Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Сравнительная финграмотность
24.09.2019 Аналитика

Сравнительная финграмотность

Минфин и Всемирный банк на протяжении нескольких лет проводят в России мероприятия по повышению финансовой грамотности. О промежуточных итогах проекта сообщает аналитическое агентство НАФИ.


Согласно исследованиям НИУ «Высшая школа экономики», в мае 2017 года в финансовой неграмотности признавались 46% россиян: люди письменно не ведут учет доходов и расходов, а каждый десятый не знает, сколько получит денег за месяц и соответственно сколько потратит.

Всероссийский онлайн-зачет по финансовой грамотности, организованный Центробанком РФ, сдали всего 17% из 220 тыс. участников. Проблема более чем актуальна — решить ее пытаются и банки, и государство.

О программе

Совместный проект Минфина и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения России» стартовал в 2011 году и на сегодняшний день активно реализует программу мероприятий.

«Все мероприятия проводятся с целью научить людей грамотно распоряжаться своими финансами, ориентироваться в изменениях законодательства. Исторически сложилось так, что у населения нашей страны нет практического опыта в вопросах распоряжения личными финансами, как во многих европейских странах. Поэтому цель программы — стимулировать людей получать знания и применять их для повышения уровня жизни», — прокомментировали «Б.О» в пресс-центре проекта Минфина России по финансовой грамотности.

 

Аналитическое агентство НАФИ провело исследование в регионах реализации проекта и сравнило результаты с общероссийскими показателями. Калининградская область, Волгоградская область — пилотные регионы. Республика Татарстан, Алтайский Край, Краснодарский край, Ставропольский край, Архангельская область, Саратовская и Томская области — участники.

Андрей Бокарев, руководитель проекта, директор департамента международных отношений Минфина России, отмечает, что сейчас практически во всех регионах проходят мероприятия в рамках Всероссийской недели финансовой грамотности и Всероссийской недели сбережений, работают консультанты и тьюторы, прошедшие программу повышения квалификации и организующие обучение различных категорий граждан. Представитель Минфина подчеркивает, что кадровый, технологический, инфраструктурный и информационный потенциалы, сформированные в регионах- участниках, помогут и дальше успешно тиражировать проект по повышению финграмотности на другие российские регионы.

Что показывают цифры

Согласно исследованию, большинство россиян понимают соотношение «риск — доходность» — таких 69%. 63% опрошенных сравнивают условия кредитных организаций: о том, куда обратиться в случае обмана со стороны финансовой организации, осведомлены менее половины респондентов — 44%. А вот сбережения на непредвиденные расходы россияне откладывать перестают — доля таких людей сократилась с 33% в 2015 году до 24% в 2019-м.

 

Алексей Комисаров, директор по исследованиям, Аналитический центр НАФИ, отмечает падение в 2019 году доли россиян, которые стараются иметь «подушку безопасности», что объяснимо уменьшившимися реальными доходами населения по сравнению с 2015 годом. Тем не менее в пилотных регионах и регионах-участниках проекта этот показатель в 2019 году вырос.

В Институте экономической политики имени Е. Гайдара и РАНХиГС считают, что поведенческая модель россиян сместилась со сберегательной на кредитную. Люди предпочитают покупать товары в кредит, а не копить на покупки. В то же время эксперты НАФИ не отмечают общероссийского роста по этому показателю, кроме регионов проведения проекта. В пилотных регионах доля выросла до 74%, в регионах- участниках — до 63%, а по России в целом этот показатель остается на уровне 59%. То есть допустимо предположить, что отсутствие интереса к изучению кредитных условий на фоне закредитованности населения может привести к увеличению количества проблемных кредитов.

По словам профессора Московского госуниверситета Натальи Зубаревич объем выданных кредитов за 2018 год составил 12,5 трлн рублей. В целом, закредитованность населения страны равна почти 15 трлн рублей. Это больше, чем все бюджеты субъектов РФ, вместе взятые.

 

В регионах проведения проекта и России в целом растет доля людей, знающих, куда обращаться, если их права в банке или страховой компании будут нарушены. И все же доля таких осведомленных не превышает 50%.

Финансовая неосведомленность подрывает лояльность россиян к банкам, которая и так снижается. По результатам ежегодного опроса НАФИ, в феврале 2019 года только 38% клиентов сообщили, что лояльны к банку, в котором обслуживаются, и готовы рекомендовать его своим знакомым.

Непросвещенность и недоверие граждан к финансовым рынкам, непонимание контрактных отношений, базовых основ финансов сдерживают развитие экономики и финансовых рынков, поэтому перед организаторами стоит задача масштабировать инициативы на другие регионы.

 

«Ежегодно возникают новые вызовы. И если мы добились целей, которые ставили перед собой несколько лет назад, то сегодня финансовый рынок меняется, мы видим новые, еще более амбициозные для себя задачи. Активно внедряются цифровые технологии, развивается инвестиционный рынок, происходят изменения в законодательстве, поэтому процесс непрерывен и говорить о конечных результатах невозможно, — прокомментировали «Б.О» в пресс-центре проекта. — Главное, что у населения растет интерес к теме финансов; наверное, это самое важное для нас. Увеличение просмотров информационных ресурсов, рост посетителей наших курсов говорят сам за себя».






Новости Новости Релизы