Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Эксперты финансового рынка поделились с «Б.О» мнением о том, чем на регуляторном поле запомнился 2021 год, и прогнозами развития отрасли на 2022-й
Михаил Сухов, генеральный директор Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА):
Наиболее важным изменением 2021 года стала ожидаемая «нормализация» банковского регулирования, которая призвана вернуть в стандартное русло работу банков. Думаю, дальнейших послаблений в 2022 году в отношении банковского сектора от регулятора ждать не стоит, так как быстрый рост кредитных портфелей в 2020 и 2021 годах, безусловно, поддерживает инфляцию.
Эльман Мехтиев, президент СРО «Национальная Ассоциация профессиональных коллекторских агентств (НАПКА)»:
Банк России инициировал внесение значительного количества изменений в законы и акты, регулирующие розничные операции профессиональных кредиторов. И, безусловно, наиболее значимым является принятие Закона о количественных ограничениях. Увы, но мы видим уже третью макропопытку ограничить темпы роста потребительского кредитования (сперва — ПСК, потом — ПДН, теперь — количественные ограничения). При этом показавшие свою неэффективность ограничения остаются в силе и регулирование неизбежно оказывается избыточным.
Увы, но став на путь ограничения цен, успехов можно добиться лишь в краткосрочной перспективе. Позже проблема вернется бумерангом с еще большей силой.
Алексей Войлуков, вице-президент Ассоциации банков России:
6 декабря 2021 года президент РФ подписал Закон, который разрешает Банку России устанавливать ограничения на выдачу кредитов, чтобы замедлить чрезмерный рост необеспеченного потребительского кредитования. Положения Закона применяются в отношении займов, предоставляемых физическим лицам в целях, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, а также за исключением ипотеки и автокредитов.
Закон направлен на ограничение закредитованности граждан, особенно с высокой долговой нагрузкой. По оценкам Банка России, в 2021 году каждый третий потребительский кредит — с долговой нагрузкой выше 80%. Хуже всего, что рост необеспеченного потребительского кредитования происходит в том числе за счет роста закредитованности уже имеющихся. Усиление защиты розничного клиента действительно назрело. Этот вопрос имеет не только экономическое, но и социальное измерение.
С практической точки зрения реализация требований Закона приведет к росту операционной нагрузки на банки, поскольку необходимо вносить достаточно существенные изменения в отлаженные процессы кредитования и соответственно нести дополнительные расходы, появится новая отчетность. Но не это главное. Основные опасения связаны с тем, что ограничение доступа некоторых групп населения (в частности, граждан с неофициальными доходами или с низким уровнем дохода, а также закредитованных граждан) к кредитным продуктам банков и микрофинансовых организаций может привести к росту теневого рынка финансирования. «Черные» кредиторы будут выдавать займы этой группе населения под ростовщические проценты, обрекая их на долговую кабалу.
В 2021 году банки приступили к реализации новых требований Банка России к расчету операционного риска. Это связано со вступлением в силу Положений Банка России № 716-П «О требованиях к системе управления операционным риском в кредитной организации и банковской группе» и № 744-П «О порядке расчета размера операционного риска (“Базель III”), а также с осуществления Банком России надзора за его соблюдением». Кроме того в настоящее время в процессе обсуждения находится проект Положения Банка России «О порядке расчета размера операционного риска (“Базель III”) для банковских групп».
При обсуждении порядка и сроков вступления в силу новых требований к расчету операционного риска удалось реализовать поэтапность и дифференциацию применения отдельных требований для различных групп банков. Выполнение в полном объеме новых требований к управлению операционным риском, в том числе рисками информационной безопасности и информационных систем, связано с дополнительными затратами и вызывает большое количество вопросов, особенно у небольших банков.
Павел Самиев, председатель комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по финансовым рынкам:
Наиболее важными я считаю два изменения. Во-первых, внедрение Положения 710-П для страхового рынка, что определяет новый подход к оценке активов у страховых компаний и принципиально другой формат требований к ликвидности, качеству активов, инвестиций СК и как следствие — к их финансовой устойчивости. К сожалению, не все компании оказались готовы к этому. Тем не менее большинство участников рынка проходят новые требования без проблем, что подтверждает правильность политики регулятора по улучшению состояния финансовой устойчивости участников страхового рынка. В итоге — расчет достаточности капитала и качество активов страховщиков, а значит, и надежность для клиентов. Во-вторых, важная новация в сфере регулирования финансового рынка касается частных инвесторов, это требования к квалификации инвесторов и появление целого набора инструментов по оценке квалифицированных инвесторов при продаже инвестиционных продуктов, а также контроль продаж и информирования, предоставления клиентам ключевого информационного документа. Это действительно важная новация для всей отрасли частных инвестиций, и, будем надеяться, она увеличит качество работы с инвесторами.
