Банковское обозрение

Финансовая сфера

16.04.2019 Аналитика
Создаем экосреду для участников ВЭД

На вопросы «Б.О» о проблемах рынка ВЭД, о развитии сервисов платежной системы «Таможенная карта» ответила Юлия Шуб, директор дирекции клиентского сервиса ПС «Таможенная карта»


Юлия Шуб
Директор дирекции клиентского сервиса платежной системы «Таможенная карта»
Алексей Воронин
Обозреватель
Банковское обозрение

Юлия Шуб, «Таможенная карта». Фото: «Таможенная карта» — Юлия, по итогам 2018 года, согласно данным ФТС, внешнеторговый оборот России за период с января по ноябрь 2018 года вырос на 19,3% в сравнении с предыдущим годом и составил 629 млрд долларов. Как вы оцениваете эти данные? Насколько они показательны в качественном и количественном отношении?

— Как математик по образованию статистику я считаю самой забавной из математических наук. Когда читаешь не первые строчки отчета ФТС, а дальше и более внимательно, создается совершенно другое впечатление. Например, стоимостной объем экспорта топливно-энергетических товаров вырос на 36%, а физический — всего лишь на 5%. Таким образом, топлива мы вывезли почти столько же, просто нам повезло с конъюнктурой рынка и ростом цен на эти продукты. Та же картина — по экспорту металла и продукции химической промышленности. Единственное направление, на котором мы реально выросли, — экспорт ряда продовольственных товаров. Поэтому, в целом, не могу сказать, что данные отчета ФТС вызывают у меня большой оптимизм.

— Давайте поговорим о таможенном кодексе и тех изменениях, которые вступили в силу с января этого года…

— Существенные изменения, касающиеся ВЭД, произошли еще в прошлом году, со вступлением нового таможенного кодекса ЕврАзЭс и соответственно российского таможенного кодекса. Сейчас идет процесс введения подзаконных актов, ожидаются разрешения различных комиссий. Серьезное изменение с 1 января касается физических лиц — это снижение порога беспошлинного ввоза товаров через почту или личным транспортом с 1000 евро до 500 с последующим снижением до 200, а в перспективе, возможно, и с полным налогообложением. Это касается нас всех как частных лиц, но не сектора экономики, в котором работает наша компания.

— Что нового появилось в сотрудничестве с банками — вашими основными клиентами?

На сегодня 99% банков взаимодействуют с платежной системой по привычке, используя почтовый клиент

— Произошли определенные изменения в информационном взаимодействии с банками. Как известно, некоторое время назад к нам присоединился Сбербанк, который предоставил своим клиентам наш сервис через личный кабинет на сайте Банка, где клиенты и получают таможенную карту. Для нас это означало привлечение нового сегмента клиентов — среднего и малого бизнеса, представители которого к нам не заходили по причине долгого и неочевидного для них вхождения в наш продукт. Бесшовная интеграция со Сбербанком позволила предоставлять этот продукт в режиме, близком к режиму онлайн. Это вывело взаимодействие с Банком на новый уровень, и другие наши клиенты с большим интересом смотрят на этот опыт бесшовного взаимодействия, начинают его перенимать. Кроме того, интересен и другой опыт — с одним из крупных банков мы перешли на взаимодействие по шлюзу, предоставляя Банку информацию по операциям клиентов одновременно с ФТС, в режиме онлайн. Так что дальнейшее развитие мы видим именно в направлении создания совместных с банками продуктов, которые позволят клиенту получать наши сервисы, не выходя из комфортной для него среды общения с банком.

— А сколько банков продолжают взаимодействовать с вашей компанией традиционным способом — по электронной почте?

— Клиенты очень консервативны — на сегодня 99% банков взаимодействуют с платежной системой по привычке, используя почтовый клиент. Это первый способ взаимодействия, придуманный нами в далеком 2000 году. И система тарифов, которую до сих пор используют некоторые наши клиенты, тоже оттуда, из начала 2000-х. У нас есть другая система тарифов — она дешевле, удобнее и проще старой, но перевести ряд кредитных организаций на нормальные, современные, продаваемые тарифы пока не удается.

