Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Мы движемся к креативной экономике
10.12.2021 FinStyleАналитика

Мы движемся к креативной экономике

В преддверии SberDesign Conf Владислав Крейнин, старший вице-президент Сбербанка, рассказал «Б.О» о современных подходах к дизайну в компании и мире


Владислав Крейнин, старший вице-президент Сбербанка— Владислав, почему вы решили организовать конференцию SberDesign Conf? Это же первое ваше мероприятие в этой сфере?

— Да, мы проведем первую в нашей истории дизайн-конференцию. Речь на ней пойдет о дизайне в глобальном его понимании, а также о различных сферах его применения и воплощения в современном мире — это и дизайн цифровых продуктов, и дизайн физической среды, и промышленный дизайн, и дизайн с точки зрения психологии и восприятия дизайна людьми с разлным типами мышления, и другие аспекты (музыкальный дизайн, архитектура). Отдельно обсудим создание дизайн-систем, менеджмент творческих коллективов и историю дизайна. Мероприятие пройдет 12 декабря, регистрация доступна на сайте.

Конференция, как и сам Сбер, будет мультидисциплинарной и будет включать в себя 15 панельных сессий по всем креативным областям. Наша открывающая панель как раз продемонстрирует этот подход. Также на конференции будет много различных интересных сессий с участием как экспертов Сбера, так и мировых гуру в сфере дизайна. Для нас важно провести серьезное, большое мероприятие, которое станет точкой сборки для комьюнити — объединения сообщества дизайнеров.

— Зачем Сберу такое мероприятие, в чем интерес?

— Мы все больше понимаем, что клиенты ожидают от нас продуктов, созданных на пике современных трендов в дизайне. Мы проводили специальное исследование, анализировали, за что нас ценят клиенты сегодня, и один из самых быстрорастущих критериев нашего бренда — это как раз Сбер как дизайнерская компания, «дизайнерский Сбер». Клиентам сегодня важно, чтобы продукты, которые делает компания, были современными и модными, соответствовали всем трендам дизайна и при этом были органичными, удобными и легко воспринимались. Дизайн — как раз про все это. Поэтому нам сегодня важно сформировать сообщество единомышленников, которые вместе с нами думают о том, как будет развиваться дизайн как индустрия. И наша цель — не только сформировать такое сообщество, но и вовлечь в него как можно больше заинтересованных людей.

Если, например, специалист сегодня силен в одной дизайн-дисциплине, то можно будет за день конференции увидеть всю междисциплинарность, всю широту актуального дизайна в различных сферах. Это поможет сильно «прокачать» кругозор и широко посмотреть на дизайн. Мы бы хотели, чтобы этот контент помог специалистам стать лучшей версией себя и привлек в новые сферы профессионалов из смежных областей. Именно поэтому еще одна задача конференции — предоставить доступ к уникальному, интересному контенту, который будет вдохновлять людей на следующий шаг — пойти в дизайн, развиваться в этой сфере.

— С чего начинается дизайн в Сбере и чем он регламентируется в рамках организации?

— Дизайн в Сбере начинается с людей. Мы ищем самых талантливых, целеустремленных, креативных, желающих менять мир. Внутри Сбера — в различных подразделениях, а также в компаниях экосистемы — сегодня работают несколько сотен дизайнеров.

Дизайн внутри компании регламентируется стандартами нашего бренда. Сегодня это десятки страниц брендбука, гайды по определенным темам и общая дизайн-система, к которой постепенно начинают подключаться компании экосистемы.

В прошлом году, когда у нас произошел ребрендинг, был разработан единый для всех брендбук очень большого объема. И мы столкнулись с тем, что, хотя наши специалисты делают дизайн в концепции брендбука, он все же разный в каждом конкретном случае. В результате каждый новый проект приходится отдельно согласовывать.