Егор Лопатин, заместитель директора группы рейтингов финансовых институтов агентства НКР:
Одним из ключевых событий можно считать ужесточение регулирования потребительского кредитования, темпы роста которого в значительной степени беспокоят регулятора. Банк России за текущий год дважды повышал надбавки к коэффициентам риска в сегменте, а со следующего года получит возможность устанавливать прямые количественные ограничения выдач (макропруденциальные лимиты) в зависимости от показателя долговой нагрузки заемщика, что должно точечно охлаждать сегмент, минимизируя избыточный рост в наиболее рискованных сегментах.
Виктор Достов, председатель Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов:
Вероятно, это не изменения, а анонсы, в первую очередь концепция цифрового рубля и небанковских поставщиков платежных услуг.
Анастасия Харыбина, председатель Ассоциации пользователей стандартов по информационной безопасности (АБИСС):
В последние несколько лет активно меняется регуляторика в отношении обеспечения информационной безопасности в финансовых организациях, и уходящий 2021 год не стал исключением. Появились новые положения Банка России, часть ранее существовавших были заменены. Но если говорить о концептуальных изменениях, то этот год для банков был во многом сопряжен с реализацией Положения Банка России 716-П «О требованиях к системе управления операционным риском в кредитной организации и банковской группе». В разрезе информационной безопасности ключевой смысл этого нормативного акта заключается в том, что киберриски теперь отнесены к операционным, а значит, под них должны быть зарезервированы определенные денежные средства. Все осложняется еще и тем, что далеко не во всех банках есть выделенные подразделения и специалисты для работы с операционными рисками. Это приводит к тому, что руководство банков пытается переложить на плечи службы ИБ вопрос реализации 716-П целиком, а не только в части киберрисков, что, конечно, в корне неверно по понятным всем причинам.
При этом можно говорить о двойственном отношении специалистов по ИБ к Положению 716-П. С одной стороны, требования регулятора означают новую серьезную нагрузку на них, предполагают выделение дополнительных финансовых и человеческих ресурсов, выстраивание новых бизнес-процессов и так далее. С другой, несмотря на все сложности реализации, часть специалистов видят в Положении 716-П способ интегрировать функцию информационной безопасности в бизнес-процессы организации. По сути, это возможность вести диалог с руководством финансовых организаций на понятном руководству языке и донести необходимость внедрения тех или иных мер для сокращения киберрисков, то есть для минимизации зарезервированных средств. На мой взгляд, при правильном распределении ресурсов это может быть эффективным способом для службы информационной безопасности заявить о себе, выйти на новый уровень и влиться в общую стратегию организации.
Сейчас в развитие Положения 716-П на рассмотрении в Техническом комитете № 122 находятся на голосовании два проекта новых стандартов: по управлению риском реализации информационных угроз и по обеспечению операционной надежности. Уже сейчас можно говорить, что в наступающем 2022 году для реализации требований этих ГОСТов от финансовых организаций понадобится выделение дополнительных ресурсов. Насколько их применение в настоящем виде окажется эффективным и обеспечит новый уровень зрелости в отношении информационной безопасности в банках, покажет в ближайшее время правоприменительная практика.
Эльман Мехтиев, президент СРО «НАПКА»:
Регулятор говорит о развитии поведенческого надзора для обеспечения защиты прав потребителей финансовых услуг, но только сам этот надзор остается без регулирования. Ни для кого не секрет, что на разных стадиях жизни одной и той же финансовой услуги потребитель для защиты своих прав должен обращаться в самые разные органы, сферы надзора которых порой очень сильно «пересекаются». Бизнес давно пришел к тому, что с потребителем нужно работать через все каналы коммуникации единым образом на протяжении всей жизни финансовой услуги. Но у законодателей почему-то не доходят руки до принятия специального закона о защите прав потребителей финансовых услуг, который расставил бы все точки над i в этих вопросах и позволил бы клиенту не ломать голову, должен ли он обращаться со своей проблемой в ФАС, Роспотребнадзор, ЦБ или ФССП...
