Банковское обозрение

Финансовая сфера


24.03.2020 Аналитика
Налоговые перегрузки

Выживет ли малый бизнес?


Рост фискальной нагрузки на бизнес и ужесточение администрирования налогов происходят на фоне сокращения платежеспособного спроса со стороны населения. Рентабельность малого бизнеса снижается, как и численность малых предприятий в стране.

За то время, что Михаил Мишустин возглавлял Федеральную налоговую службу (ФНС), ей удалось добиться многого, серьезно повысить эффективность работы. За счет цифровизации налоговая система стала более прозрачной, взаимодействие с налогоплательщиками ускорилось и упростилось, собираемость налогов возросла почти в полтора раза за последние пять лет. Постоянно сокращается размер задолженности по уплате налогов: только за прошлый год она снизилась на 6% — до 1,8  рлн рублей.

Если в целом за прошлый год доходы бюджета выросли на 3,8% по сравнению с 2018 годом, то налоговые поступления продемонстрировали двузначный прирост. Собираемость НДС, ставка которого в прошлом году была повышена с 18 до 20%, при отмене ряда льгот по уплате налога увеличилась почти на 22%, превысив 7 трлн рублей; налога на прибыль было собрано почти на 19% больше — около 1,2 трлн рублей.

«Налоговое изобилие» происходит на фоне роста экономики страны, почти не отличимого от статистических погрешностей. По предварительным данным Росстата, рост ВВП в России по итогам 2019 года составил 1,3%. Уместно вспомнить оценки, приведенные самим Михаилом Мишустиным в конце 2018 года. «За последние пять лет у нас средний рост ВВП составлял примерно 1,2%, а рост налоговых доходов — почти на 70%, без инфляции — 39,6%», — отмечал он. Таким образом, сборы налогов в тот период росли в 33 раза быстрее роста экономики. В прошлом году этот разрыв только увеличился.

Что касается года текущего, то в ФНС рассчитывают на «продолжение банкета». К сожалению, для сегмента малого и среднего предпринимательства рост сбора налогов будет вызван в том числе изменениями налоговой политики в их отношении. В текущем году за счет индексации коэффициентов, проведенной Минэкономразвития, почти на 5% выросли налоги для малого бизнеса. Это максимальный рост за последние пять лет.

В конце февраля глава Минфина Антон Силуанов назвал фискальную нагрузку на бизнес «запредельной». Его слова касались тех 30%, которые работодатели платят за каждого из сотрудников в виде страховых взносов в различные фонды; плюс 13% налога на доходы физических лиц. Сегодня «налоги на труд» для бизнеса выше, чем «налоги на капитал». Отрадно, что правительство задумалось над тем, чтобы сократить эту нагрузку, вот только все эти размышления наталкиваются на отсутствие других источников пополнения внебюджетных фондов. Снижение на 2% отчислений в Пенсионный фонд означает потерю сразу 2 трлн рублей. Поэтому помимо программных заявлений ожидать в обозримом будущем существенных послаблений для бизнеса с этой стороны не приходится.

И даже напротив: Минфин предложил повысить взносы индивидуальных предпринимателей (ИП) в страховые фонды. Так, в 2021 году взносы на пенсионное страхование увеличатся на 12,3% (до 36 445 рублей); на медицинское страхование — на 4% (до 8763 рублей). В 2022 году общий рост отчислений должен составить 10,9%, а в 2023 и 2024 годах их планируют проиндексировать еще на 6,5–6,6%.

Предлагаемый Минфином рост в несколько раз превышает и официальную, и прогнозируемую инфляцию. По оценкам «ОПОРЫ РОССИИ», эта мера приведет к повышению фискальной нагрузки на предпринимателей на 14 млрд рублей в 2021 году. К 2024 году ИП дополнительно заплатят более 50 млрд рублей страховых взносов.

Для сегмента малого и среднего предпринимательства рост сбора налогов будет вызван в том числе изменениями налоговой политики в их отношении

Мощным стресс-фактором, который будет в этом году давить на малый бизнес, является введенный запрет на применение таких налоговых режимов, как единый налог на вмененный доход (ЕНВД) и патенты для ряда видов деятельности. В первую очередь из-за этих ограничений пострадает сфера торговли. Стоит ли упоминать, что подавляющее большинство малых предприятий работает именно в этой сфере?

Кроме того, и сам режим ЕНВД доживает последний год: с 2021 года он будет отменен, несмотря на многочисленные просьбы бизнеса. Этим режимом сегодня пользуется свыше 2 млн малых компаний, в основном ИП. Чем чревата для них отмена ЕНВД? Дело в том, что этот режим предусматривает, как видно из названия, «вмененный» доход (то есть не фактический, а прогнозируемый). Безусловно, налогоплательщики на ЕНВД обычно несут существенно меньшее налоговое бремя, чем на общей системе налогообложения (ОСН) или даже упрощенной системе налогообложения (УСН). Тем не менее для малого бизнеса, не подпадающего под патент, это часто единственная возможность легально вести деятельность.

Увеличение фискальной нагрузки происходит на фоне сокращающегося платежеспособного спроса. Поддерживать приемлемый уровень рентабельности становится все сложнее, и бизнес реагирует на это вполне предсказуемо. Сложилась ситуация, когда бизнес долгие годы жил со строгими правилами Налогового кодекса, которые компенсировались необязательностью их исполнения. А сейчас все больше из предписанного действительно приходится платить. По данным ФНС, на начало 2019 года количество предприятий малого и среднего бизнеса превышало 6 млн. К началу этого года их осталось уже немногим более 5,9 млн. Снижение зафиксировано впервые с 2016 года — когда реестр субъектов МСП стала вести ФНС. Есть некая ирония в том, что текущий год объявлен в России «Годом предпринимательства».






Читайте также

Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