Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Руководитель дирекции «Альфа-Онлайн» Альфа-Банка Владимир Китляр в интервью генеральному директору АЦ «БизнесДром» Павлу Самиеву рассказал об изменениях в веб-технологиях и цифровых продуктах, о работе над платформой мобильного банка нового поколения «Альфа-Онлайн» и планах на будущее
— Владимир, вы работаете в цифровой отрасли с 2000 года. Что изменилось с тех пор?
— Изменилось — это мягко сказано. За это время не просто что-то изменилось, за эти годы, собственно, все появилось с нуля. Немного ощущаю себя старозаветным персонажем, свидетелем сотворения мира, мира digital-технологий. В начале двухтысячных, по сути, только формировался рунет, ни о каком digital-банкинге еще и речи не было, это была ниша романтического финтеха, такого как PayCash, Webmoney.
Отчетливо помню яркий момент, когда именно Альфа-Банк одним из первых дал возможность оформить банковскую карту, которой можно было платить даже… в интернете!
Забавно, но факт, за эти 20 с небольшим лет возникла целая цивилизация цифрового банкинга, то, без чего сегодня невозможно представить современную жизнь.
— С каких продуктов начался период вашей digital-карьеры в Альфа-Банке?
— Пять лет назад, когда меня пригласили в «Альфу», мы с моей командой по собственной инициативе запустили разработку продуктов цифрового страхования. И это оказалось очень перспективным и доходным новым направлением бизнеса. Для «Альфы» это, кстати, довольно типичная история — можно по своей инициативе благодаря «чуйке» найти золотую жилу и разработать это «месторождение», при поддержке лидеров компании.
Владимир Китляр, руководитель дирекции «Альфа-Онлайн» Альфа-Банка. Фото: Альфа-Банк
— Менялась ли ваша специализация в «Альфе» за эти пять лет?
— За эти пять лет было многое. После запуска платформы Digital-страхования мы много работали над мобильными приложениями банка, достижением отраслевого лидерства в своем классе. Отдельного разговора стоит максимально инновационный период «гуманизации роботов» при создания голосового финансового помощника ALF. Сейчас моя команда фокусно работает над платформой мобильного банка нового поколения «Альфа-Онлайн», который не зависит от внешних платформ.
— Сейчас вы и ваша команда фокусируетесь на мобильном веб-банкинге. Почему именно эта специализация? Что изменилось в веб-технологиях в последнее время?
— На эту тему вспоминается одна спортивная метафора. Помните, лет 10–15 назад «вражду» между сноубордистами и лыжниками, которая была общим трендом в спортивном мире? Похожая нелепая драма до последнего времени была характерна и для цифровой отрасли. Это был непримиримый спор между сторонниками веб-технологий и апологетами подхода mobile app only. Вообще, в те времена трудно было бы придумать более немодную тему, чем браузерные интернет-банки. Тогда технологии веба действительно сильно отстали на фоне модной нативной «мобилки» и выглядели, мягко говоря, неконкурентоспособно. Не буду скрывать, в те годы я сам считал интернет-банки нелепым олдскулом.
Технологии — как мода, они часто на ранних этапах проходят фазу экстремальной трактовки, можно сказать, период романтического радикализма.
Как в спорте одно время царила мода на сноубординг, а горные лыжи стали считаться олдскулом, так и в цифровом банкинге — несколько лет в отрасли царил экстремальный подход Mobile app only, что привело к полному упадку браузерных технологий.
— Но в «Альфе», судя по всему, что-то на этот счет изменилось?
— Примерно лет 10 назад в мире экстремального спорта произошла некая революция вместе с вхождением в моду нового горнолыжного направления NewSchool — на сегодня это один из самых зрелищных жанров фристайла. Так «старомодные» лыжи в это время обрели в спорте новую инкарнацию в виде ультрамодной NewSchool-культуры. Как в спорте произошло с лыжами, так сегодня кардинально меняется веб-банкинг. Мы активно работаем над переосмыслением браузерных технологий в новой концепции NewSchool Mobile Web. Если раньше в основе веб-банкинга была десктопная версия, которая адаптировалась к мобайлу, то в основу новой парадигмы веба мы заложили подход мобайл-1st.
— То есть в «Альфе» изменился базовый подход к разработке цифровых продуктов?
— Именно так. Некоторое время назад мы, в «Альфе», четко осознали, что переросли идею Mobile App Only, и приняли за основу новую парадигму мобильной кроссплатформенности. Сам по себе этот подход обеспечивает максимальную клиентоориентированность и независимость от внешних систем. Особенно хорошая новость — мы вовремя этот подход разглядели и на сегодня оказались очень подготовленными. Роль технологий браузерного мобильного банкинга чрезвычайно возросла, и это стало общей тенденцией в цифровой отрасли.
— А что стало драйверами этих изменений?
— Свобода созидания в мобильном вебе стала возможной благодаря ряду преимуществ самого формфактора.