Алексей Войлуков, вице-президент Ассоциации банков России:
Содействие конкуренции остается приоритетом уже многие годы. Банк России справедливо отмечает, что банковский рынок является одним из наименее конкурентных из-за высокой доли государства и концентрации активов. Однако, например, в предложенном в этом году экосистемном регулировании многие банки видят риски усиления доминирующей доли именно этих участников, а также риски возможной прямой конкуренции самого государства с частным бизнесом в условиях активного развития им собственных платформенных решений (ГИС, «Госуслуги» и прочее). Важным направлением развития конкуренции должны стать принятие мер по устранению регуляторного арбитража между финансовыми и нефинансовыми организациями при кросс-секторальной конкуренции и применение риск-ориентированного подхода в области защиты интересов потребителей.
Банки обеспокоены низкими темпами снижения доли участия государства в капитале банков, в том числе в тех, которые проходили (или проходят) процедуру финансового оздоровления, а также устранением дисбаланса в предоставлении доступа к госпрограммам финансирования и фондированию.
Пропорциональное регулирование пока не оправдало возложенные на него ожидания. Особенности банков с базовой лицензией, малых и региональных банков зачастую не учитываются. Важно отметить, что в Ассоциацию поступают инициативы по расширению пропорционального регулирования и снижению административной нагрузки не только от банков с базовой лицензией, но и от небольших банков с универсальной лицензией (с активами менее 50 млрд рублей). В частности, они единодушны в предложении освободить финансовые организации от обязанности составлять отчетность по МСФО, если они не образуют группу; проект соответствующего закона уже находится в Государственной думе. Надеемся на его оперативное принятие.
Яков Миркин, заведующий отделом международных рынков капиталов ИМЭМО РАН:
Избыточная регулятивная нагрузка.
Александр Сараев, управляющий директор по банковским рейтингам «Эксперт РА»:
Одной из важнейших проблем на банковском рынке продолжает оставаться обеспечение равных возможностей для конкуренции. Сектор продолжает сжиматься, небольшие и средние кредитные организации не только лишаются лицензий, но и сдают их добровольно либо ликвидируются в рамках M&A-сделок. Во многом это связано с неравномерным доступом к ресурсам. Большинство программ стимулирования направлено либо на крупных государственных игроков, которые и без того обладают конкурентными преимуществами, либо на весь рынок, но из-за особенностей распределения лимитов в итоге больше также выигрывают крупные банки. За последние восемь лет доля топ-30 банков в кредитовании МСБ выросла с 50 до 80%; таким образом, небольшие и средние банки теряют свою ключевую нишу.
Важно уделять больше внимания региональной банковской инфраструктуре и поддержке региональных банков. К сожалению, инициатива по наделению кредитных организаций с базовой лицензией статусом «субъект МСП» не была поддержана регулятором. Хотя такая опция для небольших банков могла позволить расширить их возможности по участию в государственных программах финансирования поддержки МСП. Статус МСП позволил бы снять с них ограничения на размещение у них средств бюджетных и внебюджетных фондов, включая гарантийные фонды, фонды микрофинансирования. В любом случае небольшие и средние банки не должны делить один «пирог» с крупнейшими кредитными организациями, при таком раскладе перекос в развитии продолжит нарастать. Важно обеспечить адресную поддержку и стимулы непосредственно для небольших и средних банков как отдельного класса.
Развитие не только крупнейших экосистем, но и региональных банков — важнейшая задача для обеспечения устойчивого и равномерного развития финансовых услуг для всех категорий предпринимателей и граждан.
Павел Самиев, председатель комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по финансовым рынкам:
Мне представляется, что регулятор уделяет внимание в достаточной мере всем важным параметрам развития финансового рынка, обеспечению прав потребителей и финансовой устойчивости и, что особенно важно, развитию поведенческого надзора, контролю качества продаж, информированию клиентов, потребительской ценности. Это очень важные направления развития регулирования: потребители должны получать качественные продукты и полноценную информацию по ним. Борьба с мисселингом — важнейшая задача, которую регулятор уже несколько лет, а особенно активно в 2021 году, старается решить на рынке, обеспечив тем самым более правильный вектор развития. Как мне кажется, единственный важный момент, которому уделяется не так много внимания, как хотелось бы, — это правильная конкуренция на финансовой рынке, обеспечение не только добросовестной конкуренции и не только качества продаж, но и в принципе возможности конкурировать, в том числе, небольшим участникам: обеспечение их доступа на разные сегменты рынка, устранение неправильных барьеров на финансовом рынке. Конечно, это вопрос, который должен решаться не только ЦБ, но антимонопольным регулятором — ФАС, но для Центрального банка это тоже должна быть одна из важных задач в его политике. Действительно, в этой части определенные негативные тенденции продолжаются, растет концентрация на крупнейших банках и других финансовых структурах, крупных финансовых холдингах, снижаются возможности доступа на разные сегменты финансового рынка для небольших и средних финансовых структур.
