Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Кто больше? гонка региональных форматов
01.12.2007

Кто больше? гонка региональных форматов

Банки форсируют развитие сети региональных отделений —по сравнению с прошлым годом темпы прироста сетевой инфраструктуры выросли в четыре-пять раз. Банки планируют наращивать отделения в таком режиме еще четыре-пять лет. Лидерам по масштабу сети брошен серьезный вызов — и со стороны ближайших конкурентов, крупных универсальных банков, и от средних по активам кредитных организаций, сделавших ставку на розницу и малый бизнес.


Два-три новых офиса каждый день

За все первое полугодие 2007 года региональные сети банков приросли на 120 новых филиалов. Для сравнения: за весь прошлый год открылось всего 42 новых банковских филиала. Темпы роста филиальной сети возросли, по грубым прикидкам, в пять-шесть раз, и это ведь только филиалы. Гораздо большую динамику показывают банки в части прироста сети «облегченных» региональных отделений — дополнительных, операционных, кредитно-кассовых офисов и операционных касс вне кассового узла. Посчитать этот прирост в масштабах всей банковской системы практически невозможно, поскольку, с одной стороны, Банк России не публикует соответствующую статистику. А с другой стороны, темпы настолько велики, что за время подсчетов сети еще прирастут, и немало. Сойдемся на субъективной оценке: почти каждый день редакция «БО» получает два-три банковских пресс-релиза с сообщениями об открытии нового регионального офиса. При этом завидную активность в наращивании отделений демонстрируют как лидеры банковского рынка, так и средние банки. Последние иной раз и превосходят гигантов по скорости построения сети.

Субъективные ощущения оправдались при опросе банков, проведенном «БО». Например, сеть стационарных отделений Альфа-Банка (без партнерских продаж в магазинах и салонах) выросла до 280 точек. В июне прошлого года, то есть полтора года назад, когда «БО» проводило последнее исследование такого рода, у Альфа-Банка было лишь 65 точек. Прирост более чем в четыре раза. ВТБ 24 за год увеличил количество своих региональных отделений вдвое. У Импэксбанка было около 140 стационарных точек продаж, а в окончательное слияние с Райффайзеном он входит, имея более 200 точек. В результате получится объединенный банк с региональной сетью из 260 точек, что превышает собственную сеть Райффайзенбанка почти в пять раз. И небольшие банки, как уже было сказано выше, не отстают. Например, Русь-Банк, который в рэнкинге Интерфакса занимает 46-е место по активам, за 10 месяцев текущего года увеличил сеть в три раза (с 52 до 149 отделений). До конца года в числе подразделений Русь-Банка появится еще около 20 точек, и по размеру сети он уже может равняться с Газпромбанком. На следующий год этот небольшой банк запланировал открыть еще более 300 офисов.

Рост и оптимизация

Несмотря на общую стремительную динамику прироста сети отделений, это процесс неоднородный и нелинейный. В прошлом году Росбанк лидировал в исследовании «БО» («На что нынче ловят в регионах?», «БО» № 6, 2006 год) по количеству стационарных точек продаж — 727. В текущем году по итогам полугодия Росбанк по-прежнему лидировал, но уже с сетью в 574 точки. В пресс-службе банка пояснили, что сокращение количества офисов проходит в рамках оптимизации сети. После объединения с банковской группой «ОВК» сложилась ситуация, когда некоторые филиалы и отделения, по сути, дублировали работу друг друга. С экономической точки зрения это убыточно, содержание неэффективных по своему распределению в городе или регионе точек достаточно дорого.

Оптимизация сети Росбанка в Москве проходит по принципу сохранения равноудаленности офисов. В регионах банк концентрируется на присутствии в наиболее экономически развитых центрах России. В Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Челябинске и Новосибирске количество отделений банка возрастает, отмечает пресс-служба. В некоторых регионах Росбанк предпочитает обеспечить свое присутствие в мини-формате, то есть небольших отделениях, в которых работает пять–семь человек, и которые специализируются на обслуживании физических лиц.

Очевидно, что такая же судьба ожидает объединенную сеть Импэксбанка и Райффайзена. В ряде регионов — Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Челябинске, Перми — у объединившихся банков есть свои филиалы, то есть налицо дублирование. Вряд ли они будут закрыты, но, скорее всего, произойдет переформатирование некоторых отделений.

