Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Об актуальных трендах на российском платежном рынке, о потенциале бесконтактных платежей в технологической связке HCE-NFC, о гармонизации интересов банков и держателей карт и месте независимых провайдеров в сложившейся экосистеме процессинга финансовых транзакций в интервью «Б.О» рассказывает Майя Глотова, исполнительный директор процессингового центра «КартСтандарт»
— В течение уже достаточно длительного времени российский финансовый рынок, как и экономика в целом, испытывает сложности — растут «плохие» долги по кредитам, снижается доходность бизнеса банков и так далее. Как негативные факторы отражаются на рынке процессинговых услуг?
— Действительно, ситуация, сложившаяся к концу 2014 года, подавала однозначные сигналы о том, что активность на процессинговом рынке заметно спадет, банки существенно снизят темпы своего развития в части карточного бизнеса. К нашему удивлению, эти, казалось бы, правдоподобные прогнозы не оправдались. Сегодня банки, как никогда, проявляют стремление нарастить свою сервисно-технологическую базу. Даже те участники рынка, которые не делали ставку на карточный бизнес, активно включились в процесс технологической модернизации. В первую очередь это касается сертификации на EMV в связи с необходимостью перехода с 1 июля на эмиссию чиповых карт в рамках положения Банка России, требующего обеспечения защиты информации. Эти изменения стимулируют даже консервативные банки к миграции на более защищенные чиповые стандарты как эмиссионной, так и эквайринговой составляющей их карточной программы. Те банки, для которых это пройденный этап, обращаются за новыми технологическими сервисами, например, открывают проекты бесконтактного эквайринга. Банки поверили в технологии, как в драйвер роста, и убеждены, что клиентам необходимо постоянно предлагать что-то новое. Миссия процессингового сервис-провайдера, в свою очередь, — все время это что-то новое предлагать.
— Давайте остановимся на этих технологических моментах немного подробнее. Совсем недавно «КартСтандарт» одним из первых в мире и первым в России получил статус Cloud-Based Payments Service Provider платежной системы Visa. Что дает этот статус и какие продукты позволяет выпускать?
— Статус, присвоенный ПЦ «КартСтандарт» международной платежной системой VISA, открывает новые возможности для наших банков-партнеров. Они в числе первых на российском рынке смогут предложить своим клиентам сервис, позволяющий выпускать банковские карты Visa, носителем которых является мобильный телефон.
«КартСтандарт» давно и успешно развивает направление бесконтактных платежей, наши партнеры эмитируют и обслуживают бесконтактные карты PayPass и PayWave, которыми охотно пользуются их клиенты. Необходимо было двигаться дальше, потому что актуальность технологической платформы — это не состояние, а процесс. При 100%-ном проникновении услуг мобильной связи в стране появляется вполне естественная идея сделать телефон полноценным платежным средством. Но до недавнего времени этому препятствовал ряд существенных ограничений. Информацию для выполнения NFC-транзакций в мобильных устройствах можно было хранить тремя способами: на сим-карте (принцип сим-centric), в специальном элементе на телефоне (Embeded Secure Elements, eSE), либо на специальной MicroSD-карте. Для пользователей основным неудобством этих подходов является привязка системы безопасности к аппаратным средствам, влекущая необходимость смены сим-карты или даже телефона для подключения нового сервиса. Именно эта причина, на наш взгляд, являлась основным стоп-фактором в развитии сервиса оплаты с помощью мобильного телефона.
|
Поэтому мы выбрали технологию, которая позволяет подключить сервис бесконтактных платежей при помощи смартфона буквально в один клик, она появилась на рынке чуть более года назад. В основе нового сервиса лежит технология HCE (Host Card Emulation), которая позволяет эмулировать виртуальную карту на хост-системе в облаке и передавать платежные данные клиента в его смартфон. Таким образом, вся необходимая информация, которую прежде хранил микропроцессор пластиковой карты, будет подгружаться из облака в смартфон. Это означает, что пользователям не нужно будет носить с собой банковскую карту. Весь платежный функционал будет содержать мобильное устройство, подключенное к облачному сервису. Процесс оплаты происходит путем поднесения смартфона к POS-терминалу, оснащенному бесконтактным ридером. Для передачи платежных данных в терминал смартфон должен быть оснащен NFC-модулем, который обеспечивает бесконтактную передачу данных на сверхмалых расстояниях.
Полученный ПЦ «КартСтандарт» статус Cloud-Based Payments Service Provider позволит нашим банкам-партнерам предлагать новый сервис своим клиентам. Тем держателям карт, кто уже пользуется банковским мобильным приложением, при его обновлении будет предложено активировать услугу бесконтактных платежей. При этом не нужно никаких обращений в банк или к мобильному оператору. На сегодняшний день ряд банков уже проходят сертификационные процедуры и готовятся запускать сервис бесконтактных платежей при помощи мобильного телефона в промышленную эксплуатацию.
