Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • МКБ: инкассация требует объемов
27.09.2012 Аналитика

МКБ: инкассация требует объемов

Банки считают нерентабельным содержать собственную службу инкассации для личного обслуживания


По данным исследования рынка инкассаторских услуг, проведенного Интерфакс-ЦЭА в 2010 году, Московский кредитный банк (МКБ) входит в тройку крупнейших инкассаторов в Москве и в четверку в России. При этом конкурентами банка являются специализированные игроки – Росинкас и Инкахран, а также Сбербанк, обладающий широкой филиальной сетью. Среди коммерческих банков МКБ является бесспорным лидером и идет с большим отрывом от своих «коллег». На данный момент у банка 170 инкассаторских бронированных машин, более 140 маршрутов, 7900 инкассируемых объектов; объем перевозимых наличных составляет более 1 трлн. рублей в год. Изначально инкассаторская служба в банке развивалась как обслуживающее подразделение корпоративного блока. Однако со временем она выросла в самостоятельное крупное бизнес-подразделение.

Инкассация — это не только дополнительная услуга

Собственная служба инкассации существует в банке с 1995 года. С момента создания подразделения в банке было четкое понимание тех преимуществ, которые инкассация может обеспечить банку.
Во-первых, имея собственную службу инкассации, банк может предоставить клиентам комплексное обслуживание. Предлагая инкассацию, банк получает дополнительное конкурентное преимущество: он может предложить не только стандартные услуги — расчетно-кассовое обслуживание, кредиты, депозиты и прочее, но и инкассацию. Конечно, клиент может дифференцировать свои финансовые  вложения, имея несколько кредитных линий и депозитов в разных банках, однако всегда удобно, когда есть одна кредитная организация, которая может «закрыть» большую часть финансовых вопросов. Кроме того, сотрудничество с компанией может начаться именно с оказания инкассаторских услуг, поэтому очень важно произвести «первое впечатление»: обслуживание осуществляется на самом высоком уровне и максимально соответствует ожиданиям и потребностям клиентов.
Во-вторых, банк смог предложить клиентам такой уникальный продукт, как кредит под инкассируемую выручку (КИВ) — кредит по льготной ставке  без залога. Сумма кредитного продукта определяется, исходя из размера инкассируемой выручки клиента, и составляет до 100% от ее среднемесячного объема. КИВ прежде всего удобен для торговых организаций (ритейл), которые работают с большим потоком наличных денег и нуждаются в заемных средствах для увеличения товарооборота. Предоставляя такой беззалоговый кредитный продукт, банк  полагается на финансовые потоки клиента при осуществлении инкассации.
В-третьих, дополнительная прибыль. Возможно, в масштабах банка выручка от инкассации составляет небольшую долю, однако это направление позволяет получать стабильный комиссионный доход и в ряде случаев остатки денежных средств на счетах клиентов.
В-четвертых, имея собственную инкассаторскую службу, банк может активно развивать региональную и территориальную сети — дополнительных офисов, терминалов и  банкоматов, так как большая служба инкассации может покрыть большую территорию, как и работает на сегодняшний день служба МКБ. Приведем краткий пример: собственная сеть платежных  терминалов банка насчитывает более 4000 и 700 банкоматов, которые расположены в 300 км от Москвы.
Наконец, инкассация положительно влияет на узнаваемость банка. Автомобили отлично подходят для размещения рекламы, так как по городам до 300 км от Москвы в круглосуточном режиме курсируют брендированные машины с рекламой банка.

Только инкассация и никакой конкуренции

Изначально служба инкассации создавалась для обслуживания корпоративных клиентов и собственных нужд МКБ. Однако постепенно приходило понимание, что для дальнейшего развития нужно выходить на «открытый» рынок. Большим толчком к развитию службы инкассации стал проект, в котором банк предложил клиентам перечисление инкассируемой выручки на расчетный счет клиента в другом банке. Это решение позволило расширить круг клиентов за счет организаций, которые не обслуживаются в МКБ, а также увеличить объемы инкассируемой выручки за счет действующих клиентов — у многих компаний отпала необходимость обращаться к другим перевозчикам. У банка сразу увеличилось число маршрутов, количество точек таких корпоративных клиентов, как «Евросеть», «Связной»,
Второй проект, который дал службе инкассации МКБ дополнительный импульс к развитию, — инкассация других кредитных организаций. В 2010 году банк предложил кредитным организациям услуги по инкассации, пересчету и зачислению денежных средств на их корреспондентский счет.
Кроме того, банк осуществляет инкассацию клиентов других кредитных организаций. В данном случае обслуживающий банк может либо самостоятельно  выбрать перевозчика для клиента, либо делает этот выбор при участии клиента. В любом случае договор на обслуживание заключается через банк, в котором обслуживается клиент.
Инкассация кредитных организаций —  очень сложный и важный шаг, так как изначально банки не пользовались услугами инкассаторской службы МКБ, потому что воспринимали ее не как перевозчика, а как подразделение МКБ, то есть как прямого конкурента. Они опасались, что в ходе инкассации МКБ получит доступ к клиентам и сможет, таким образом, переманить их к себе.  Однако банку удалось доказать, что его инкассаторская служба не занимается дополнительно «разведкой» и строго соблюдает условия договора сотрудничества. В результате сейчас в МКБ на обслуживании находится 18 банков-контрагентов, среди которых крупнейшие банки России: ВТБ, Промсвязьбанк, МДМ, Номос-Банк и многие другие. Привлечение на обслуживание других кредитных организаций позволило инкассаторской службе банка в короткий срок ввести более 30 новых маршрутов.

