Банковское обозрение

Финансовая сфера

  • Мы стремимся создать для участников ВЭД удобную экосреду
05.08.2019 Аналитика
Мы стремимся создать для участников ВЭД удобную экосреду

О том, какие тренды развиваются в сфере ВЭД, почему ключевыми клиентами компании вновь стали крупные компании, а также о том, что такое экосреда для импортеров и экспортеров, «Б.О» рассказала Юлия Шуб, директор дирекции клиентского сервиса «Таможенной карты»



Юлия Шуб, «Таможенная карта». Фото: «Таможенная карта» — Юлия, какие тренды на рынке таможенных расчетов, в сфере внешнеэкономической деятельности, вы бы отметили?

— Ключевые тренды — это территориальная независимость, непривязанность к определенному месту, скорость, легкое потребление продукта. Потребители наших услуг привыкли к тому, что я бы назвала «единым окном», единой точкой входа для решения комплекса вопросов, проблем, задач, которые возникают у клиента, у участника внешнеэкономической деятельности (ВЭД). В этом плане спектр наших услуг кардинально изменился за последние годы. К примеру, сейчас мы предлагаем участникам ВЭД таможенные карты в электронном виде, их можно получить за несколько часов, без ожидания физической эмиссии карты. Взрывное распространение получило использование электронной подписи для совершения операций, и у нас есть свой удостоверяющий центр, который позволяет получать эти электронные подписи. Подобные услуги предприниматели или компании могут запросить в том самом «едином окне». Кроме того, наш клиент в «Личном кабинете» может зарегистрировать свои отношения с брокерскими компаниями, которые помогают ему в осуществлении его профессиональной деятельности, например в доставке и таможенном оформлении грузов. Там же можно совершать таможенные платежи без дополнительного выпуска таможенной карты конкретным брокером.

Мы называем весь этот спектр услуг и решений созданием экосреды, удобной и полезной для наших клиентов. Перед интервью я посмотрела, как профессиональный словарь поясняет термин «экосреда». Это сложная динамическая система, которая включает в себя совокупность живых организмов и среды их обитания. Очень глобальное определение, но мы действительно стремимся создать для наших юридических лиц, которые занимаются ВЭД, удобную «среду обитания».

— Интересно, пять лет назад, наверное, была радикально другая картина по дистанционным технологиям и таможенным продуктам?

— Я не могу сказать, что как-то глобально изменились наши внутренние процессы, но очень сильно трансформировалась внешняя среда. Прежде всего серьезные преобразования произошли в Федеральной таможенной службе (ФТС). Раньше это были физические таможенные посты, таможенные терминалы, клиент выпускал таможенную карту, получал ее в своем банке-эмитенте, шел с ней на пост к инспектору, проводил по карте операции… Сейчас ситуация кардинально другая: внедрено электронное декларирование, все процессы и операции проводятся без физического присутствия декларанта на таможенных постах.

Тренд, которому следует ФТС, — убрать оборудование с постов, желание службы исключить физический контакт таможенных инспекторов, таможенных служб с непосредственными участниками ВЭД. Немаловажной частью этой идеи является антикоррупционная составляющая. Получают распространение различные декларантские софты и, что логично, оплата начисленных пошлин производится там же. Скажем, когда вы покупаете билет на сайте какой-то авиакомпании, вы же не едете в кассу, чтобы физически оплатить его.

— Как изменилась клиентская база? Я имею в виду конечных потребителей таможенных карт — участников ВЭД?

— Долгое время основным потребителем нашей услуги были крупные юридические лица, крупные компании — известные бренды, для которых важна скорость, которые готовы платить за абсолютную прозрачность таможенных платежей, за отсутствие остатков на счетах ФТС.

Теперь платеж — лишь один из элементов экосреды, появились дополнительные сервисы: электронная подпись, электронное декларирование, «Личный кабинет», консалтинг

Затем мы увидели рост интереса к нашему продукту со стороны малого и среднего бизнеса. Этот всплеск был связан с подключением к нашему продукту Сбербанка, он предоставил МСБ простой доступ к таможенным картам, без открытия дополнительного счета, без ожидания выпуска карты. Для сравнения: средний срок принятия решения по крупному бизнесу составляет полгода, а для МСБ — нескольких недель, а то и дней.