Впрочем, опыт и планы Росбанка свидетельствуют, что сокращение общего количества точек продаж — временное явление. По итогам текущего года банк планирует дорастить свою сеть до 600 точек, а в следующем году — до 700. Таким образом, за три года банк завершит некий цикл реформирования сети, вернувшись к количественным, масштабным показателям времен интеграции сети «ОВК», но получив в результате преобразований региональную инфраструктуру, оптимизированную под задачи и стратегию банка. На примере Росбанка видны достоинства и недостатки наращивания регионального присутствия путем приобретения «готовой» сети. С одной стороны, Росбанк сразу стал лидером по количеству стационарных точек продаж среди негосударственных банков. Он, по сути, купил время и опередил конкурентов, которые выбрали органический рост. С другой стороны, покупая сеть, банк платит и за приобретение инфраструктуры, и за ее освоение.

Органический рост — осмысленное движение

Преимуществом органического развития сети является большая осмысленность. Банк сразу открывает точки присутствия заданного формата. Например, у МДМ-Банка можно видеть такую картину: в Твери есть филиал, допофис и центр кредитования малого бизнеса. На юге — филиал, три допофиса в Ростове-на-Дону плюс кредитно-кассовый офис в Краснодаре. В Нижнем Новгороде — филиал, два допофиса и шесть операционных касс, в том числе в автосалонах, и около десяти банковских киосков самообслуживания. Нередки уже случаи, когда филиал в одном городе, допофис в другом, кредитно-кассовый в третьем. Благодаря новым правилам, введенным Центробанком РФ в текущем году, банки получили возможность расти «кустами». В пределах одного федерального округа достаточно открыть один филиал, а от него банк может пускать побеги — офисы «второго уровня», более дешевые и требующие меньше времени на создание.

Получив инструмент для быстрого и относительно недорогого развития сети, банки, тем не менее, очень ответственно относятся ныне к развертыванию на местности. Если еще год назад эксперты говорили о формальном подходе к наращиванию региональной инфраструктуры — чтоб было что показать инвестору на переговорах о вливаниях в бизнес или о продаже банка, — то теперь отделения любого формата открываются только после достижения четкого понимания, как эта точка будет зарабатывать. То есть сеть разворачивается ради бизнеса, хотя при продаже банка эффективная сеть будет оценена инвестором по достоинству. Первый зампредправления Росбанка Владимир Голубков на пресс-конференции, посвященной внедрению новых продуктов для физлиц, прямо сказал, что «банковская сеть — это основной инструмент, позволяющий привлекать клиента и работать с ним на долгосрочной основе. При этом надо думать о гармоничном сочетании всех каналов продаж, в том числе и о развитии интернет-банкинга, сети информационных киосков, терминалов самообслуживания, которые обеспечивают клиентский сервис 24 часа в сутки».

Впрочем, в банке «Уралсиб» отметили, что по сравнению с дистанционными форматами банковские офисы остаются приоритетными каналами продаж, поскольку население в регионах пока неактивно использует интернет-сервисы.

Сегодня уже совершенно очевидно, что дорогостоящий проект выхода в регионы затевается не ради любого бизнеса, а преимущественно для работы с физлицами, а также с малым и средним бизнесом. Инвестиционный блок вполне способен обходиться и без офиса по месту работы клиента, равно как и корпоративный. По итогам и планам развития сети сразу видно, какие банки делают ставку на эти сегменты. Тот же МДМ-Банк устами председателя правления Мишеля Перирена недавно объявил о внедрении новой стратегии, пятилетнего плана, в соответствии с которым банк уменьшит долю корпоративных клиентов с 40% в общем портфеле до 20–25% и нарастит долю физлиц и среднего/малого бизнеса. Для обслуживания новых клиентов, по словам зампредправления МДМ-Банка Андрея Ильина, планируется за четыре-пять лет увеличить количество точек продаж в четыре-пять раз.

Андрей Ильин посчитал, что инвестиции в развитие сети составляют 1,5 тыс. долларов на 1 квадратный метр. В среднем площадь одного офиса 200–300 квадратных метров, то есть расходы на одну точку могут составить до полумиллиона долларов, а на увеличение сети вчетверо — около 150 млн. К этому еще следует прибавить расходы на IT. Масштаб расходов лишний раз подтверждает, что инвестировать в развитие сети только лишь в надежде на продажу банка бессмысленно.