Егор Лопатин, заместитель директора группы рейтингов финансовых институтов агентства НКР:
Регулятор последовательно, заранее готовя рынок к переменам, вносит ключевые изменения в регулятивное поле. Многие новшества —такие, как, например, регулирование банковских экосистем, — Банк России выносит на обсуждение с участниками рынка, что может снизить риски их активного роста, одновременно минимизируя последствия для развития бизнеса экосистем. Ужесточение регулирования потребкредитования также происходит постепенно и затрагивает кредитование наиболее рискованных заемщиков — с высоким уровнем ПДН.
Виктор Достов, председатель Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов:
С моей точки зрения, это переработка 161-ФЗ и 115-ФЗ. За годы модификаций они стали достаточно фрагментированными и подлежат переработки в рамках единых цельных концепций.
Михаил Сухов, генеральный директор АКРА:
Интересно, что Банк России задумался над введением ненулевого значения контрциклической надбавки к капиталу. Если темпы роста кредитных портфелей банков в начале 2022 года останутся на прежних уровнях, то дополнительная нагрузка на достаточность капитала выглядит уместной реакцией регулятора. Основной вызов 2022 года лежит за рамками банковского сектора. Ценовые колебания 2022 года на рынке ценных бумаг не должны привести к появлению «обманутых инвесторов», поэтому необходимо формировать не только стимулы к вложениям на фондовом рынке, но правильную систему управления ожиданиями массового инвестора.
Эльман Мехтиев, президент СРО «НАПКА»:
Увы, но ничего нового — кредитование физических лиц и малого бизнеса, подкрепленное использованием цифровых технологий.
Алексей Войлуков, вице-президент Ассоциации банков России:
Конечно, это все что связано с цифровой экономикой и развитием экосистем. А значит, нам предстоит в следующем году серьезно поработать над законопроектами и регулированием, направленными на защиту прав потребителей финансовых услуг, развитие цифровизации финансового рынка, противодействие кибермошенничеству, использование и обмен персональными данными, формирование правил и стимулов для развития зеленой экономики. В 2022 году мы ожидаем положительных результатов пилотного применения платформы «Знай своего клиента» и повышения уровня эффективности систем ПОД/ФТ кредитных организаций за счет более точного и ориентированного взаимодействия банков с клиентами, а также выработки уточненных подходов к информированию клиентов. В частности, это касается получения клиентами информации об отнесении их Банком России к группам риска проведения подозрительных операций, что должно стать повседневной банковской практикой.
В апреле 2021 года Банк России опубликовал документ «Концепция цифрового рубля», в котором определены этапы реализации пилотного проекта. По итогам тестирования прототипа платформы цифрового рубля будет разработана дорожная карта перехода к его использованию. Предполагается, что тестирование прототипа платформы цифрового рубля будет проводиться совместно с участниками финансового рынка в течение 2022 года. В июле 2021 года Банк России отобрал пилотную группу из 12 банков для тестирования новой технологии. Результаты пилотирования послужат отправной точкой для нового раунда обсуждений в профессиональном сообществе вопросов, касающихся перехода к практическому использованию цифрового рубля в национальной денежной системе. Наряду с этим целесообразно проводить широкую общественную дискуссию по вопросам введения цифрового рубля, привлекая к этому авторитетных ученых, экспертов и представителей гражданского общества.
Яков Миркин, заведующий отделом международных рынков капиталов ИМЭМО РАН:
Снижение волатильности и рисков; не подвергнуться шокам геополитики, пандемии, внешним финансовым шокам; удержать финансовую стабильность, повышая финансиализацию российской экономики и сокращая избыточные денежные резервы государства.
