Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
В кулуарах XV Международного банковского форума «Банки — XXI век» главный аналитик Сбербанка России Михаил Матовников поделился с «Б.О» своим мнением о происходящем на банковском рынке
В этом году прошло два ведущих форума. С трибуны Международного банковского конгресса в Санкт-Петербурге все говорили о развитии, но при этом никто не сказал о том, что всех больше всего волнует, — о банковском кризисе. Зато в кулуарах обсуждали «Югру», «Открытие» и проблемные банки.
Форум в Сочи — диаметрально противоположный. Здесь с трибуны во всю говорят о банковском кризисе, даже председатель Центрального банка называет в выступлениях отдельные банки и обсуждает их проблемы, чего не было в Санкт-Петербурге, но почему-то очень мало позитивной повестки. То есть не обсуждается, как мы будем развиваться, какие бизнес-модели «выстрелят», где есть новые ниши, очаги роста, что, в общем, довольно странно.
Мне кажется, что кроме дискуссии о проблемах обязательно должна быть позитивная повестка. Одна из панельных дискуссий, которая теоретически была посвящена будущим бизнес-моделям, ушла в тему информационной безопасности, что, в общем, тоже не про будущее.
С другой стороны, надо признать, что значительная часть дискуссии, которая сейчас идет, о будущем цифровых технологий, построена по принципу «Скоро будет одно сплошное телевидение». Нельзя сказать, что это неправильный подход, в этом есть много здравых моментов. Однако не нужно забывать, что у нас до завершения цифровой революции банковская система должна пройти еще несколько этапов, для того чтобы стать просто нормальной финансовой системой.
У нас банковский бизнес по модели — это банковский бизнес примерно семидесятых годов прошлого века. С тех пор финансовые рынки развились и в развитых странах банки уже оказывают массу других услуг, а наши банки очень плохо осваивают небанковские финансовые услуги. Эти сегменты рынка не просто плохо развивались за последние годы, они просто рухнули в процентах ВВП. Этот перманентный финансовый кризис почти уничтожил отрасль доверительного управления, которая, как казалось в 2007 году, вот-вот полетит. У нас пришла в упадок пенсионная отрасль, деградировали сегменты, которые на развитых рынках составляют более половины всего финансового сектора.
Сейчас Банк России плотно занялся тем, чтобы эти искажения как-то исправить. Но полноценной дискуссии пока нет, стратегии банков не направлены на осмысление своих возможностей в этих сегментах рынка. Это, конечно, не горизонт двух-трех лет, но те, кто заложат сейчас платформу, создадут фундамент для дальнейшего успеха.
2024 год многие называют временем вкладчика из-за сохраняющихся привлекательных условий по депозитам благодаря высокой ключевой ставке ЦБ РФ. В чем именно хранить свои сбережения и как правильно рассчитать доходность, стоит ли опираться только на рублевые инструменты и есть ли альтернатива в иностранной валюте, «Б.О» рассказал начальник управления по работе с состоятельными клиентами «Привилегии ВТБ» Дмитрий Кобяков
Много говорилось о том, как использование микросервисных решений для банков увеличивает производительность, ускоряет вывод новых бизнес-продуктов на рынок и помогает банкам стать по-настоящему цифровыми. В сложившихся реалиях ЦБ уделяет повышенное внимание стабильности критической инфраструктуры, к которой относится и банковская. Поэтому возникает серьезный вопрос: как поведут себя «модные» микросервисы в случае серьезных сбоев? Сможет ли банк сохранить требуемую регулятором непрерывность предоставления услуг?
Согласно результатам исследования, опубликованным изданием Recycle, среди опрошенных предпринимателей, занимающихся экологичными проектами, только 13% пробовали применять данный инструмент для целей предприятия