Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
В 2020 году крупнейшие игроки рынка экосистем в России приняли решение прекратить сотрудничество. Тигран Худавердян, управляющий директор ГК «Яндекс», следующим образом прокомментировал «развод» со Сбером в 2020 году: «Возникла проблема — Сбербанк принял решение развивать собственную экосистему, которая начала существенно конкурировать с самим “Яндексом”, и стало совершенно непонятно, как можно сочетать одновременно “брак” и конкуренцию. Я думаю, что фундаментальная проблема заключалась в том, что возникло противоречие двух целеполаганий».
Тогда в информационной среде часто проходили дискуссии о необходимости конкуренции в условиях стремительного развития гигантов. В России такую модель развивают, например, VK, Сбер, «Яндекс», «Тинькофф», МТС и ВТБ. Еще в 2018 году консалтинговая компания McKinsey подсчитала, что в 2025-м около 30% корпоративного дохода в мире будут генерировать экосистемы.
С наступлением февральских событий вектор обсуждений сменился. Оформлять подписки на сервисы без Apple Pay и Google Pay стало чуть менее удобно. Сбер из-за вводимых ограничений со стороны США и ЕС продал некоторые подразделения компании, например Оkko, «СберЗвук», ЦРТ, «Эвотор» и SberCloud. Также компания свернула игровое подразделение SberGames по причине введения санкций против разработчиков. «Яндекс» прекратил инвестиционные вливания в Россию после приостановки торгов на NASDAQ. Бизнес компании также страдает после ухода крупных рекламодателей.
Общественность пророчит крах подхода «подписки на все». «Распад экосистем продолжится. Вслед за крупнейшими игроками могут последовать догоняющие их МТС и “Тинькофф”. Так, чистая прибыль МТС упала во втором квартале на 36,4%, и компания уже начала закрывать непрофильные направления, например службу экспресс-доставки еды. В “Тинькофф” после смены владельца вообще меняется очень многое, а ряд сервисов, формально запущенных в прошлом году, так и не заработали», — пишет «КоммерсантЪ».
Но нельзя сказать, что экосистемный подход к бизнесу применяется только в популярной связке кино/музыка/такси, где теперь «все сложно». Он успешно используется также в нишевых отраслях.
Например, РСХБ в марте 2022 года сообщил о запуске цифровой платформы RSHB DIGITAL. В рамках решения банк объединит участников агрорынка и начнет создавать цифровые продукты для предпринимателей, связанных с сельским хозяйством. Также банк работает над экосистемой «Своё», которая предназначена для аграриев. К концу 2021 года система насчитывала уже миллион пользователей.
«ДОМ.РФ» развивает суперсервис «Цифровое строительство», разработанный на базе Единой информационной системы жилищного строительства, что позволит в дальнейшем предоставлять пользователям комплексный перечень услуг в этой сфере.
Оба проекта получили награды на премии FINAWARD’22 в номинции «Решение для маркетплейса или экосистемы B2С».
Сбер также развивает большое количество отраслевых проектов. Например, с 2020 года у компании представлена платформа SberUnity, к которой присоединилось более тысячи стартапов. Платформа предоставляет клиентам доступ к бесплатным обучающим материалам и предлагает бесплатное взаимодействие молодых предпринимателей с опытными наставниками.
Так, можно сказать, что, хотя крупные экосистемы испытывают в России значительные трудности, зарождение и развитие новых узкоспециализированных платформ все же не останавливается.
Банки смогли преодолеть пик кризиса 2022 года весьма достойно, без существенных вливаний в банковскую отрасль для докапитализации. Участники рынка не раз отмечали, что меры ЦБ были своевременными и точными, но время их действия подошло к концу. На какие меры поддержки может рассчитывать финансовая отрасль в 2024 году?