Банковское обозрение

Финансовая сфера

16.04.2019 Аналитика
Создаем экосреду для участников ВЭД

На вопросы «Б.О» о проблемах рынка ВЭД, о развитии сервисов платежной системы «Таможенная карта» ответила Юлия Шуб, директор дирекции клиентского сервиса ПС «Таможенная карта»



Юлия Шуб, «Таможенная карта». Фото: «Таможенная карта» — Юлия, по итогам 2018 года, согласно данным ФТС, внешнеторговый оборот России за период с января по ноябрь 2018 года вырос на 19,3% в сравнении с предыдущим годом и составил 629 млрд долларов. Как вы оцениваете эти данные? Насколько они показательны в качественном и количественном отношении?

— Как математик по образованию статистику я считаю самой забавной из математических наук. Когда читаешь не первые строчки отчета ФТС, а дальше и более внимательно, создается совершенно другое впечатление. Например, стоимостной объем экспорта топливно-энергетических товаров вырос на 36%, а физический — всего лишь на 5%. Таким образом, топлива мы вывезли почти столько же, просто нам повезло с конъюнктурой рынка и ростом цен на эти продукты. Та же картина — по экспорту металла и продукции химической промышленности. Единственное направление, на котором мы реально выросли, — экспорт ряда продовольственных товаров. Поэтому, в целом, не могу сказать, что данные отчета ФТС вызывают у меня большой оптимизм.

— Давайте поговорим о таможенном кодексе и тех изменениях, которые вступили в силу с января этого года…

— Существенные изменения, касающиеся ВЭД, произошли еще в прошлом году, со вступлением нового таможенного кодекса ЕврАзЭс и соответственно российского таможенного кодекса. Сейчас идет процесс введения подзаконных актов, ожидаются разрешения различных комиссий. Серьезное изменение с 1 января касается физических лиц — это снижение порога беспошлинного ввоза товаров через почту или личным транспортом с 1000 евро до 500 с последующим снижением до 200, а в перспективе, возможно, и с полным налогообложением. Это касается нас всех как частных лиц, но не сектора экономики, в котором работает наша компания.

— Что нового появилось в сотрудничестве с банками — вашими основными клиентами?

На сегодня 99% банков взаимодействуют с платежной системой по привычке, используя почтовый клиент

— Произошли определенные изменения в информационном взаимодействии с банками. Как известно, некоторое время назад к нам присоединился Сбербанк, который предоставил своим клиентам наш сервис через личный кабинет на сайте Банка, где клиенты и получают таможенную карту. Для нас это означало привлечение нового сегмента клиентов — среднего и малого бизнеса, представители которого к нам не заходили по причине долгого и неочевидного для них вхождения в наш продукт. Бесшовная интеграция со Сбербанком позволила предоставлять этот продукт в режиме, близком к режиму онлайн. Это вывело взаимодействие с Банком на новый уровень, и другие наши клиенты с большим интересом смотрят на этот опыт бесшовного взаимодействия, начинают его перенимать. Кроме того, интересен и другой опыт — с одним из крупных банков мы перешли на взаимодействие по шлюзу, предоставляя Банку информацию по операциям клиентов одновременно с ФТС, в режиме онлайн. Так что дальнейшее развитие мы видим именно в направлении создания совместных с банками продуктов, которые позволят клиенту получать наши сервисы, не выходя из комфортной для него среды общения с банком.

— А сколько банков продолжают взаимодействовать с вашей компанией традиционным способом — по электронной почте?

— Клиенты очень консервативны — на сегодня 99% банков взаимодействуют с платежной системой по привычке, используя почтовый клиент. Это первый способ взаимодействия, придуманный нами в далеком 2000 году. И система тарифов, которую до сих пор используют некоторые наши клиенты, тоже оттуда, из начала 2000-х. У нас есть другая система тарифов — она дешевле, удобнее и проще старой, но перевести ряд кредитных организаций на нормальные, современные, продаваемые тарифы пока не удается.

