Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Национальная платежная система требует оптимизации
15.06.2016 Разговоры финансистовИнтервью

Национальная платежная система требует оптимизации

Банковский эксперт, член Комитета по финансовым рынкам и кредитным организациям Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ Тимур Аитов и Роман Прохоров, глава Ассоциации «Финансовые инновации», побеседовали после доклада последнего, посвященного вопросам оптимизации законодательства о национальной платежной системе (НПС) в рамках ПЛАС-Форума «Дистанционные сервисы, мобильные решения, карты и платежи 2016»


 

Тимур Аитов: Роман Анатольевич, когда аккуратно говорят о некой оптимизации законодательства часто предлагают если не разрушить его, то здорово переделать. Вы в течение нескольких лет принимали самое активное участие в многочисленных рабочих группах по подготовке Закона «О национальной платежной системе», возглавляли профильный департамент в ЦБ. А теперь говорите, что Закон надо оптимизировать. Почему так и что вы понимаете под оптимизацией?

Роман Прохоров: Под оптимизацией в данном случае понимается приведение законодательства в соответствие как с текущими, так и c перспективными реалиями и потребностями платежного рынка. Законодательная база в нашем динамичном мире не может быть закостенелой и существовать, фиксируя отжившие положения. Например, это было продемонстрировано совсем недавно, когда в Закон «О НПС» вносились изменения в связи с созданием НСПК. Любое законодательство «дышит», изменятся, и я говорил о том, что наша Концепция оптимизации законодательства о НПС призвана придать новый импульс этому движению, чтобы отечественная платежная индустрия могла выйти на новые конкурентные рубежи.

Тимур Аитов: Что конкретно вас не устраивает в существующей платежной системе? Назовите, пожалуйста, ключевые положения Концепции.

Роман Прохоров: Основными направлениями Концепции являются комплексное и сбалансированное регулирование, повышение доступности и снижение издержек платежной инфраструктуры и инструментов, оптимизация контрольных функций. Концепция не могла обойти вниманием тему совершенствования идентификации. Не секрет, что и в платежных системах, и в банках, и в финансовой индустрии в целом идентификация в рамках соблюдения требований законодательства по противодействию отмыванию денежных средств и финансированию терроризма продолжает оставаться важной, но ресурсоемкой и затратной операцией. Поэтому одна из наших основных задач — решение данной проблемы, сдерживающей развитие всей индустрии.

Тимур Аитов: Когда вы говорите «наши задачи», вы на чьей стороне? Вы за кого: за рынок, за регулятора или за кого-то еще?

Роман Прохоров: Наша Ассоциация включает в себя как кредитные организации, так и участников платежного рынка, и платежные системы, а также вендоров, которые занимаются разработками для платежных систем. При этом, конечно, разработка Концепция никак не ограничивается только рамками интересов участников Ассоциации.

Концепция разработана при самом активном участии членов Экспертного совета по законодательству о НПС при Комитете Госдумы по финансовому рынку, и она должна представлять интересы всех участников процесса: и рыночных игроков, и государства, и контролирующих органов.

Тимур Аитов: Что касается идентификации и ее оптимизации применительно к новым инновационным платежным инструментам, то тема понятна, в сообществе идут обсуждения. А что нового в этой теме предлагаете именно вы? Что не покрывает действующее законодательство: какие инструменты, структуры, бизнес-процессы, связанные с платежами?

Роман Прохоров: Я бы остановился на двух принципиальных моментах. Во-первых, в Концепции вводится понятие финансового эксперимента — это предоставление прорывным технологиям возможности «боевого тестирования» в условиях отступления от требований действующего законодательства.

Ведь ни для кого не секрет, а наш анализ только это подтвердил, что для стартапов одним из факторов, сдерживающих развитие, являются жесткие требования законодательства. При этом данное предложение находится в русле общемировых современных тенденций, поскольку похожие вещи собираются внедрять в Великобритании, Австралии и даже Объединенных Арабских Эмиратах.