Сейчас ситуация снова изменялась. ФТС решила многие насущные вопросы для МСБ — в частности, по скорости обработки платежей, а также созданию единого лицевого счета (это ранее было нашим уникальным преимуществом для держателей карт, теперь ФТС перешла на систему единых лицевых счетов).

И вот мы снова увидели рост интереса со стороны крупных юридических лиц, которым по-прежнему необходимы открытость, прозрачность платежей; плюс им важна создаваемая нами экосреда, особенно в части предоставления дополнительных сервисов. К слову, одно из наших преимуществ — мы формируем для компании всю необходимую таможенную отчетность автоматически. За счет этого компания может оптимизировать расходы на ее подготовку.

— Меняются ли каналы продаж или в этом все стабильно?

— Здесь, пожалуй, ничего не изменилось. Согласно законодательству, таможенные карты могут продавать только кредитные организации, поэтому канал продаж у нас может быть только один: банки — участники платежной системы.

— А как вы сотрудничаете с таможенными брокерами?

— Мы считаем, что брокер — важное звено в цепочке сервисов, необходимых участникам ВЭД. В нашей продуктовой линейке всегда существовал продукт специально для брокеров, который предполагает самую низкую ставку в существующих тарифах. Мы построили отличные взаимоотношения с рядом надежных брокеров и надеемся вместе двигаться в сторону развития экосистемы.

Сегодня трансформируется наш бизнес в целом. Раньше главной услугой являлся платеж, вокруг него все вращалось. Теперь платеж — лишь один из элементов экосреды, появились дополнительные сервисы: электронная подпись, электронное декларирование, «Личный кабинет», консалтинг. В будущем спектр сервисов будет развиваться и расти.

— Какие сервисы, например, вы хотите развивать?

— Мы хотим подключить логистов, страховые компании, склады временного хранения и др.

— Это все уже есть или только в планах?

— Это в ближайших планах. Какие это будут шаги (крупные, мелкие), покажут время и наши возможности. Безусловно, потребуются инвестиции в инфраструктуру, но мы идем по этому пути и считаем, что поступаем абсолютно правильно. Это тренд на большинстве рынков, в том числе, в таможенной сфере.

Банки, к примеру, осознали, что их клиентам недостаточно одних финансовых услуг. Сбербанк, лидер отрасли, развивает коллаборации с «Яндексом», «Рамблером» и т.д., подключает все больше компаний в свою экосреду либо сам создает новые направления.

— А как вы определяете, что важно вашим конечным клиентам — держателям карт?

— Мы проводили маркетинговое исследование, подключали к этому независимых специалистов. У нас постоянная обратная связь с банками, через которые мы продаем таможенные карты.

— На вашем рынке прошли за последние годы колоссальные изменения. Как думаете, что будет через еще 5–10 лет?

— Многое зависит, с одной стороны, от государственных органов и политики государства в целом, с другой — от Таможенного союза. Хотелось бы расширить зону применения таможенной карты с территории России на всю территорию СНГ. Насколько это реально, покажет время. Что касается российского рынка ВЭД, будем оптимистами: внедрение и распространение экосистемы должно привести к тому, что весь рынок будет работать как единый слаженный механизм. Значит, вести бизнес, в том числе и с зарубежными партнерами, станет легче. Именно в этом мы видим свою глобальную задачу, и от ее решения выиграют все.

29 августа 2019 года журнал «Банковское обозрение» совместно с «Таможенной Картой» проводят бизнес-завтрак «Актуальные вопросы, связанные с цифровизацией таможни и переходом на ЕЛС. Как работать участникам ВЭД в новых условиях: практические советы и решения», где можно будет узнать о нюансах становления цифровой экономики и комплексных решениях, позволяющих участникам ВЭД пользоваться всеми преимуществами цифровизации ФТС.