Ппоэтому сейчас мы внедряем дизайн-систему — единую платформу, хранилище готовых дизайн-компонентов: логотипов, графических элементов, кнопок для сайтов, кода и так далее. Дизайнер может просто скопировать оттуда то, что ему нужно, и встроить эти элементы в свои проекты. Такой подход минимизирует ошибки и снимает необходимость согласований. У некоторых наших компаний и продуктов — «СберБанк Онлайн»,

«СберБизнес», SberDevices и других — уже были свои дизайн-системы, но в этом году мы начали объединять их на единой платформе.

— Есть ли какие-то общие подходы и рекомендации к созданию разных приложений («СберБанк Онлайн», «СберБизнес», «СберЛизинг»)?

— Пока экосистема и единый зонтичный бренд Сбер находились в начальной стадии своего формирования, мы какое-то время жили вне единых правил, и тогда различные продуктовые команды создавали собственные дизайн-системы. Это значительно ускорило разработку, но породило различия в подходах к пользовательскому опыту в разных продуктах.

Сейчас ситуация изменилась. Мы начали внедрять дизайн-систему в ключевых продуктах Сбера: «СберБанк Онлайн», «СберБизнес», сайты sber.ru и sberbank.ru и многое другое. В ближайшее время единой дизайн-системой будут охвачены все ключевые продукты экосистемы, что существенно улучшит клиентский опыт. Например, команды маркетинга Сбера и SberDevices уже работают над объединением разных продуктовых дизайн-систем в единую дизайн-систему Сбера, которая будет охватывать цифровые поверхности, физический мир и правила социального взаимодействия.

— Учитываете ли вы тренды в дизайне или стремитесь сами их создавать?

— Сбер присутствует на множестве конкурентных рынков. Безусловно, мы отслеживаем все существующие тренды и стараемся им соответствовать — там, где это имеет смысл и несет пользу нашим клиентам. В силу масштаба Сбера многое из того, что мы делаем, автоматически становится трендом. Мы это понимаем и стараемся разумно относиться к тому, что мы делаем. Например, мы последовательно движемся по пути экологичного, ответственного дизайна и рады, когда коллеги поддерживают этот тренд.

— Существует ли понятие авторитетов дизайна? Например, Илон Маск выпустил свисток в форме CyberTruck, который раскупили за пару часов. Да и сам CyberTruck выглядит, мягко говоря, непривычно на фоне автомобилей похожего класса. Артемий Лебедев делал откровенно сомнительный дизайн и только потом признался, что это вообще был продукт нейросети. И это покупают.

— Как правило, люди не покупают дизайн ради дизайна. Это важная составляющая продукта, но не единственная. Илон Маск, и Артемий Лебедев — это прежде всего бренды, люди, которые стали брендами. И покупатели приобретают совокупность характеристик, которые эти бренды из себя представляют. Сбер в этом году был назван сильнейшим банковским брендом в мире и регулярно признается таковым в России, по версии международного агентства Global Finance. Так что для многих наших клиентов мы являемся авторитетом в различных отраслях. Над дизайном мы работаем и в рамках позиционирования нашего бренда, и в наших коммуникациях, и, конечно, в наших продуктах.

— Сегодня дизайн — это добавочная стоимость или отдельный продукт?

— Мы движемся к креативной экономике: чем дальше — тем больше дизайн как идея, как концепт становится продуктом, который покупает клиент. Все больше и больше компаний при оценке бренда выделяют как раз эмоциональные факторы, влияющие на принятие клиентами решения о покупке тех или иных товаров, на их мнение о ценности этой компании. Хороший пример — Apple, компания, которая, конечно, является дизайнерской командой и дизайнерской компанией. Поэтому, по моим экспертным оценкам, сегодня примерно 15–20% стоимости компаний формируют их эмоциональные атрибуты — то, как они воспринимаются, и дизайн здесь имеет ключевое значение. У каких-то компаний в креативных сферах оценка гораздо выше, поэтому нужно смотреть на специфику каждой конкретной компании, но в целом можно уже говорить о таком тренде.






Новости Новости Релизы