Инкассация: для кого прибыль, а для кого — болото

В то время как МКБ активно работает над развитием инкассаторской службы, на рынке наблюдается обратная тенденция — банки сокращают собственные службы инкассации и предпочитают отдавать данную услугу на аутсорсинг. Этот процесс объясняется тем, что инкассаторский бизнес сопряжен с достаточно высокими издержками и при небольших объемах, 5–10 маршрутов, оказывается убыточным. Особенно остро эта проблема ощущается в московском регионе: если в  небольших областях на маленьких объемах и больших комиссиях можно вывести бизнес на окупаемость, то в столице сделать это будет достаточно тяжело по двум причинам — пробки и большие расстояния. Так, оптимальное количество точек на маршруте должно составлять 40–50 объектов в день. Чтобы составить такой «насыщенный» маршрут, нужна сформированная клиентская база и грамотная логистика. В то же время нельзя увлекаться и перегружать маршрут: он не должен включать более 50–60 точек в связи с напряженной ситуацией на дорогах. Иначе в погоне за прибылью может сильно пострадать качество услуг. Когда у нас в банке вводится  новый маршрут, мы стараемся максимально его «укомплектовать» (обычно он планируется уже под конкретные заявки). Однако мы готовы к тому, что определенный промежуток времени маршрут может быть нерентабельным. 
Надо учитывать тот факт, что служба инкассации МКБ является достаточно крупной, поэтому мы в больших объемах приобретаем топливо и автомобили. Так, ежегодно в связи с обновлением автопарка и вводом новых маршрутов мы закупаем по 60–70 машин. В результате постоянные партнеры заинтересованы в сотрудничестве и готовы предоставить нам  специальные скидки. Понятно, что при единичных покупках цены будут отличаться в большую сторону.
Однако стоимость инкассации год от года растет, что чувствительно даже для крупных перевозчиков. За несколько лет цены на топливо выросли вдвое, базовые цены на автомобили тоже плавно подрастают. И, вероятно, повышения продолжатся. Таким образом, расходы будут увеличиваться, а значит, содержать собственную службу инкассации с каждым годом будет все сложнее. Поэтому кредитные организации вынуждены отказываться от собственной инкассации как от убыточного подразделения. Гораздо проще и эффективнее отдать данную функцию на аутсорсинг.
Плюс существует проблема с подбором кадров. Профессиональных инкассаторов сейчас найти достаточно сложно. Если в советские времена считалось, что это хорошо оплачиваемая  и престижная работа, то сейчас составляющая по зарплате не позволяет осуществлять подготовку квалифицированных кадров либо найти их на рынке. Мы уделяем подготовке инкассаторов пристальное внимание. С этой целью у нас регулярно проводятся занятия в тире,  тренажерном и спортивном залах, где мы отрабатываем посадку и высадку инкассаторов в броневик; организованы специальные курсы для водителей и охранников.  Большое внимание уделяется подготовке кадрового состава, потому что в работе инкассатора очень важны навыки и техника. От этого напрямую зависит качество услуг.
Удержаться на этом рынке, а тем более войти в него, достаточно сложно — требуются большие объемы инвестиций при относительно низкой рентабельности бизнеса. Поэтому основные игроки на нем уже определены, а новые могут появиться только в случае прихода с Запада профессиональных участников.

Броневик познается в сравнении

На данный момент автопарк инкассаторской службы МКБ полностью укомплектован бронированными автомобилями различной грузоподъемности марки Volkswagen. Изначально для инкассации были закуплены автомобили «Газель». Однако от этих машин достаточно быстро отказались, так как стало ясно, что отечественные броневики генерируют огромные убытки — затраты горючего у них в два раза выше, чем у броневиков иностранного производства, происходят постоянные поломки (что выливается в расходы на ремонт и убытки из-за простоев). Наши подсчеты показали, что, несмотря на то что броневики «Газель» дешевле Volkswagen, разница нивелируется через полтора-два года. Поэтому было принято решение, перейти на Volkswagen как на одну из самых надежных и экономичных машин. 
Имея парк, укомплектованный одной маркой автомобилей, мы смогли не только получить скидки при покупке, но и выгодные условия на гарантийное и постгарантийное обслуживание. Недавно было принято решение об отказе от собственной ремонтной базы и переходе на обслуживание в специализированные центры.

Бизнес требует инвестиций

Постепенно зона действия инкассаторской службы МКБ расширяется. Долгое время банк осуществлял перевозки наличных денежных средств только в пределах МКАД. Маршруты в область появились только в 2005 году, когда банк начал проект по инкассации магазинов корпоративного клиента «Евросеть». Таким образом, служба инкассации сразу получила около 200 точек в Подмосковье.
Сейчас банк имеет большое количество  маршрутов в Москве и Подмосковье и осуществляет перевозки в пределах «Золотого кольца» — в Туле, Рязани, Калуге, Владимире, Твери, Ярославле, прилегающих областях и городах-спутниках.
В этом году МКБ открыл второй расчетно-кассовый центр на севере Москвы для оптимизации логистики инкассации. Таким образом, РКЦ на юге может обслуживать около 130 маршрутов, а на севере может принять на себя еще порядка 70 маршрутов.
Открытие второго РКЦ позволит банку минимизировать затраты на ГСМ и расходные материалы для инкассаторской службы, сократить рабочее время сотрудников, так как раньше при движении машины на север приходилось на час раньше выезжать и на час позже возвращаться. Наличие двух РКЦ позволит также ускорить  реагирование дежурных машин и предложить клиентам более удобные графики осуществления инкассации. Таким образом, несмотря на необходимость значительных стартовых инвестиций, развитие инфраструктуры способствует повышению качества обслуживания. К сожалению, сегодня немногие участники рынка решаются на подобные вложения, что отрицательно сказывается на уровне услуг инкассации.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