Банковское обозрение

Финансовая сфера

25.04.2019 Аналитика
Будущее проступает пятнами

За один только первый день XVI Банковский саммит по инновациям и развитию поставил столько вопросов, что отвечать на них придется целый год



Фото: ЦФТ

Фото: ЦФТ

Неформально Саммит ЦФТ для некоторых его делегатов начался еще в аэропорту, где счастливчики, получившие разными путями весенний выпуск корпоративного издания CFT-Times, смогли ознакомиться с мнением топ-менеджмента этой Группы компаний.

Первое, что бросалось в глаза — приветственное слово Андрея Висящева, председателя правления ГК ЦФТ: «Это будет про “цифру” и вокруг “цифры”. Пожалуй, именно это сегодня и есть центральная тема всего финансового рынка. Одним цифровая трансформация видится панацеей, другим — немного будущим, третьим — неоправданно дорогой игрушкой, четвертым — must have. Так или иначе, все мы будем в “цифре”. Но, как сказал один из героев CFT-Times, “Пока будущее проступает пятнами”».

Поэтому у делегатов было некоторое время в полете, чтобы определиться: где, когда и как эти пятна, по их мнению, проявляются, а главное, решить: к какой из описанных спикером категорий причислить себя. Тем более что уже появилась программа первого дня, где была подтверждена дискуссия: «Что такое цифровой банк, с точки зрения…»?

Наши деды так делали, а мы не будем

Каким будет цифровое будущее? Какова роль цифрового банка в нем? Какие продукты в нем будут востребованы? Как найти в новом мире инновации, которые были бы полезны для банкинга будущего? Какие направления развития уже сегодня представляются тупиковыми? Ведь цифровизация уже выявила набор подразделений, которые тянут банки назад.

Все это и множество других вопросов предложил обсудить Александр Погудин, член совета директоров ГК ЦФТ, официально открывая первый день работы XVI Банковского саммита по инновациям и развитию, который ЦФТ 18–21 апреля 2019 года проводил в городе Айя-Напа на Кипре. Официальной темой этого представительного форума он заявил: «Цифровая трансформация финансового рынка: управление изменениями».

Неофициальную тему по итогам Саммита можно, ссылаясь на пророческие слова Андрея Висящева все в том же номере CFT-Times, сформулировать следующим образом: «Нам всем нравится принимать участие в формировании будущего, быть, что называется, “на острие”. Надеемся, что вместе с ЦФТ вы будете смелее смотреть на будущее. Согласитесь, нам всем выпала уникальная возможность — быть непосредственными участниками очередной технологической революции. Нам надо понять, что и как делать».

Надо признать, на этот второй извечный вопрос русской интеллигенции в конце Саммита таки был дан ответ: «Наши деды так делали, а мы не будем».

 

Антон Арнаутов, «Финтех Лаб». Фото: ЦФТ

Антон Арнаутов, «Финтех Лаб». Фото: ЦФТ

Очевидно, первым, кто сделал всё не так, как раньше, стал Антон Арнаутов, генеральный директор компании «Финтех Лаб», прочитавший феерический «цифровой рэп» в ходе баттла «Банкиры VS Страховщики» в заключительный день Саммита. Те, кто до сих пор предпочитает «теплый аналоговый, ламповый звук» смогли насладиться выступлением сертифицированной копии группы ABBA во второй день Форума. а все вместе – с большой пользой погрузиться в дискуссию!

В цифровизацию может войти любой, если он Греф

В первый день Саммита будущему были посвящены стратегическая сессия «Цифровой финансовый рынок: условия и требования к участникам. Видение глобальных вендоров» и, как уже отмечалось, саммит-спич «Что такое цифровой банк, с точки зрения…». В чем-то мнение выступающих совпадало, в другом расходилось. Очевидно, имеет смысл не останавливаться детально на тезисах каждого спикера, а привести аргументацию присоединения к тем категориям, о которых писал Андрей Висящев.

«Будущее уже здесь, но не все люди его видят, точнее, хотят видеть изменения вокруг. Инерция противостоит», — примерно такое мнение высказали финансисты. «То, что сегодня на рынке считается космическими технологическими инновациями, во многом было придумано много лет назад. Но только сегодня все это вышло в Production и приобрело черты, характерные для промышленного ПО», — таким было мнение вендоров. Но участники также отметили значительный прогресс в некоторых областях, например в квантовых вычислениях, процессорах, памяти, а также нейробиотехе.

Андрей Висящев: Одним цифровая трансформация видится панацеей, другим — немного будущим, третьим — неоправданно дорогой игрушкой, четвертым — must have

«Если вы хотите работать в онлайне — то должны оцифровать процессы, создать нормальный продукт и научиться продавать его в соцсетях и в маркетплейсах. Постарайтесь удивить потребителей, собирать лайки, создавать мемы, формировать новые паттерны поведения и управлять эмоциями клиента, а также оптимизируйте процессы и жестко контролируйте себестоимость», — добавили профессиональные инноваторы.

Финансисты согласились с тезисом, что банкинг — довольно консервативная сфера. Многие проблемы связаны не с инновациями как таковыми, а с ментальностью. Рисками необходимо управлять, а как это делать в новой реальности? Какую помощь могут оказать в этом вопросе регуляторы? Вообще, готовы ли клиенты работать с цифровыми банками, если это не Сбербанк или «Тинькофф»?

