Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Александра Ясонова (Юниаструм Банк): Безусловная успешность банка — рекомендации клиентов
08.06.2015

Александра Ясонова (Юниаструм Банк): Безусловная успешность банка — рекомендации клиентов

За 21 год существования на рынке Юниаструм Банк несколько раз менял свою специализацию: розница, МСБ, универсальный… В начале 2014 года акционеры приняли решение, что кредитная организация станет банком для малого и среднего бизнеса. Прошел год. По состоянию на 30 апреля 2015 года доля кредитов МСБ в портфеле банка уже 65%, по объему портфеля МСБ банк вошел в топ-20. Вице-президент, главный директор по развитию бизнеса Юниаструм Банка Александра Ясонова поделилась с «Б.О» секретами успеха


— Александра Игоревна, вы присоединились к команде Юниаструм Банка в начале 2014 года. Благодаря чему банк в течение нескольких месяцев не только успешно трансформировался из универсального в кредитную организацию для малого и среднего бизнеса, но и начал показывать хорошие финансовые результаты в новом для себя сегменте?

— Мои три основных принципа успеха — люди, системный подход в работе, стратегическое видение.

Когда я пришла в Юниаструм Банк, для меня самой первой задачей было сформировать единую команду единомышленников, объединив профессионалов, работающих здесь, с новыми сотрудниками. Для меня это был мощнейший вызов: перенастроить бизнес-процессы с универсального банка на кредитную организацию для МСБ и нарастить продажи в три раза. Данный вызов я приняла, так как я — антикризисный менеджер.

— И как ваша команда смогла решить эту задачу?

— Во-первых, мы внедрили новую для банка систему активных продаж, основной принцип которой — каждый сотрудник в сети продает. И в отличие от других банков, наш управляющий — это тот человек, который привлекает новых клиентов и, по сути, является финансовым консультантом каждого клиента. Основной постулат системы активных продаж — модель «Семь шагов продаж», она, конечно, общеизвестна…

— Но при этом почему-то не у всех она работает…

— Все дело в деталях: существует несколько типов продаж. Есть «впаривание», есть «отпуск товара» — это когда «сколько граммов взвесить», и есть модель, которую я для своих сотрудников описываю, как «помощь клиенту в принятии им правильного решения». Именно третий тип продаж я внедрила в Юниаструм Банке. Такой тип продаж предполагает выстраивание долгосрочных отношений с клиентом по примеру личностных отношений между мужчиной и женщиной.

У нас 60% клиентов приходят по каналу рекомендаций. При этом затраты на его привлечения нулевые. На этом примере мы доказали, что без огромных финансовых затрат на рекламу, только за счет правильно организованной и грамотно мотивированной работы команды можно достигать значительных результатов. Я этим горжусь.

Для меня показательный случай был в Краснодаре, где мы проводили конкурс «Победа Года» в ЮФАО среди предпринимателей. Я невольно стала участником интересного диалога: наш клиент, можно сказать, продавал нас новому клиенту, рассказывая, как здорово обслуживаться в нашем банке, что управляющий всегда готов помочь, решает все вопросы очень быстро, говорит с ним на нормальном человеческом языке, а не банковскими терминами и т.д. Я считаю, это — самый главный успех, когда тебя рекомендуют твои клиенты.

 

— Соглашусь с вами. Это самое важное в клиентском бизнесе. Значит, теперь у вас каждый сотрудник в сети продает кредиты МСБ…

— Не совсем так. Мы оперативно провели переформатирование сети — разделили отделения на три группы. Первая из них — так называемые бизнес-дирекции, где фокус исключительно на обслуживание МСБ. Вторая группа — точки, где есть розница и МСБ. Третья группа — отделения, которые генерируют комиссионные доходы, привлекают депозиты и т.п.

После того как сеть была переформатирована, мы набрали сотрудников с нужными компетенциями и усилили обучение с учетом каждого формата. В результате вместо так называемых «универсальных солдат» в наших отделениях работают специализированные сотрудники.

Также, что очень важно, мы сократили кредитный цикл с трех до одного месяца и повысили уровень одобрения кредитных заявок. Совместно с рисками мы выбрали четыре ниши в сегменте МСБ: арендный бизнес, розничная и оптовая торговля, а также пищевая промышленность. В результате уровень одобрений у нас вырос с 50% до 90%. Просрочки по новым привлеченным клиентам — менее одного процента.