Регионы теснят Москву

Сетевая история

Ты узнаешь, что напрасно называют Север Крайним…

Необычный формат развития региональной сети имеет в своем портфеле решений МДМ-Банк. В 2001–2002 годах МДМ-Банк по договоренности с администрацией Чукотского автономного округа (ЧАО) разработал технологию безналичных расчетов населения с использованием микропроцессорных карт. Реализация данной технологии позволяет жителям округа независимо от местонахождения в течение одного-двух дней получать зарплаты, пенсии и прочие выплаты, рассчитываться с помощью карт за товары и услуги, осуществлять банковские переводы с карты на карту, с карты во вклад или на счет в другом банке.

Внедрение данной программы началось в 2003 году. Во всех населенных пунктах ЧАО установлены терминалы банка, для всех жителей изготовлены пластиковые карты. Организована выдача наличных денежных средств по картам (без взимания наличных) в почтовых отделениях районных центров и крупных сел Чукотки.

На сегодняшний день более 50 крупных организаций Чукотского округа начисляют зарплату сотрудникам на карты банка. В 40 торгово-сервисных предприятиях установлено 200 терминалов банка. Посетители торговых центров могут оплатить не только покупки, но и коммунальные платежи, услуги связи, сделать почтовый перевод, оплатить авиабилет, расплатиться за медикаменты и топливо на АЗС.

Проект МДМ-банка имеет социальную направленность и предназначен прежде всего для жителей ЧАО.

Еще совсем недавно в любом разговоре наращивание сети банковских отделений было равнозначно региональной экспансии московских банков. Это были выражения-синонимы. Но впоследствии образовалось несколько региональных «центров силы», которые начали активно осваивать собственные и прилежащие территории, а также московский рынок.

Все началось с ФК «Уралсиб». Строго говоря, инвестиции в этот территориально-распределенный проект были и остаются московскими, но формально у корпорации два центральных офиса, один из которых в Уфе (Башкирия), и значительная часть сети была получена путем поглощения банком Автобанк-НИКойл банка «Уралсиб» (ранее Башкредитбанк). При этом покупатель, делая акцент на развитие в федеральных масштабах, на акцент бизнеса в регионах, взял название поглощенного актива.

В середине прошлого года, согласно исследованию «БО» и по данным самого банка, у него было около 400 точек продаж. За год, то есть по итогам первого полугодия, «Уралсиб» заявил о 460 стационарных точках (на 1 сентября — 535). До 2011 года предполагается вдвое увеличить число офисов продаж на территории России, сообщает пресс-служба «Уралсиба», открыв еще 520 полноформатных офисов продаж таким образом, чтобы выровнять позиции банка по всех регионах страны. Не исключено, что с сетью в 1 тыс. офисов «Уралсиб» выдвинется на первую строчку в рейтингах регионального присутствия. Пока ни один из российских банков не показывает такой плотности офисов на единицу площади. Но в то же время конкуренты не будут стоять на месте. Крупнейшие банки и крепкие середняки показывают хороший прирост и собираются в дальнейшем открывать 100, 200 и более офисов в год.

«Уралсиб», завершив интеграцию поглощенного банка, унифицировав организационную структуру и сформировав единые стандарты во всех регионах присутствия, новые элементы сети будет строить по жестко заданному плану, в соответствии с установленными форматами и лимитами. Вновь открывающиеся отделения «Уралсиба» будут отформатированы в четырех вариантах: центр финансовых решений (генеральное представительство корпорации в регионе), финансовый супермаркет, финансовый магазин и центр ипотечного кредитования. А что касается лимитов по количеству офисов продаж, то они были рассчитаны для каждого региона на основании статистической информации о целевом клиентском сегменте «Уралсиба» и нынешних данных по эффективности действующих офисов продаж. Наиболее приоритетными регионами с точки зрения расширения сети являются регионы с наибольшим лимитом развития — более 16 новых офисов продаж за четыре года. К таким регионам «Уралсиб» относит Москву, Санкт-Петербург, Татарстан, Московскую, Свердловскую, Ростовскую, Волгоградскую и Самарскую области.

Открытием года с точки зрения нового регионального банковского лидера можно считать УРСА-Банк, который объединил бизнес и сети «Сибакадембанка» и «Уралвнешторгбанка», занимавших лидирующие позиции в своих регионах. Сейчас региональная сеть ОАО «УРСА Банк» насчитывает 21 филиал, а в целом — 350 отделений в Сибирском, Уральском, Дальневосточном, Приволжском, Центральном и Южном федеральных округах. То есть УРСА-Банка пока нет только на Северо-Западе.

В исследовании «БО» УРСА-Банк занял третье место по масштабам сети, но в некоторых регионах он лидирует, то есть занимает второе место после Сбербанка, в частности, в масштабах Сибирского и Уральского федеральных округов. На Дальнем Востоке входящий в банковский альянс «Восточный экспресс банк» также занимает второе место по объему сети после Сбербанка.

