Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Инвестмаркетплейс: панацея или иллюзорное счастье?
15.02.2022 Best-practiceFinCorpFinRetailFinTech

Инвестмаркетплейс: панацея или иллюзорное счастье?

Среди специалистов по инвестициям слышны идеи о создании инвестиционных маркетплейсов — площадок, где брокеры, инвестиционные советники, банки и другие участники рынка будут находить себе клиентов, выплачивая комиссию площадке


Все это голубые мечты?

Еще в декабре 2020 года привлечение пользователей в финтехе могло обойтись в 100–200 долларов за клиента. При незначительной заложенной прибыльности клиента, но с учетом всех его затрат цена для конечного приобретателя может составлять около 200–250 долларов, что при высоком трафике дает значительные суммы. 

Генерация постоянного потока хотя бы в 1000 клиентов обойдется на старте приблизительно в 180–250 тыс. долларов, что на первых этапах смогут позволить себе не все. Если говорить о потребностях рынка, где минимум — 100–150 тыс. клиентов ежемесячно на все инвестиционные услуги, то траты составят 15 млн долларов в месяц. 

Под клиентами мы понимаем пользователей, совершающих действия и приносящих прибыль компании, покупающей трафик. Это важнейший фактор, так как, например, данные ЦБ говорят о более скромных показателях по инвестиционным счетам, чем в начале 2021 года: из 15 млн открытых брокерских счетов на 6 млн из них есть активы. При этом только у 2,4 млн активы превышают 10 тыс. рублей. При таких показателях привлечение клиентов к открытию брокерского счета не должно превышать 50 рублей, или 68 центов. 

Что делать?

Существует несколько решений вопроса:

  • Приобретение компаниями сторонних сервисов. Александр Широколобов, сооснователь сервиса для любителей активного отдыха ActiveTrip.me, объяснил покупку непрофильного для компании Daegu Limited картографического приложения Maps.me возможностью снижения цены клиента, так как он в сегменте картографии стоит около 15 центов. Но это нельзя назвать целиком оправданным, так как компания не раскрывает своих данных по привлечению новых пользователей, и гарантировать серьезное снижение цены не может никто. 

  • Информационный портал или личный блог. Таких примеров на рынке финансовых маркетплейсов пока нет. Но примером такой тактики можно назвать созданный в 2007 году метапоисковик авиабилетов AviaSales, изначально основанный на блоге о путешествиях Константина Калинова. 

  • Создание побочных функций сайта, например новостного или справочного. В банковской и страховой сферах главенствуют Банки.ру, генерируя на своих страницах почти 15 млн пользователей в месяц. По данным Forbes, выручка компании составляет около 1 млрд рублей; доля лидогенерации в общей выручке — 60%, 20% приходится на мейдиную рекламу. 

Но серьезного продвижения маркеплейса в сторону инвестиционных продуктов ожидать не стоит, поскольку дешевые сферы финансовых услуг, например страхование или ипотечное кредитование, более понятны и просты, но не менее маржинальны для сайтов поставщиков клиентов.

Что касается перспектив входа на рынок российских IT-гигантов, таких как VK или «Яндекс», то на данном этапе можно говорить только о VK, так как один из основных принципов маркеплейса — это его независимость, что нельзя сказать о «Яндексе» с его планами запуска банка в этом году. По этой же причине маловероятен приход ВТБ и Сбера. 

Рынок считает, что маркетплейсы будут создавать и распределять клиентов по принципу «С каждого по способностям, каждому по потребностям». Но это далеко не так.

Макетплейсы являются только частью или даже одним из инструментов для привлечения клиентов, но никак не справочником и не объективным источником информации.

Задача любого маркеплейса — заработать, и, как только маркеплейс набирает необходимую пользовательскую массу, он может как сам, так и через посредников предлагать услуги по приоритетной выдаче.

Часто можно встретить людей, активно помогающих при продвижении того или иного товара или услуги, что не просто существенно усложняет подбор адекватного по цене и качеству товара, но и в целом, убирает какую-либо адекватность из поисковой выдачи. В итоге получая лишь очередной маркетинговый инструмент со своими минусами и плюсами.

Сложно предугадать перспективы развития инвестиционных маркетплейсов, даже как полноценного инструмента продвижения инвестиционного советника или инвестиционной компании. Не менее важно, что сейчас рынок инвестиционных консультаций находится на этапе становления — большие объемы целевого трафика не обладают адекватными горизонтами планирования и тем более сроками окупаемости. Накладываемые на это проблемы лояльности пользователей и поставщиков инвестиционных услуг и пока слабая заинтересованность крупных игроков IT-рынка в инвестиционных маркетплейсах не добавляют перспектив на краткосрочном промежутке времени. 







Сейчас на главной
Накормить «маленьких» Накормить «маленьких»

15 июня в рамках «стартового» дня ПМЭФ-2022 на сессии «Доступность финансирования для малого бизнеса: ставки, условия, госпрограммы» банкиры и предприниматели дискутировали о том, что сейчас предлагают банки малому бизнесу, как себя чувствуют заемщики и как развиваются альтернативы банковскому кредитованию

05.07.2022
Перспективы ЦФА по-казахстански Перспективы ЦФА по-казахстански

На Astana Finance Days несколько сессий были посвящены регулированию и обороту цифровых активов как в глобальном масштабе, так и в Казахстане на базе и в юрисдикции Международного финансового центра «Астана» (МФЦА)

Рывку вперед предшествует… Рывку вперед предшествует…

Участники форума FinNext, прошедшего 30 июня 2022 года, попробовали разобраться с черными лебедями, слетевшимися на российский финансовый рынок, и выяснить, какие изменения принес февраль 2022 года


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