— Как вы оцениваете рыночные перспективы новой технологии?
— Технология HCE может стать хорошим драйвером для развития бесконтактных платежей. Она способна стимулировать пользователей постепенно переводить в безналичный формат категорию быстрых платежей на небольшие суммы: оплату парковки, проезда в общественном транспорте, обеда в ресторане быстрого питания и т.д.
Можно констатировать, что рынок NFC-платежей в России переходит из стадии становления в фазу активного роста. Растет число телефонов, поддерживающих технологию NFC, появляются интеграционные проекты, реализуемые совместно вендорами, платежными системами и ритейлерами. По данным сетей мобильной электроники, на сегодняшний день NFS-технологию поддерживает 18% проданных в России смартфонов. Ежегодный рост продаж таких устройств составляет около 20%. По оценкам J’son & Partners Consulting, в нашей стране по итогам 2014 года количество POS-терминалов с поддержкой NFC составляло порядка 50 тыс. единиц. Лидеры рынка производства POS-терминалов — VeriFone и Ingenico — уже не первый год по умолчанию оснащают свои устройства поддержкой NFC.
Значительный рост популярности бесконтактных платежей может быть обусловлен только широкой инфраструктурой приема и удобством применения, а массовость сервису мог бы придать мощный драйвер
Значительный рост популярности бесконтактных платежей может быть обусловлен только широкой инфраструктурой приема и удобством применения, а массовость сервису мог бы придать мощный драйвер. Такой, например, как бесконтактная оплата проезда в общественном транспорте, прежде всего в метрополитене. Сегодня есть все предпосылки, чтобы бесконтактные технологии в связке HCE—NFC «выстрелили».
— Что еще, помимо технологических новшеств, сегодня востребовано банками в их взаимодействии с процессинговыми сервис-провайдерами?
— Важной работой, которой мы продолжаем заниматься в тесной связке с банками, является деятельность по стимулированию безналичных платежей. Для этого, прежде всего, нужно, чтобы на карточке клиента были деньги. Необходимо преодолеть психологический стереотип, побуждающий держателя карты снимать все деньги в день зарплаты в банкомате своего банка. Этот поведенческий феномен формировался годами, в его основе лежало несколько факторов и прежде всего — деление сетей банкоматов на «свою» и «чужую». Это ограничение подталкивало пользователя побыстрее обналичить средства, когда на пути попадался «свой» банкомат. Наши банки-партнеры предлагают держателям карт разные комиссионные схемы, например, пять бесплатных снятий наличных вообще в любом банкомате или льготное снятие дебетовых средств и повышенный процент для овердрафта. Мы стремимся разными методами, в том числе и средствами процессинга, создать для клиента банка единую технологическую инфраструктуру, обслуживающую его карту, разрушить сложившийся стереотип и плавно вывести держателя карты в безналичную среду.
Поддержка процессором различных комиссионных схем, например, рассчитывающих размер комиссии в зависимости от использования клиентом собственных или заемных средств, оперативное управление карточными параметрами — такие инструменты позволяют банкам предлагать дифференцированные продукты своему клиенту, расширять продуктовую линейку и гибко реагировать на клиентские потребности.
— «КартСтандарт» сравнительно недавно преодолел символический рубеж: количество банков-партнеров процессингового центра превысило 100. Насколько это важно для компании? В чем состоят ключевые запросы банков, отдающих свой карточный бизнес на обслуживание аутсорсеру?
— Безусловно, преодоление рубежа в 100 партнеров было для нас знаковым моментом. Это яркое свидетельство того, что те концепции организации процессинга, те принципы взаимодействия с банками, которые были сформулированы нами шесть лет назад, — они были стратегически правильными и позволили нам достичь этого результата, которым мы, конечно, гордимся.
От процессинговой компании банки ждут бесперебойности обслуживания карт, технологического новаторства и адекватности во взаимодействии. Наиболее существенными факторами при выборе процессинг-провайдера являются комплексность оказываемых услуг, технологичность и постоянное развитие сервиса, высокий уровень безопасности и отказоустойчивости, а также минимальные финансовые и операционные риски.
|
Что касается технологической составляющей, то «КартСтандарт» изначально поставил для себя амбициозную цель быть одним из самых технологически оснащенных процессоров на рынке. Мы понимали, что ключевой критерий при выборе процессинга — это полнота его функционала. Современный процессинг обязан дать банку инструменты для эффективной работы с розничными клиентами, для получения стабильных комиссионных доходов.
Кредитные организации, стремясь оптимизировать ресурсы, в том числе и в сфере IT, стали рассматривать не только аутсорсинг процессинга в целом, но и аутсорсинг отдельных процессинговых сервисов
Считаю важным отметить, что технологическое лидерство «КартСтандарта» строится во многом благодаря наличию в составе нашей команды группы высококлассных разработчиков. Объединяя усилия профессионалов, мы предлагаем банкам самые актуальные технологии, в том числе те, о которых мы говорили выше, помогаем создавать эксклюзивные продукты, оперативно реагируем на изменение рыночной конъюнктуры, содействуем тому, чтобы наши партнеры шли впереди рынка.