Александр Сараев, управляющий директор по банковским рейтингам «Эксперт РА»:
Развитие ESG-банкинга и формирование общей практики и подходов к оценке устойчивых компаний и проектов будет одним из главных трендов 2022 года. Мы видим большой потенциал у сегмента устойчивого банкинга, особенно после унификации требований к раскрытию нефинансовой отчетности. Первым шагом на пути к прозрачности станет раскрытие нефинансовой отчетности, которая будет обязательной для ценных бумаг котировальных списков Московской биржи. Это даст новый импульс гармонизации подходов к структурированию и оценке ESG-проектов, а также общую систему координат эмитентам, инвесторам и независимым верификаторам.
Егор Лопатин, заместитель директора группы рейтингов финансовых институтов агентства НКР:
Пик привлекательности российского фондового рынка для розничных инвесторов еще не наступил. Повышение ставок по депозитам на фоне ужесточения денежно-кредитной политики приведет лишь к частичному возврату денежных средств населения в банки, в то время как их объем на бирже продолжит расти, пусть и не столь высокими темпами, как в 2020 году. При этом в случае устойчивого снижения уровня инфляции и разворота в динамике ключевой ставки не исключен еще больший рост интереса населения к более доходным инвестициям, чем вклады, что будет способствовать дальнейшему росту объемов российского фондового рынка.
Юрий Топунов, руководитель департамента продуктов Visa в России
В 2022 году рынок платежей продолжит развиваться. Его динамику ускоряет продолжающаяся пандемия, запросы бизнеса и потребителей на скорость и безопасность платежей. Мы выделяем несколько ключевых направлений, которые определят развитие финансовой индустрии: рост биометрии, встроенные финансы, развитие криптовалют и метавселенных.
Биометрические данные становятся все более популярным средством идентификации в коммерции. Оплачивать покупку голосом или взглядом удобнее, чем доставать телефон или карту. Например, российские пользователи доверяют биометрии. По нашим данным, в оплате по голосу заинтересованы 57% россиян, и 70% готовы платить с помощью сервисов оплаты лицом.
В следующем году мы ожидаем рост популярности моментальной рассрочки при оплате покупок. По нашим данным, рост платежей в рассрочку в мире опережает рост по кредитным продуктам и составляет около 15% ежегодно. Если говорить о России, то каждый десятый россиянин стал чаще покупать товары в рассрочку за последний год. Мы видим этот тренд и развиваем сервисы, которые позволяют моментально оформить рассрочку на терминалах и в онлайн-среде. С их помощью продавцы увеличивают продажи, а покупатели быстро и с выгодой приобретают желаемые товары.
Будут востребованы встроенные финансы — сервисы для интеграции финансовых продуктов в продуктовые или сервисные экосистемы. С их помощью можно принимать платежи наиболее эффективным способом, оптимизировать работу с программами лояльности или оформить рассрочку при покупке товаров.
Мы ожидаем, что, несмотря на сильные позиции крупных традиционных банков, продолжит развиваться формат необанкинга, например мобильные приложения для малого бизнеса. Большие перспективы есть у финтехов, создающих нишевые платежные сервисы, например приложения для учета трат по нескольким картам и прогноза по предстоящим расходам, или сервисы раннего доступа к зарплате. Интересны будут также разработки, увеличивающие лояльность и вовлеченность клиентов.
Еще одна тенденция на 2022 год и последующий период — развитие экосистем и переход к метавселенным. Это виртуальные среды, где люди взаимодействуют посредством своих аватаров друг с другом и с цифровыми объектами. Мы видим появление целых виртуальных экономик, особенно в игровой среде.
Виктор Достов, председатель Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов:
В целом, тенденции сохранятся — будет развиваться СБП, расти роль государства в платежном секторе, маржинальность банковского сектора будет падать, а степень монополизации — расти.
В жизни компании процесс управления рисками — неотъемлемая часть развития бизнеса. Санкции, финансовые колебания, непрерывность действия, комплаенс — все это риски, с которыми компаниям приходится работать. Неверные оценка рисков, модель управления, инструментарий воздействия на риски приводят к серьезным последствиям, ответственность за которые несут официальные лица компании (директора, топ-менеджмент). Цена ошибки — убытки и субсидиарная ответственность, которые не списываются в рамках личного банкротства, а более того, передаются по наследству
Совкомбанк с благотворительным проектом «Технологии добра» занял первое место в номинации «Лучшая программа, способствующая профессионализации некоммерческого сектора» (партнером номинации выступает Минэкономразвития)