Планы данного регионального лидера весьма амбициозны: «Мы будем развивать инфраструктуру в Приволжском, Уральском и Сибирском федеральных округах, — заявили «БО» в банке, — а также укреплять свои позиции на «домашних» рынках, заходить в другие регионы России. В Кемеровской области на нашу долю приходится 20% активов банковской системы Кузбасса. В Новосибирской области доля банка более 30% и превосходит даже показатели Сбербанка. Если удалось обогнать лидера рынка, Сбербанк, в одной области, значит, наша продуктовая линейка, техника продаж и стратегия достаточно конкурентоспособны, и мы сможем добиться аналогичного результата в других регионах. В целом, в последние годы мы в каждом регионе за год практически удваиваем свою долю на рынке».

«Уралсиб» и УРСА-Банк самые яркие примеры региональной экспансии, которая зарождается в регионах же. Но нельзя сказать, что они единственные. На Северо-Западе в этом смысле очень уверенно чувствует себя Восточно-Европейская финансовая корпорация (ВЕФК), которая объединяет 10 банков. Поскольку банки сохранили свои брэнды и определенную автономию, то их объединенную сеть было бы не совсем верно учитывать в данном исследовании. Однако если оценивать сеть этих 10 банков как сеть ВЕФК, то она по своим масштабам будет где-то между Банком Москвы и ВТБ 24 — 245 точек продаж, из них 207 в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Не исключено, что и в дальнейшем будет продолжаться формирование таких крупных региональных и территориально-распределенных банковских бизнесов, которые составят достойную конкуренцию столичной экспансии.

Дистанционные лидеры

Картина лидерства по размерам сети отделений разительно меняется, если учитывать не только стационарные точки продаж, но и различные удаленные рабочие места банковских сотрудников, точки присутствия банков в магазинах, автосалонах, а также почтово-банковские отделения. В последний год к числу таких мобильных банковских точек добавились терминалы самообслуживания.

Безусловным лидером рынка в части удаленных рабочих мест является Хоум кредит энд Финанс Банк. Судя по его данным, в 2007 году его «партнерская» сеть насчитывала более 25 тысяч (!) точек в 140 населенных пунктах. На будущий год по планам банка должно открыться еще около 10 тысяч. Конечно, таких результатов банк добился в связи с реализацией своей стратегии. Он вкладывал средства в развитие сети именно такого формата и потому сильно отставал от лидеров рынка по количеству стационарных отделений — по итогам прошлого года у «Хоум Кредита» был всего один допофис и 19 кредитно-кассовых офисов. Однако за год банк открыл еще 6 допофисов и более 70 ККО, не снижая планки в части «мобильных» продаж.

Учитывая порядок цифр в сумме «партнерских» точек продаж «Хоум Кредита» все остальные банки кажутся примерно равными. По сравнению с 20–30 тысячами, какая разница, что у Росбанка более 1100 терминалов самообслуживания, а у «Уралсиба» 1300? Что у Росбанка около двух тысяч точек в магазинах, а у Альфа-Банка одна тысяча?

Впрочем, для самих банков это, наверно, имеет значение, поскольку, как и другие элементы сети, терминалы самообслуживания и точки продаж в магазинах открываются в соответствии с бизнес-планами банка и работают на повышение продаж и доходов. И роль таких мобильных точек будет расти. Хотя сегодня многие банки пересматривают свою стратегию в отношении целевых потребительских кредитов, полностью этот продукт исключать банки не собираются. Уже не так интересны кредиты на утюги и микроволновки, зато многие банки называют в качестве приоритетного целевого продукта кредит на приобретение мебели. Так что «партнерские» точки продаж остаются значимым элементом сети.

Тем более важной частью становятся терминалы самообслуживания. Бой за рынок платежей, развернувшийся этой осенью, показал, насколько востребован сегодня сервис по финансовому самообслуживанию. Расширение линейки продуктов, привязанных к терминалам самообслуживания, повысит значимость этого элемента сети и позволит разгрузить стационарные отделения для общения с клиентами, желающими приобрести более сложные, технологичные продукты.

Ну и, конечно, Банк Москвы в исследовании «БО» показывает роль почты в развитии банковской сети. Показать в своих результатах 470 почтово-банковских офисов — это совсем не плохо. А потенциал такого сотрудничества еще выше, учитывая размеры сети Почты России.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