При этом мы остались в той же самой довольно жесткой кредитной политике — мы выдаем только залоговые кредиты.

— Идея с сервисом великолепна, но если год назад для большинства банков предприниматели были желанными клиентами — прекрасно работала технология кросс-продаж, то сейчас МСБ старается минимизировать свои расходы, в том числе и за счет отказа от приобретения банковских продуктов и сервисов…

— Разумеется, в данной экономической ситуации бизнес старается по максимуму минимизировать расходы. Но предприниматель почти всегда пользуется несколькими продуктами банка, как правило, это РКО и кредит и (или) кредитная линия. Мы стремимся к тому, чтобы у клиентов было как минимум три продукта: РКО, кредит и гарантия, зарплатный проект, депозитные продукты.

Несмотря на ситуацию на рынке, в течение 2014 года мы подняли продажи в сегменте МСБ в три раза. При этом у нас эффективность на одного сотрудника — продавца увеличилась в четыре раза. Если в начале года на продавца было около 2 млн рублей, то сейчас порядка 14 млн рублей.

 

Александра Ясонова, вице-президент, главный директор по развитию бизнеса Юниаструм Банка

 

— Благодаря команде вы достигли великолепных результатов. А по какому принципу вы отбирали людей? В чем секрет — ваша интуиция или расчет и прагматизм?

— Когда речь идет о новых сотрудниках, то я предпочитаю брать не людей процесса, а людей результата. Первые на собеседовании подробно рассказывают о процессе реализованных ими проектов, а вторые четко сообщают цифры, доходы, объемы.

— А как вы отбираете людей в свою команду, которые уже работают в банке. Например, как вы поступите с человеком, который работает в продажах, но при этом не выполняет план. Вы его уволите?

— Я придерживаюсь принципа «правильные люди на правильных местах». Прежде чем принять такое радикальное решение, я проанализирую — а сможет ли он эффективно работать на другом участке работы, например, в бэк-офисе. Может, этот человек боится сделать первый шаг навстречу новому клиенту, но при этом он качественно обслуживает.

— А чем можно мотивировать продавцов?

— Все зависит от конкретного человека. Кому-то нужны деньги, а кому-то, например, слава. Порой бывает так, что «звезде» нужно лишь признание, например, обед с председателем правления банка. Поэтому я рекомендую руководителям: поймите ценнос­ти своих сотрудников. Очень важно делать не типовую, как у всех (например, процент от объема продаж) систему мотивации, а адаптированную именно под конкретных людей. Мы регулярно внедряем конкурсы под определенные задачи, это отличный инструмент для стимуляции продаж. Я знаю, что как раз для «звезд» быть первым — это лучший мотиватор.

— Как бизнесу выстраивать диалог с другими подразделениями банка?

— Я хочу отметить, что один в поле не воин. И если ты будешь кричать: «Мы, бизнес — самые лучшие и главные, давайте обслуживайте и поддерживайте нас», то ни одно подразделение не будет этого делать. Мы живой организм. Например, если бизнес — это сердце банка, то операционный блок — его позвоночник, поэтому мы друг без друга не сможем существовать. Один орган без другого работать не может. Как бы мы ни хотели бежать вперед, если наши ноги бегут в другую сторону, то ничего не получится. Я благодарна акционерам и председателю правления за оказанную поддержку, это очень важно — чувствовать опору. Именно они и помогают работать нам слажено, как единый организм.

— А что нового в продуктах вы создали специально для клиентов малого и среднего бизнеса? Ведь только за счет сервиса не получится занять лидирующие позиции на рынке.

— Мы постоянно обновляем нашу продуктовую линейку для клиентов МСБ. В мае 2015 года мы внедрили продукт, о котором я мечтала, как только пришла в банк. Это пакет предложений «Ваши правила». Я подумала, продавая РКО, мы говорим клиенту: заплати столько-то денег и у тебя будет такое обслуживание, а если исходить от потребностей клиента? Что конкретно нужно ему? Например, сколько он делает расчетных платежей. Сколько он снимает наличных в месяц. И мы сделали некий конструктор. Уникальность данного продукта заключается в том, что мы предлагаем клиентам не выбрать один из стандартных пакетов РКО, а самому сформировать пакет из того набора услуг, который необходим для конкретного бизнеса. При этом клиенту предоставляется скидка от стандартных тарифов. И чем больший объем услуг закажет клиент, тем большую скидку он получит. По нашей информации нечто подобное предлагают только два банка на рынке.