Существенный аспект успеха — построение эффективной коммуникации с банками-партнерами. Нам удалось, с одной стороны, четко систематизировать и формализовать отношения с банками при помощи систем автоматизированных запросов, электронного документооборота и информационного портала с персональными разделами для каждого партнера. С другой стороны, удалось сохранить живой контакт с банками, в основе которого лежит уважение и партнерская сопричастность к общему делу. В результате мы создали хорошо работающую модель сопровождения банков, синтезирующую системность и человеческие отношения и в результате обеспечивающую высокое качество сервиса. Быстрая обратная связь, решение многих проблем за одну итерацию, отлаженный процесс дистанционного обучения в рамках вебинаров — все это ценят наши партнеры, что подтверждает и выбор кредитных организаций: в течение прошлого года к ПЦ «КартСтандарт» подключились более 45 банков. Совокупный эмиссионный портфель, находящийся на обслуживании процессинг-провайдера, составляет на сегодняшний день 23 млн карт, прирост за 12 месяцев составил 35%.
— Действительно, результат впечатляющий, но каковы перспективы текущего года? Будет ли рынок процессинга и в дальнейшем достаточно подвижным?
— Несмотря на то что на рынке наблюдается спад, реорганизации, связанные со сменой процессора, не прекращаются. В нынешней ситуации решающую роль играет такое качество провайдера как надежность. Технологическая надежность провайдер и финансовая стабильность спонсора в платежных системах — вот те критерии, которые влияют на решение банка. Рынок находится в ситуации, когда для банков недопустимо возникновение инцидентов, связанных с массовым и сколько-нибудь продолжительным отказом в обслуживании карт клиентов. Бесперебойное обслуживание карт сегодня является критически важным индикатором стабильности банка для его клиентов. Поэтому участники рынка внимательно отслеживают состояние своих контрагентов и делают соответствующие организационные выводы.
|
Наблюдается еще одна новая интересная тенденция, касающаяся банков, использующих процессинг in-house. Если ранее существовала четкая «черно-белая» модель организации процессинга — или in-house, или outsource, без какой-либо вариативности, то сегодня ландшафт рынка становится разнообразнее. Кредитные организации, стремясь оптимизировать ресурсы, в том числе и в сфере IT, стали рассматривать не только аутсорсинг процессинга в целом, но и аутсорсинг отдельных процессинговых сервисов. Речь идет о передаче на аутсорсинг некоторых направлений обработки транзакций, например, 3D Secure, интернет-эквайринг, переводы с карты на карту и так далее. Это новый тренд, и он также будет влиять на дальнейшее развитие и форматирование рынка процессинговых услуг в России.
— На экосистему рынка процессинга, складывавшуюся годами, не могли не повлиять события, связанные с построением НСПК. В чем конкретно заключается это влияние и какое место в формирующейся архитектуре отводится независимым процессор-провайдерам? Как вы видите их будущее?
— Что касается ПЦ «КартСтандарт», то мы на сегодняшний день успешно завершили реализацию проектов по переводу процессинга внутрироссийских транзакций как по картам MasterCard, так и по картам Visa в операционный платежный и клиринговый центр НСПК. Мы приложили максимум усилий, чтобы для банков-партнеров ПЦ «КартСтандарт» этот процесс прошел гладко, и это у нас получилось, несмотря на сложность и ресурсоемкость таких проектов. Наверное, в том и заключается одно из важнейших преимуществ аутсорсинговой модели для банков, что основная тяжесть и большинство проблем, связанных со сложными технологическими проектами, ложатся на провайдера. Банк не тратит ресурсы на непрофильную, трудоемкую, но необходимую деятельность. Быть надежным технологическим партнером и эффективно решать все профильные задачи — это и есть функция специализированного провайдера процессинговых услуг.
Реклама
Более 75% заявок на потребительские кредиты приходит через интернет, внутри которого доминирует и постоянно растет доля заявок, заполняемых в мобильном телефоне. Несмотря на то что российские банки преуспели в создании удобных банковских приложений, представление и обработка онлайн-заявок у них сильно различаются и не всегда оптимальны
О том, как работает PR среднего по размеру универсального банка, как привлечь к нему интерес и уметь писать на все темы, Яна Шишкина, главный редактор «Б.О», расспросила Елену Габисония, руководителя пресс-службы Банковской группы ТКБ
26 марта в Еврейском музее и Центре толерантности состоится благотворительная тусовка «21/03» в пользу фондов «Синдром любви» и «Даунсайд Ап». Она приурочена к Международному дню человека с синдромом Дауна, который отмечается ежегодно 21 марта