Финансовая сфера

Банковское обозрение


04.10.2021 FinRegulationFinSecurityАналитика
MiCA — текущий статус имплементации

В ответ на развитие рынка криптовалют и появление новых типов криптоактивов и инструментов 23 сентября 2020 года Европейская комиссия опубликовала Пакет по развитию цифровых финансов, состоящий из Стратегии развития цифровых финансов и законопроектов по регулированию криптоактивов и кибербезопасности


Основным документом Пакета стал законопроект MiCA (Markets in crypto-assets), который в дальнейшем ляжет в основу преобразования регуляторной базы в области криптовалют стран — участниц ЕС. 

Главной целью разработки MiCA стали гармонизация законодательства при выпуске криптовалют и совершении операций с криптоактивами, а также устранение фрагментации регулирования, которая создает возможности для совершения мошеннический действии из-за наличия регуляторных прорех. Так, опубликованный в марте 2018 года План действий ЕС утвердил необходимость проведения анализа Европейским банковским управлением (EBA) и Европейским управлением по ценным бумагам и рынкам (ESMA) существующей нормативной базы ЕС и ее применимости к криптоактивам. В ходе исследования было выявлено, что большинство криптоактивов не подпадает под действие законодательства о финансовых услугах (прежде всего Директивы ЕС «О рынках финансовых инструментов», Markets in Financial Instruments Directive или MiFID II), и, следовательно, на них не распространяются положения о защите прав потребителей и целостности рынка. Этот факт и выявил необходимость создания новой нормативной базы, получившей свое отражение в MiCA. Одним из нововведений Директивы будет определение основных типов криптоактивов. В текущей версии документа выделены три основных группы:

  1. токены, предоставляющие доступ к услугам или приложениям (utility tokens);
  2. токены, привязанные к стоимости активов (asset-referenced tokens или ART);
  3. токены, привязанные к стоимости фиата (e-money tokens или EMT).

Отметим, что криптоактивы, содержащие признаки ценных бумаг, или так называемые security tokens, не будут подпадать под действие MiCA, а на них продолжит распространяться законодательство о финансовых услугах. 

В Директиве особое внимание уделяется криптоактивам, которые взорвали мировое сообщество и привели к возникновению все более противоречивых мнений по безопасности их использования в целях сохранения финансовой стабильности, — стейблкоинам. В проекте законодательного акта стейблкоины определены как ART и EMT, их стоимость зависит от колебаний стоимости фиата, золота, других криптоактивов и т.д. 

Для стейблкоинов в MiCA также определены особые требования, среди которых можно выделить следующие:

  • получение особого вида лицензии на осуществление выпуска;
  • дополнительное согласование эмиссии;
  • наличие White Paper, соответствующего определенным критериям, и его согласование с регулятором;
  •  требования к величине капитала, раскрытию информации и т.д.

Проектом Директивы также определены отдельные требования для ART и EMT.

Кроме того, были как ответ на разработку Diem (Libra) компанией Facebook разработаны требования для так называемых стейблкоинов. Значимость стейблкоина будет оцениваться EBA с учетом ряда факторов, таких как количество владельцев криптоавктива, количество совершаемых транзакций, их суммарная величина, а также величина трансграничных операций. Для эмитентов «значимых» стейблкоинов будут предъявляться дополнительные требования к уровню ликвидности. Операции с таким видом криптовалюты будут также подлежать обязательному контролю со стороны коллегиального органа, который наделят надзорной функцией. Одним из участников станет EBA. 

Что касается особенностей совершения операций со значимыми и незначимыми стейблкоинами, то проектом разрешено использование их только как средство платежа. 

Кроме того, в проекте Директивы определены два основных субъекта — эмитент криптоактивов (Issuer of crypto-assets) и поставщик услуг в области криптоактивов (Сrypto-asset service provider, CASP), при разработке требований к которым были использованы опыт PSD2 (Payment Services Directive) и регуляторная база Японии и ЮАР. 

Так, эмитенту криптоактивов для осуществления деятельности необходимо:

  • зарегистрировать юрлицо на территории ЕС;
  • опубликовать White Paper;
  • вести свою деятельность в соответствии с профессиональными стандартами (справедливо, профессионально выявлять конфликты интересов и так далее).

Что касается поставщика услуг, то к нему предъявляются следующие требования:

  • регистрация юрлица на территории ЕС;
  • величина минимального уставного капитала от 50 тыс. до 150 тыс. евро в зависимости от вида деятельности;
  • получение лицензий для отдельных видов деятельности.

Кроме того, проект Директивы устанавливает требования по противодействию манипулированию рынком для компаний, ведущих деятельность с криптовалютами, разрешенными к торговле на платформах (площадках). Данные требования предусматривают раскрытие инсайдерской информации, запрет инсайдерской торговли, а также запрет на совершение действий, приводящих к манипулированию рыночными показателями. 

Основные цели внедрения MiCA: 

  • убрать существующую неопределенность законодательства по отдельным типам криптоактивов;
  • сформировать единые требования для поставщиков услуг в области криптоактивов и эмитентов криптовалют;
  • дать определение стейблкоинам и сформировать для них регуляторную базу;
  • реформировать национальное законодательство стран-участниц и привести его в соответствии с наднациональными требованиями ЕС.

В соответствии с установленным сроком страны должны будут внести соответствующие поправки в законодательство к 2024 году

Одним из основных опасений представителей крипторынка после публикации стала возможность увеличения комплаенс-нагрузки на субъектов. Так, в марте 2021 года International Association for Trusted Blockchain Applications провела исследование с целью выявить реакцию рынка на предлагаемую регуляторную инициативу. Один из вопросов касался видения респондентов ситуации с увеличением комплаенс-нагрузки на поставщиков услуг в области криптоактивов: около 18% респондентов отметили чрезмерность данной нагрузки (см. рисунок).

Результат опроса «Как вы оцениваете увеличение комплаенс нагрузки на поставщиков услуг в области криптоактивов?». Источник: International Association for Trusted Blockchain Applications

Проект Директивы был предоставлен в Европейский парламент и Европейский совет на согласование. В настоящее время в документ внесено 1160 правок. Кроме того, с рядом поправок выступила European Digital Finance Organisation, которая в том числе предложила внести изменения в определение криптоактивов и изменить надзорную функцию за значимыми стейблкоинами. 

19 февраля 2021 года Европейский Центральный банк также опубликовал документ с предлагаемыми изменениями. Изменения можно разделить на три смысловые группы:

  1. расширение определения криптоактивов, которые подпадают под регулирование MiCA и не попадают, т.е. криптоактивы, на которые распространяется MiFID II, а также определение, как другие законодательные акты влияют на деятельность с криптоактивами.
  2. усиление надзорной функции за оборотом стейблкоинов;
  3. определение взаимодействия между регуляторами на уровне ЕС и национальными регулирующими органами.

Ожидается, что осенью 2021 года Европарламентом будет согласована финальная версия документа. 






Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