Также в начале года мы модернизировали наши стандартные пакетные предложения по РКО — пакеты «Оптимальный старт», «Торговый», «Универсальный», «Бизнес-рост». Судя по результатам продаж, наши пакеты очень востребованы как новыми, так и существующими клиентами. Особенным успехом среди клиентов при переходе с обычного РКО пользуются пакет «Бизнес-рост» и пакет «Торговый». При выборе пакетного обслуживания клиент экономит расходы на обслуживание свыше 20%, экономит время — оплата производится единовременно за выбранный срок обслуживания, а также получает дополнительные скидки на кредитные продукты, зарплатный проект, эквайринг и прочие продукты в период действия пакета РКО.

Помимо этого, с 1 мая 2015 года мы предложили клиентам новую услугу — открытие счетов и осуществление платежей в китайских юанях. Данная услуга также является достаточно востребованной клиентами, осуществляющими внешнеэкономическую деятельность.

Ну и, конечно же, мы не останавливаемся в своем развитии. Сейчас готовим ряд новых продуктовых предложений для клиентов МСБ, выход которых ожидаем уже в ближайшие два-три месяца.

— Сколько времени ушло на разработку продукта «Ваши правила»?

— Около трех месяцев. Мы делаем все очень быстро, но при этом качественно. У нас нет бюрократии. В среднем обновление существующего продукта занимает один-два месяца, если он создается с нуля — три месяца.

 

 

— Согласно стратегии банка в 2015 году планируется увеличить объем комиссионных доходов на 30%. Как вы будете достигать поставленную цель?

— РКО МСБ приносит банку порядка 50% комиссионного дохода. И соответственно этот продукт является одним из ключевых драйверов роста комиссионного дохода. Дополнительный доход мы планируем получать за счет реализации мероприятий по внедрению новых продуктов и увеличению глубины проникновения — количества проданных продуктов и услуг одному клиенту.

5 правил Александры Ясоновой
1. Бизнес — это как спорт. Ты должен всегда видеть перед собой цель и не видеть преград — достойно идти к цели.
2. Принимать интересные вызовы и никогда не сдаваться.
3. Быть открытым и честным со своей командой.
4. Работа должна приносить удовольствие и драйв.
5. Что бы ни происходило, нужно оставаться самим собой, сохраняя чувство юмора и оптимизм.

— Не могу все-таки не спросить о рознице. Неужели вы отказались от развития розничного бизнеса?

— Конечно, нет! У нас ведь обширная филиальная сеть, серьезный кредитный и депозитный портфель, мы регулярно работаем над привлечением новых вкладчиков, нам удалось научиться привлекать за две недели 1 млрд депозитов и 9 тыс. новых клиентов. Более того, у нас есть отличная кобрэндинговая карта — Travel Card, которую отметили участники рынка и бизнес-сообщества. Буквально на днях наша карта удостоилась почетного четвертого места в номинации топ-5 лучших программ для путешественников. В начале 2014 года Travel Card продавались достаточно вяло, мы оптимизировали этот продукт, провели обучение сети, поставили KPIs, и продажи просто взлетели уже к осени: дебетовых карт — в четыре раза, кредитных — в 12 раз!

— Принятая в начале 2014 года стратегия рассчитана на три года. Что необходимо банку сделать за этот период времени?

— Скажу основное: наши задачи в 2015 году — рост доходов, соответственно, продажи только доходных маржинальных продуктов, увеличение прибыли, сокращение расходов, удержание кредитного портфеля, фокус на комиссионные доходы.






Сейчас на главной
Запрос на кастомизацию продолжает расти Запрос на кастомизацию продолжает расти

О том, как среды разработки low-code и no-code помогли FIS заменить ушедших с рынка международных вендоров, рассказал управляющий партнер компании Владимир Залеский


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