Эти две кредитные организации вспоминали в том числе и потому, что “цифра” — это совсем не дешево». Имея бюджеты на IT, какими распоряжаются Герман Греф или Олег Тинькофф, «в цифровизацию может войти любой». А какие перспективы у тех, кто помельче масштабом?

Модератором стратегической сессии стал Андрей Фомичев, заместитель председателя правления ГК ЦФТ. В ней с докладами выступили Виталий Тукмаков, ведущий консультант Hewlett Packard Enterprise (HPE) в России, Роман Гоц, директор по развитию бизнеса Atos в России, Вадим Грицаенко, менеджер по работе с заказчиками компании Oracle, а также Андрей Кожин, Mastercard.

Эльман Мехтиев, президент НАПКА, председатель совета СРО «МиР», с пристрастием выяснял, «что такое цифровой банк, с точки зрения…» у разработчика Александра Погудина, технологического архитектора банка Максима Азрильяна, Альфа-Банк, у CDTO банка Александра Рыбакова, Банк «Санкт-Петербург», у крупного корпоративного клиента банка Виктора Луканина, «СИТИ КИОСК», у представителей малого бизнеса Павла Самиева, генерального директора компании «БизнесДром», председателя по финансовым рынкам «Опора России», а также акселератора FinTech стартапов Антона Арнаутова.

Банк будущего — суперэффективный робот

В чем у уважаемого собрания не было расхождений во взглядах? Общее мнение, наверное, состоит в том, что, пользуясь принципом здорового консерватизма, умением выстраивать положительный клиентский путь, а также желанием предложить клиенту здесь и сейчас нужный ему финансовый продукт, можно выстроить некое цифровое ядро, платформу, если угодно. И далее, как виноградную гроздь, обогащать ядро сервисами и продуктами.

Этот подход приводит к тому, что понятие «банк» растворяется, на сцену выходят финансовые посредники, объединяющие в себе и банки, и страховые компании, и брокеров, и лизинг, и МФО. Появляются соответствующие маркетплейсы и экосистемы. Но последнее вызвало у делегатов жаркие споры: жизнь показывает, что тут все совсем не просто. Причин тому множество.

По мнению Александра Погудина, в его картине мира идеальный бэк-офис не включает людей: «Только тогда он сможет работать 24/7 и обслуживать все запросы с одинаковой скоростью. А чтобы людей там не было, нужно найти точки, где можно принимать профессиональное суждение по всем сложным вопросам. Например, приходит человек просить кредитные каникулы — в этом случае должна быть нейронная сеть, обученная лучше, чем сотрудник. Она должна быть обучена данными со всего рынка, чтобы эффективно принимать решения. И в моей идеальной картине мира банк-победитель — это суперэффективный робот. Там не будет людей, потому что им свойственно ошибаться. Люди будут строить модели и обучать их».

 

Александр Погудин, ГК ЦФТ. Фото: ЦФТ

Александр Погудин, ГК ЦФТ. Фото: ЦФТ

Александр Погудин: В моей идеальной картине мира банк-победитель — это суперэффективный робот

Итак, один из сценариев работы банка, точнее финансового посредника будущего: найти клиента — не с помощью рекламы, а благодаря его цифровому двойнику, подписать договор — не с помощью офисов или курьеров, а на площадках цифровой коммерции, обработать транзакцию — не в бэк-офисе, а посредством «растворенного в экосистеме» автомата на базе элементов искусственного интеллекта и, наконец, отчитываться перед регулятором — не с помощью 145 отчетов, а обеспечить онлайн-доступ Банка России к ключевым показателям своих подопечных.

Что это дает? Каково будущее цифрового рынка? Ответ ЦФТ, поддержанный участниками дискуссии:

• резкий рост эффективности;

• радикальная смена IT-решений;

• продукты только дистанционные, через Open API;

• все обслуживание — VIP;

• конкуренция: от конкурирования сбытовыми сетями к конкуренции за данные и их обработку;

• все банки глобальные, все успешные продукты тиражируются мгновенно без страновых ограничений;

• системы класса «АБС» — каркас цифрового банка, а все точки принятия решений будут использовать AI.

Когда ожидать цифровое будущее?

Эльман Мехтиев, открывая первую сессию второго дня работы Саммита, признался, что поднятые накануне вопросы оказались настолько сложны, что ему понадобилось немало времени, чтобы осмыслить даже их часть. Но однозначный вывод, который он сделал: «Инновации и цифровой банк — уже здесь», подобно тому, как господин Журден в произведении Ж.-Б. Мольера «Мещанин во дворянстве» не знал, что всю свою жизнь (более сорока лет) он говорил именно прозой.

Из конкретики достаточно вспомнить проект компании «Д2 Страхование», который защищал делегатов Саммита от неприятностей по дороге из аэропорта Ларнака до отеля. И Александр Погудин, и Эльман Мехтиев, и другие признались, что, трезво оценивая происходящее вокруг, можно сказать, что в том или ином виде инновационные цифровые сервисы довольно давно либо создают, либо потребляют. Сами по себе IT-технологии для всего этого существуют, хотя пределов их совершенствования нет, об этом напомнили представители вендоров.

Но есть и сложности, о них ярко сказал представитель HPE: «Аксиома цифровой трансформации заключается в том, что технологии не могут быть отделены от бизнеса. а сегодня бизнес не всегда может сформулировать полный набор требований, поэтому технологии не всегда могут предоставить полный набор решений».







Присоединяйся к нам в телеграмм