— В чем проблема?

— Проблема в необходимости определенных доработок внутренних программ при переходе на новые тарифы, а любая переделка — это бюджет. Одни банки не могут его выделить, другие — не видят необходимости и так далее. Кроме того, банки просто привыкли работать по-старому.

— ФТС России, как известно, в обязательном порядке переводит на единые лицевые счета участников ВЭД Москвы, Санкт-Петербурга. Насколько это качественные изменения для системы?

— Это действительно качественные изменения в системе таможенных платежей, слом стереотипов участников ВЭД с учетной точки зрения. Все средства аккумулируются на едином счете и автоматически списываются по мере прихода требований из разных таможенных постов. По сути, это аналог единого банковского счета в кредитной организации, когда списание идет по мере получения подписанных уполномоченными лицами платежных поручений.

— На какой стадии этот процесс сейчас?

— Практически завершен. Система работает, все к ней приноравливаются.

— Если коснуться так называемой брокерской схемы, позволяющей брокерам делать таможенные платежи без выпуска для них специальной таможенной карты, в чем ее суть? Насколько она популярна у клиентов?

— Эта услуга очень популярна. Суть ее — в том, что участник ВЭД, оформив одну карту и получив личный кабинет нашей таможенной карты, в нем же регистрирует свои договоры с контрагентами-брокерами. Так он получает возможность настраивать индивидуальную политику взаимоотношений с каждым из брокеров — платежные требования этого брокера, например, удовлетворять без какого-то дополнительного акцепта, а у этого брокера каждое требование должно подтверждаться акцептом со стороны непосредственно владельца таможенной карты.

— Насколько востребован другой ваш продукт — виртуальная таможенная карта?

Наиболее значимый итог прошлого года — прирост на 30% объема платежей, прошедших через нашу платежную систему

— Сначала банки-партнеры очень заинтересовались виртуальной картой, некоторые успели протестировать и внедрить ее. Однако брокерская схема отчасти стала альтернативой виртуальной карте, с ее появлением можно предлагать клиенту современный продукт без дополнительных усилий со стороны финансовых организаций. Так что выбор за банками — кому что больше по душе и по стратегии.

— Каковы итоги работы платежной системы «Таможенная карта» в 2018 году, что наиболее значимо?

— Наиболее значимый итог прошлого года — прирост на 30% объема платежей, прошедших через нашу платежную систему. В техническом плане был существенно доработан личный кабинет участника ВЭД, он стал интуитивно более понятным, простым в использовании. Для этого мы провели серьезное социологическое исследование рынка с привлечением сторонних специалистов. Кроме того, мы видим развитие продукта в том, что таможенная карта как платежный инструмент не может быть единственным продуктом, который предлагается нами.

— Каковы планы по развитию сервисов?

— Развитие сервисов мы видим в создании экосреды участников ВЭД. Им будет оказываться полный спектр услуг — от консалтинга по подбору брокеров, перевозчиков, складских услуг до использования таможенной карты. Частично эти сервисы уже запущены: например, сервис электронного декларирования, предоставление электронной подписи — у нас есть собственный удостоверяющий центр. Так что мы уже двигаемся по этому пути.

— Что даст движение по этому пути в перспективе?

— В перспективе мы выходим на новую базу клиентов — непосредственных участников ВЭД. Для этого мы существенно переработали сайт — нашу витрину продаж, которая позволяет клиентам видеть всю линейку продуктов и приобретать их. Уже сегодня мы наблюдаем поток заявок по разным направлениям — от таможенной карты и программы электронного декларирования до выпуска ЭП. Интерес со стороны компаний ко всей продуктовой линейке еще раз подтверждает верность выбранного направления развития, а значит, ждите от нас новых сервисов и возможностей.




Присоединяйся к нам в телеграмм
Сейчас на главной