Во-первых, и это, пожалуй, ключевое стратегическое преимущество, мобильный веб не зависит от глобальных сторов приложений. И не стоит забывать, что операционные системы смартфонов не ограничиваются iOS и Android, а наша новая платформа «Альфа-Онлайн» работает на смартфонах любой операционной системы.
Во-вторых, и это тоже важное преимущество, «Альфа-Онлайн» не требует скачивания и инсталляции. По сути, приложение «весит» 0 килобайт. Это очень значимый фактор, который уравнивает в возможностях обладателей модных айфонов и пользователей с самыми простыми смартфонами. Каждый клиент получит качественный мобильный банкинг и не потратит сотни мегабайт на установку приложения.
— Кажется, я знаю еще одно важное преимущество — клиент получает продукт гарантированно, ему даже не нужно устанавливать обновление.
— Абсолютно точно! Третий важный момент — New School Mobile Web гарантирует моментальную доступность новых продуктов без ограничений релизными циклами сборки, ревью сторов и без необходимости скачивать обновление. Все, что создает продуктовая команда, клиент получает практически сразу.
— А когда «Альфа» запустили мобильный веб-банк?
— Запуск мобильной версии «Альфа-Онлайн» состоялся в День космонавтики, 12 апреля 2022 года. Тут же после запуска у команды Alfa Digital появилась новая амбициозная задача, актуальная для всей отрасли, — максимально приблизить функциональность и удобство мобильного браузерного банка к возможностям нативного приложения. Сразу же стало понятно, что эта задача потребует очень творческого подхода и фактически изобретательской работы.
— Запустить вовремя базовую версию мобильного веб было крайне важно. Но, кажется, на старте это было довольно сырое решение, требующее больших доработок?
— Примерно так и было — после запуска последовала большая работа. Мы запустили три магистральных «мегапроекта», которые лежат в основе развития «Альфа-Онлайн». Tweens Project — «мегапроект», призванный создавать для пользователя в «Альфа-Онлайн» интуитивную и комфортную среду управления финансами, к которой он привык в нативном приложении. Мы интенсивно поработали над унификацией мобильного веба и нативных приложений, переиспользуя лучшие практики обеих платформ. Сейчас пользователь практически не найдет разницы между «Альфа-Онлайн» и приложением «Альфа-Мобайл».
Alfa-Online Challenge — еще один большой межкомандный проект, в центре которого сегодня — устранение остатка функциональных и продуктовых гэпов с мобильным приложением, развитие системы digital-продаж, внедрение прорывных экспериментальных опций мобильного веба.
«Need for Speed» — новый платформенный «мегапроект», цель которого — оптимизация скорости интерфейса, оптимизация интеграций, тюнинг UX и элементов UI для улучшения использования мобильного банка «Альфа-Онлайн». На сегодня одним из главных достижений стало ускорение авторизации и загрузки главной страницы почти в два раза.
— Почему мобильный веб-банкинг всерьез появился только сейчас?
— Переосмысление веба в парадигме NewSchool Mobile Web стало актуально и технически возможно именно сейчас — технологии мобильных браузеров тоже не стоят на месте, для веба появляется множество экспериментальных функций. Но только сегодня возможности мобильного веба приближаются к оригинальному видению Джобса, который еще в 2007 году считал, что веб-приложения должны выглядеть и вести себя, совершенно как нативные, интегрироваться с программными и аппаратными возможностями смартфона. Наша команда стала одним из пионеров в этой сфере, на нас ориентируются, с нами советуются и не только в банковской отрасли. Кроме того, у нас активно «подглядывают» и, что ожидаемо, повторяют наши идеи.
Как мы и ожидали, в сфере мобильного веб-банкинга возникла ситуация новой гонки и конкуренции.
— То есть вы, в «Альфе», создали единую среду онлайн-банкинга, в которой пользователи теперь не делятся на пользователей мобильных приложений и клиентов мобильного веба?
— Совершенно точно! Так же, как в нашей спортивной метафоре, противостояние между сноубордистами и лыжниками сошло на нет. Похожим образом стало стремительно стираться противопоставление мобильного веба и натива. Как лыжники сейчас дружно тренируются в сноупарках вместе с сноубордистами, так и «Альфа-Онлайн» идет сегодня плечом к плечу с «Альфа-Мобайлом», работая на удобство клиентов.
Арам Мурадян, управляющий директор департамента по работе с экосистемными партнерами, финансовыми институтами и посредниками «Ренессанс Страхования», рассказал генеральному директору АЦ «БизнесДром» и шеф-редактору «Банковского обозрения» Павлу Самиеву о работе с экосистемными партнерами, развитии повседневной коммуникации с клиентами и механизме создания продуктов с высокой потребительской ценностью
Вопрос банкротства иностранной компании, у которой есть активы в Российской Федерации (трансграничное банкротство), практически не урегулирован российским законодательством. Суды при принятии решения о банкротстве в основном применяют аналогию права и руководствуются общими положениями Закона о банкротстве и гражданского законодательства