Тимур Аитов: Вы имеете в виду открыть доступ по API к информационным системам банков?

Роман Прохоров: Нет, у нас тема существенно шире! Открытие доступа по API — это одно из конкретных решений европейского банковского сообщества. Мы же говорим о том, что на отечественном рынке платежных и финансовых технологий будет существовать легальная возможность отступления от действующих законодательных требований для компаний, разрабатывающих и тестирующих инновационные решения.

Тимур Аитов: В рамках некого бизнес-инкубатора?

Роман Прохоров: Это не просто моделирование в бизнес-инкубаторе, это «боевая» работа с реальными клиентами, но с неким отступлением от требований законодательства.

Тимур Аитов: С данным принципиальным положением понятно. А что со вторым? Видимо, речь идет об игроках, которые сегодня присутствуют на рынке платежей, активно развиваются, но их статус никак не прописан в комплекте законов 161-ФЗ, 115-ФЗ и 54-ФЗ?

Роман Прохоров: Вы правы, действительно, такие игроки есть! Ассоциация относительно недавно выпустила исследование, посвященное так называемым платежным агрегаторам, которые сегодня не упомянуты ни в законодательстве о Национальной платежной системе, ни в законодательстве о противодействии отмыванию денежных средств, ни в законодательстве о контрольно-кассовой технике.

Платежные агрегаторы находятся в неявной зоне, тем не менее они свою деятельность активно развивают. Для того чтобы вывести их в правовое поле, мы по итогам исследования предложили использовать специальные режимы функционирования их банковских счетов в целях хеджирования рисков утраты денежных средств получателей платежей.

Тимур Аитов: Удалось ли найти среди сегодняшней аудитории понимание? Каково ваше впечатление о ПЛАС-Форуме в целом?

Роман Прохоров: В своем выступлении я отметил, что с глубоким уважением отношусь к организаторам этого Форума, которым в течение длительного времени удается сохранять эту атмосферу открытого диалога, а также поддерживать такую внушительную аудиторию, несмотря на не самые положительные рыночные тенденции.

Что касается сторонников. Я сегодня рассказывал о Концепции, и это важный элемент ее продвижения, потому что необходима обратная связь с участниками рынка, государственными органами. На основе отзывов мы планируем максимально доработать Концепцию до такого состояния, в котором она являла бы комплексное выражение интересов большинства участников и регуляторов платежного рынка.

Тимур Аитов: Когда, по-вашему, обсуждаемые идеи приобретут статус закона? Концепцию нужно переложить «на ноты» — подготовить законодательные акты, изменить диспозиции некоторых статей. Потом пройти через Госдуму — это длинная история. Когда ждать конкретного «выхлопа» от сегодняшнего выступления?

Роман Прохоров: По моим оценкам, до конца лета мы должны завершить сбор предложений по Концепции и уже в осеннюю сессию запустить первые законопроекты, которые будут изменять действующее законодательство в соответствии с Концепцией.

Тимур Аитов: Еще раз коротко для игроков, банков, платежных операторов и систем — небольшое резюме. Что они почувствуют, когда «вступит в строй» весь ряд законодательных документов, призванных поддержать вашу Концепцию? Что они получат в деньгах, что изменится с точки зрения безопасности платежей?

Роман Прохоров: Я хотел бы подчеркнуть, что это не только наша деятельность, но и многих участников рынка, поэтому я бы не отделял нашу Ассоциацию, Экспертный совет от остальных. Целеполагание нашей концепции — это повышение конкурентоспособности отечественного платежного рынка, доступности, удобства и безопасности услуг, которые предоставляются конечным пользователям. Отдельная задача — снижение себестоимости, с тем чтобы пользователи могли получать платежные услуги по оптимальной цене.

Беседа состоялась 7 июля 2016 года в кулуарах ПЛАС-Форума «Дистанционные сервисы, мобильные решения, карты и платежи 2016»






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