— В чем проблема?

— Проблема в необходимости определенных доработок внутренних программ при переходе на новые тарифы, а любая переделка — это бюджет. Одни банки не могут его выделить, другие — не видят необходимости и так далее. Кроме того, банки просто привыкли работать по-старому.

— ФТС России, как известно, в обязательном порядке переводит на единые лицевые счета участников ВЭД Москвы, Санкт-Петербурга. Насколько это качественные изменения для системы?

— Это действительно качественные изменения в системе таможенных платежей, слом стереотипов участников ВЭД с учетной точки зрения. Все средства аккумулируются на едином счете и автоматически списываются по мере прихода требований из разных таможенных постов. По сути, это аналог единого банковского счета в кредитной организации, когда списание идет по мере получения подписанных уполномоченными лицами платежных поручений.

— На какой стадии этот процесс сейчас?

— Практически завершен. Система работает, все к ней приноравливаются.

— Если коснуться так называемой брокерской схемы, позволяющей брокерам делать таможенные платежи без выпуска для них специальной таможенной карты, в чем ее суть? Насколько она популярна у клиентов?

— Эта услуга очень популярна. Суть ее — в том, что участник ВЭД, оформив одну карту и получив личный кабинет нашей таможенной карты, в нем же регистрирует свои договоры с контрагентами-брокерами. Так он получает возможность настраивать индивидуальную политику взаимоотношений с каждым из брокеров — платежные требования этого брокера, например, удовлетворять без какого-то дополнительного акцепта, а у этого брокера каждое требование должно подтверждаться акцептом со стороны непосредственно владельца таможенной карты.

— Насколько востребован другой ваш продукт — виртуальная таможенная карта?

Наиболее значимый итог прошлого года — прирост на 30% объема платежей, прошедших через нашу платежную систему

— Сначала банки-партнеры очень заинтересовались виртуальной картой, некоторые успели протестировать и внедрить ее. Однако брокерская схема отчасти стала альтернативой виртуальной карте, с ее появлением можно предлагать клиенту современный продукт без дополнительных усилий со стороны финансовых организаций. Так что выбор за банками — кому что больше по душе и по стратегии.

— Каковы итоги работы платежной системы «Таможенная карта» в 2018 году, что наиболее значимо?

— Наиболее значимый итог прошлого года — прирост на 30% объема платежей, прошедших через нашу платежную систему. В техническом плане был существенно доработан личный кабинет участника ВЭД, он стал интуитивно более понятным, простым в использовании. Для этого мы провели серьезное социологическое исследование рынка с привлечением сторонних специалистов. Кроме того, мы видим развитие продукта в том, что таможенная карта как платежный инструмент не может быть единственным продуктом, который предлагается нами.

— Каковы планы по развитию сервисов?

— Развитие сервисов мы видим в создании экосреды участников ВЭД. Им будет оказываться полный спектр услуг — от консалтинга по подбору брокеров, перевозчиков, складских услуг до использования таможенной карты. Частично эти сервисы уже запущены: например, сервис электронного декларирования, предоставление электронной подписи — у нас есть собственный удостоверяющий центр. Так что мы уже двигаемся по этому пути.

— Что даст движение по этому пути в перспективе?

— В перспективе мы выходим на новую базу клиентов — непосредственных участников ВЭД. Для этого мы существенно переработали сайт — нашу витрину продаж, которая позволяет клиентам видеть всю линейку продуктов и приобретать их. Уже сегодня мы наблюдаем поток заявок по разным направлениям — от таможенной карты и программы электронного декларирования до выпуска ЭП. Интерес со стороны компаний ко всей продуктовой линейке еще раз подтверждает верность выбранного направления развития, а значит, ждите от нас новых сервисов и возможностей.




Сейчас на главной