гузелия Имаева: Доказанный факт, что уровень развития женского предпринимательства напрямую коррелирует с уровнем ВВП на душу населения

Гузелия Имаева: Женщины, с одной стороны, в плане бытовых вопросов финансово более грамотны, чем мужчины. Это подтверждают наши и другие исследования. Часто именно женщина в силу своих обязанностей в семье ведет общий бюджет, планируя доходы и расходы. И здесь все неплохо. С другой стороны, женщинам не хватает финансовой грамотности в бизнесе. Здесь у женщин показатели чуть хуже в сравнении с мужской аудиторией — например, женщины чаще сталкиваются с кассовыми разрывами в бизнесе, не всегда им хватает навыков и знаний в области управления финансовыми потоками, финансового планирования. Это, наверное, должно стать одним из фокусов внимания в дальнейшей работе с этой целевой аудиторией со стороны финансовых институтов.

Надия Черкасова: По программам ЕБРР, которые проходили на территории России и в мире, мы наблюдаем, что у женщин бОльшая доля возвратов кредитов, чем у мужчин. Дисциплина связана еще и с тем, что у женщин возникает социальная ответственность. Они часто поддерживают своих пожилых родителей, а в случае развода именно женщины, как правило, остаются с детьми. В силу этих двух социальных задач женщины более ответственны с точки зрения кредитной дисциплины. Я бы еще поддержала тезис о том, что наши женщины более осторожны с точки зрения принятия рисков. Именно поэтому в рамках программы «Мама-предприниматель» мы учим женщин делать SWOT-анализ и оценивать риски и возможности. Ведь очень часто, опасаясь каких-то потенциальных проблем, женщина не видит открывающихся перед ней перспектив.

Гузелия Имаева: Барьер в первую очередь в головах. Есть даже такое понятие, как «стеклянный потолок» (в международной практике это «липкий пол»), когда мы сами создаем себе препятствия и не можем сделать первый шаг. Я думаю, что наше исследование и та работа, которая ведется в рамках комитета, станут толчком к снятию этих барьеров. Мы видим не только по результатам исследования, что отношение общества к женскому предпринимательству меняется, — все больше самих женщин говорят о том, что в семье их поддерживают. Доля поддержки женского предпринимательства медленно, но растет, и это очень важно. Так, женщины, не имеющие своего бизнеса, стали реже говорить о том, что их близкие негативно отнеслись бы к решению начать свое дело (12% в третьей волне против 8% в четвертой волне). Кроме того, женщины-предприниматели стали чаще отмечать позитивные изменения в отношении к деловым женщинам. Этому способствовали публикации в СМИ, распространение примеров успешных женщин, активная государственная политика в области женского предпринимательства, а также действия специализированных сообществ женщин-предпринимателей и выступления чиновников на тему женского предпринимательства.

 

Надия Черкасова, «Открытие» и Гузелия Имаева, НАФИ. Фото: Михаил Бибичков / «Б.О»

Надия Черкасова, «Открытие» и Гузелия Имаева, НАФИ. Фото: Михаил Бибичков / «Б.О»

Надия Черкасова: Полезным инструментом в этом направлении являются истории успеха. У нас было мероприятие в Удмуртии, где мы рассказывали о том, какие существуют возможности у женщин. Встала молодая девушка из зала и сказала: «Все очень хорошо, вы все такие умные, красивые, приехали из Москвы, а у нас здесь своя история». В зале было много женщин, и в ответ на эти слова поднялась одна из присутствовавших женщин и сказала: «Я делаю микрочипы. Мои микрочипы экспортируются в несколько стран. И, чтобы мужчины в этой области серьезно ко мне относились, я защитила сначала кандидатскую, а потом докторскую». И у меня нет сомнений, что в любой аудитории обязательно найдется конкретный уникальный кейс успешной женщины. Важно их показывать. Когда начинаешь искать такие истории успеха, их оказывается очень и очень много, повсюду, от Калининграда до Владивостока.

Гузелия Имаева: В преддверии 8 Марта я хочу пожелать женщинам веры в себя. Что бы ни случилось, я всегда говорю: мы живем один раз, и лучше попробовать и пожалеть, чем жалеть о том, что не попробовала. Нужно двигаться вперед и не бояться!

Надия Черкасова: Желаю нашим женщинам верить в себя и вдохновлять свое окружение и своих близких на новые начинания. Все ограничения на самом деле существуют только в наших головах. И еще: привлекайте в бизнес других женщин, потому что это, безусловно, дает колоссальную возможность для самореализации. Желаю вам успехов и удачи!



Читайте также

Сейчас на главной