Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Мы не занимаемся продажами под видом финансового просвещения
30.01.2020 Аналитика

Мы не занимаемся продажами под видом финансового просвещения

В Интернете масса информации и советов на тему финансов. При этом у многих людей возникает вопрос о качестве информации, профессионализме финансовых просветителей. О кризисе доверия к информации и решении проблемы рассказывает Андрей Паранич, директор Ассоциации развития финансовой грамотности (АРФГ)


Андрей Паранич, директор Ассоциации развития финансовой грамотности (АРФГ)— Андрей, как вы оцениваете работу в стране по повышению финансовой грамотности за последние годы?

— За последние десять лет много сделано, жанр финансового ликбеза стал популярным. На мой взгляд, так много всего предлагается, что это неизбежно вызывает кризис доверия к информации. Иногда советы дают люди, которые сами плохо разбираются в теме. Кто-то использует эту тему для продаж своих финансовых продуктов, скатывается на маркетинг. Нередко под финансовых волонтеров рядятся откровенные мошенники. Назрела необходимость в создании центра оценки проектов со стороны компетентных экспертов рынка. В 2019 году в России появилась Ассоциация по развитию финансовой грамотности, одна из целей которой — давать экспертную оценку работающим и вновь создаваемым проектам. Главная задача АРФГ — создание площадки, где люди могут находить информацию по разным финансовым вопросам, которой можно доверять. Наш сайт — место, где собираются лучшие практики повышения финансовой грамотности, наиболее интересные, полезные, актуальные. Граждане могут не опасаться, что рекомендуемый Ассоциацией проект создан с целью их обмануть, заработать на них, а также, что создали его дилетанты, желающие прослыть финансовыми гуру. Можно выбирать на нашем сайте любой проект, который понравился, и использовать его с уверенностью, что он прошел проверку со стороны экспертов.

— Кто входит в Ассоциацию, оценивает проекты?

— В Ассоциацию вошли представители разных секторов финансового рынка, среди них банки, страховые компании, Пенсионный фонд, Минфин, Банк России, участники фондового рынка и др. Экспертов у нас достаточно, чтобы мы могли вести работу по оценке проектов самой разной направленности.

— С ЦБ, Минфином все понятно, а каковы мотивы коммерческих компаний — участников АРФГ? По вашим словам, участники Ассоциации не имеют возможности продвигать свои продукты на сформированную аудиторию, выступают в роли исключительно бесплатных независимых экспертов. Какой им интерес тратить свои деньги и время?

— Для многих компаний сегодня не иметь социальной миссии — дурной тон, отрадно, что коммерческие организации в России стремятся к социально-ответственному бизнесу. За свои деньги такие компании создают уникальные проекты. Мы уже собрали часть материалов. Среди них онлайн-игры, учебники, видеолекции. Сейчас мы их анализируем, со временем какие-то из них будем масштабировать.

— То есть АРФГ — это мегакоординатор проектов по финграмотности? Проекты на суд экспертов могут представить только учредители Ассоциации или любая компания, готовая приложить силы на ниве финансового просвещения?

Даже если респонденты отвечают на вопросы правильно, это не означает, что они соответственно ведут себя в жизни

— Ответ на первый вопрос — да. Фактически, наша главная цель — создание объединяющей площадки для всех, кто способствует повышению финграмотности, координация данной работы. А заявку на проект может подать не только компания, которая вошла в Ассоциацию, это может сделать любая фирма или даже любое физлицо.

— То есть размер значения не имеет?

— Значение имеет только то, насколько интересен проект и правильно ли оформлена заявка. В настоящий момент нередко люди презентуют свои проекты на уровне «Это работает следующим образом, это здорово». Пока мы собрали пять оформленных заявок. При выборе оцениваются актуальность, эффективность проекта и методика его реализации: насколько творчески, инновационно он подается. Играет роль возможность тиражирования проекта.

— Вы упомянули, что ранее многие участники сами реализовывали различные проекты. В чем особенность деятельности АРФГ в таком случае?

— Я уже упомянул, что АРФГ суммирует все, что есть в стране на данную тему, является координатором проектов. Мы — не «заказчик», идем от обратного: оцениваем имеющийся проект, масштабируем его, продвигаем. За основу берутся живые проекты, от которых мы отталкиваемся.

— Если сделать экскурс в историю вопроса, кто стал инициатором создания Ассоциации?

— Идея витала в воздухе давно, но Ассоциация появилась только в прошлом году. В Европе есть опыт повышения финансовой грамотности населения с помощью участников рынка, мы его учли. Работать по отдельности — более затратно и не так эффективно, как сообща. Рынок обратился с идеей в Банк России, регулятор ее поддержал.

— Вы упомянули о затратах. Как осуществляется финансирование проектов?

— На основе частно-государственного партнерства: 50/50. Половину вносит автор, половину — АРФГ (за счет взносов). Если компания успешно реализует какой-то проект, то она может его предложить, заполнить заявку, при положительной экспертной оценке проект будет иметь финансовую поддержку. Если автор проекта готов выйти с ним в других регионах, то Ассоциация подключит административные ресурсы в виде переговоров с местными администрациями, предоставит базу волонтеров в данном регионе, обеспечит упоминание в прессе.

— Возвращаясь к уровню финансовой грамотности, как вы его оцениваете?

Конечно, есть граждане, которые сформировали «подушу безопасности» на случай потери работы и даже имеют деньги для инвестирования, но их не так много

— Опросы проводятся — динамика положительная. Но здесь важно понимать, что все «замеры» довольно условны. Если людей спрашивают, как они оценивают собственные финансовые знания и умения, то они нередко утверждают, что они на высоте в этой области. Хотя опрос «вдогонку» выявляет, что мнение это явно завышенное, ответы на вопросы говорят о низкой финансовой грамотности. Но даже если респонденты отвечают на вопросы правильно, это не означает, что они соответственно ведут себя в жизни. Все знают, что курить вредно, но многие курят. Все знают, что брать кредиты стоит, только тщательно взвесив долговую нагрузку, но нередко люди делают спонтанные покупки с кредитной карты или берут потребкредиты без учета своих реальных доходов. Но даже те, кто посчитал доходы и расходы, взвесил все «за» и «против», оказываются порой в числе «просрочников». Люди теряют работу из-за экономических потрясений, в итоге не могут вписаться в график платежей. Можно такого человека считать финансового безграмотным? Вряд ли. Конечно, есть граждане, которые сформировали «подушу безопасности» на случай потери работы и даже имеют деньги для инвестирования, но их не так много.

— Расскажите про волонтеров. Что это за база?

— Это еще одно направление работы Ассоциации. Кроме того что мы ищем, отбираем наиболее интересные проекты и методики, поддерживаем и масштабируем их, мы также призваны формировать волонтерский актив. Здесь возникает много вопросов: мотивация, наличие компетенций у финансовых просветителей — все это важно. Тем не менее на сегодня по всей стране около 10 000 волонтеров разной степени активности числятся в базе. Это объединенная база участников Ассоциации. Волонтеры проходят тестирование и собеседование. Кого-то мы привлекаем к «техническим работам», например регистрировать участников форума. Кто-то способен передавать имеющиеся знания в области финансов, читать лекции и так далее. Заявку на участие в качестве финансового волонтера можно также подать на нашем сайте. В планах Ассоциации — создание живого волонтерского актива, сотрудничество с волонтерскими объединениями по всей стране и проведение всероссийских конгрессов финансовых волонтеров.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