Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Некоторые инновационные банки, предоставлявшие сервисы дистанционно в формате BaaS, сегодня сами готовы стать удаленным объектом — уже для своих собственных сотрудников, более половины которых в ближайшее время смогут не приходить в офис
Причина понятна — борьба с пандемией коронавируса. Намерения банков тоже ясны, хотя звучат необычно. Понятно, если о дистанционной работе сотрудников заявляет Тинькофф Банк, который давно привык к «удаленке». Однако сегодня традиционные банки заявили о переводе на дистанционную работу до 60% своего офисного персонала. Означает ли это, что и клиентам банков придется перестать ходить в отделения, потому что сотрудники их просто исчезнут?
Эксперты, услышав о намерении банков перевести часть сотрудников на удаленную работу, сразу предупредили об известных угрозах и проблемах, связанных с хищениями и активизацией злоумышленников. Проблемы чисто технические — это вопросы правильной организации защищенных каналов связи, правильных протоколов доступа к банковским ресурсам и соответствующей аутентификации, работы с электронной подписью и прочие вопросы. Отмечу, что помимо каналов связи важна организация рабочего места на дому. Домашний компьютер обычно находится в пользовании всех членов семьи, может содержать игры и другие потенциально инфицированные программы. Покупать ли новый компьютер всем сотрудникам, работающим «на удаленке»? Возможно, это было бы правильно, но, похоже, новые компьютеры «удаленным» сотрудникам покупать никто не собирается. Есть ли в банках и требования к «домашнему» рабочему месту?
Конечно, отправлять «на удаленку» можно и нужно не всех сотрудников. В число запланированных 60% вряд ли войдут сотрудники, которые обслуживают АРМ КБР или, скажем, те, кто контролирует проход за защищенный периметр банка. На рабочем месте целесообразно оставить и тех, кто управляет работой «удаленщиков». По сути, в банке потребуется утвержденный документ — регламент, положение, устанавливающие, кого из сотрудников можно и кого не следует отправлять на удаленную работу. Документ должен существовать в банке заранее, до проведения всех масштабных трансформаций. Есть ли он в каждом банке?
Домашний компьютер обычно находится в пользовании всех членов семьи, может содержать игры и другие потенциально инфицированные программы
Сами сотрудники «на удаленке» тоже требуют для работы определенных регламентов. Например, по опыту работы интернет-магазинов (которые часто используют удаленную работу) я знаю, что сотрудники-«удаленщики», готовящие контент для товарных позиций, несмотря на свободное рабочее расписание, должны находиться в определенное время на своем рабочем месте дома для проведения онлайн-коммуникаций и групповых совещаний. Есть и другие требования. «Статус» «удаленщиков» обычно немножко ниже, чем у офисных сотрудников, которые ближе и к начальству, и к информации, которую получают без задержки и искажений. «Удаленщики» более открыты во всех смыслах — средства телекоммуникаций делают доступными их диалоги для всех остальных сотрудников. Здесь появляется новое поле деятельности для банковских злоумышленников: банк — совсем не интернет-магазин.
Если говорить об «удаленном» банковском бизнесе надолго и серьезно, то, конечно, потребуется новая методика оценки эффективности работы удаленных сотрудников, включая методы контроля работы и всего того, что связано с зарплатами, премиями, бонусами. Это архиважно.
Помнится, комплект необходимых документов подготовил «Аэрофлот» пять лет назад. Крупнейший авиаперевозчик планировал тогда перевод части своих офисных сотрудников на дистанционную работу и подготовил четыре документа — два положения и две методики для организации этого перехода. Характерно, что многие сотрудники тогда легко соглашались на дистанционную работу, несмотря даже на планируемое снижение зарплат «удаленщиков» на 10–15%. Экономия собственного времени оказалась для многих более ценным подарком. Положений и методик «Аэрофлота» на корпоративном сайте я сегодня не обнаружил. Возможно, текущая ситуация с коронавирусом заставит все крупные компании, и не только банки, активировать идеи удаленного доступа к работе. Важно понимать, что организация удаленной работы — дело непростое в любом бизнесе, а скороспелый рапорт о переводе может дезорганизовать работу любого банка.
Арам Мурадян, управляющий директор департамента по работе с экосистемными партнерами, финансовыми институтами и посредниками «Ренессанс Страхования», рассказал генеральному директору АЦ «БизнесДром» и шеф-редактору «Банковского обозрения» Павлу Самиеву о работе с экосистемными партнерами, развитии повседневной коммуникации с клиентами и механизме создания продуктов с высокой потребительской ценностью
Вопрос банкротства иностранной компании, у которой есть активы в Российской Федерации (трансграничное банкротство), практически не урегулирован российским законодательством. Суды при принятии решения о банкротстве в основном применяют аналогию права и руководствуются общими положениями Закона о банкротстве и гражданского законодательства