Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Несбывшиеся надежды
01.12.2010

Несбывшиеся надежды

Консенсус-прогноз «БО» на 2010 год (см. №1/2010) называл в числе «горячих» такие банковские бизнесы, как кредитные карты, «комиссионку» и потребительские кредиты, а среди аутсайдеров — ипотеку и кредиты юрлицам. В действительности все оказалось иначе


Год еще не закончился, но некоторые предварительные итоги подвести можно. Понятно, что прогнозы — всегда неблагодарное дело, но тот факт, что не сбылись именно предсказания на 2010 год, имеет очень простое объяснение. Это первый год выхода из кризиса, фактически точка бифуркации. Множество вариантов, много возможных трендов примерно равной вероятности. Прогнозировать было сложно. Но оценить, где участники рынка угадали тенденции года, а где промахнулись, весьма интересно.

Банковские карты и комиссионный бизнес

Многие банкиры назвали «пластик» фаворитом 2010 года и приоритетом для банков при развитии клиентской базы и целого набора услуг и продуктов (включая продажу банковских услуг через банкоматы, интернет-банкинг, платежи, телебанк, кобрендинговые программы и т.д.).
Действительно, роль и комиссионных доходов вообще, и пластиковых карт в частности в структуре доходов банков росла в течение 2010 года. Здесь спрос и предложение разморозились довольно-таки быстро. Особенно ярко это было видно на фоне продолжающего стагнировать кредитования — во всех секторах.

Потребительские и автокредиты

Участники рынка говорили, что в 2010 году начнется настоящий ренессанс для потребительских кредитов, а население, которое в течение 2009 года откладывало покупки, больше не сможет от них отказываться и будет брать займы на приобретение товаров длительного пользования. При этом банки ослабят условия кредитования, а значит, ожидается бурный рост «потребов».
Столь оптимистичные ожидания явно не оправдались: некоторое оживление предложения есть, о чем свидетельствует в том числе начало новых рекламных кампаний банков. Безусловно, наблюдается и появление интереса со стороны заемщиков. Однако назвать «потребы» локомотивом роста банковского рынка пока невозможно и вряд ли получится сделать это до середины следующего 2011 года. Кстати, скептическое отношение к автокредитам, напротив, может смениться оптимизмом уже в ближайшее время. Намечаются первые ростки оживления в этой сфере, и возможно, именно автокредитование в 2011 году станет одним из «горячих» бизнесов.

Валюта и ценные бумаги

Как только в экономике или на банковском рынке начинается нестабильность или пропадают драйверы быстрого роста, банки переключают свое внимание на валютный рынок. Без преувеличения можно сказать, что в 2009 году только девальвация рубля дала возможность заработать целому ряду крупных банков и не показать огромные убытки. Аналитики и участники рынка в начале года оценивали важность и перспективность этих операций умеренно: больших планов не строили, но считали достаточно важными в структуре бизнеса. Этот прогноз сбылся: осенью валютный рынок оживился, и многие банки активно начали работать на нем. Хотя, конечно, это действительно не может быть основным бизнесом коммерческого банка.
Еще один похожий вид операций — активная работа с ценными бумагами. В разгар кризиса процесс замещения кредитного портфеля портфелем ликвидных ценных бумаг достиг уже даже запредельного уровня. Доля ценных бумаг в активах банков в среднем повысилась почти до 25%. Это очень высокий уровень. При довольно-таки низкой доходности этих бумаг (тех же гособлигаций) банки начали увлекаться фактически «пирамидами репо». Таков был доступный способ зарабатывать. К лету 2010 данное «увлечение» прошло, что не может не радовать. Все-таки это вид деятельности, как и чрезмерное увлечение валютными операциями, не вполне вписывается в классическую модель кредитно-депозитной организации.

Депозиты физлиц

Здесь, пожалуй, можно остановиться и рассмотреть результаты года подробнее — уж очень они неоднозначны. На сегодняшний момент, как и ожидало большинство аналитиков, средства населения продолжают играть важную роль в формировании ресурсной базы банковской системы. В 2010 году доля средств физических лиц в пассивах

Скептическое отношение к автокредитам может смениться оптимизмом уже в ближайшее время

банков выросла на 2,6 п.п. с 25,4 до 28% (см. рис. 1). Такой рост вызван притоком средств во вклады и снижением средств банков, в том числе в значительной мере падением привлечений средств от Банка России.
Сохраняющийся интерес кредитных организаций к депозитам физических лиц вызван несколькими причинами. Во-первых, даже в условиях кризиса средства населения показали себя как наиболее стабильный источник привлечения. Так, максимальный месячный отток средств физических лиц по банковской системе за последние полтора года составил только 0,3%, тогда как по юридическим лицам — до 2%. Во-вторых, многие кредитные организации увидели в депозитах возможность диверсификации пассивов, как по срочности, так и по клиентам. В итоге на 1 октября 2010 года объем привлеченных средств населения в банковской системе составил 8,87 трлн рублей, увеличившись на 18,6% по сравнению с началом года. Можно не сомневаться, что к концу 2010 года объем рынка банковских вкладов благодаря новогодним поступлениям перейдет рубеж в 9 трлн рублей.
В то же время на рынке существуют кредитные организации, которые за счет депозитов лишь поддерживали ликвидность в кризисный период. Многие из них нарастили портфель депозитов зачастую по завышенным ставкам. А в условиях избыточной ликвидности такие депозиты для них стали тяжелым бременем — это ощутимое давление на процентную маржу. Фактор «процентных ножниц» уже вызвал крайне жесткую реакцию с точки зрения ставок — ряд банков вообще сделали ставки привлечения запретительно низкими, убрали сезонные и специальные акции, а то и вовсе свернули депозитные программы.


Наиболее активными игроками по привлечению средств населения остаются региональные банки. Для таких банков зачастую характерна очень высокая доля средств населения в пассивах — в среднем от 50 до 60%. В то время в федеральных и столичных банках данный показатель варьируется в пределах 30–40%. Федеральные банки изначально обладают более широким спектром доступных источников фондирования (в том числе зарубежных), чем региональные участники рынка. Еще одно отличие: федеральные и столичные банки

Наиболее активными игроками по привлечению средств населения остаются региональные банки

ориентируются больше всего на состоятельных вкладчиков, а региональные банки нацелены на работу с мелкими и средними вкладами. Так, по состоянию на 1 июля 2010 года на долю депозитов свыше 700 тыс. рублей приходится 39,4% рынка (см. рис. 2). Далее идут депозиты в интервале от 100 до 400 тыс. рублей (около трети всех вкладов).
По всей видимости, позитивную динамику объема вкладов в 2011 году будут поддерживать две группы банков. Первая группа — банки, давно специализирующиеся на этом рынке, для них вклады физических лиц — постоянный источник долгосрочных пассивов.
Вторая группа — банки, ранее не работавшие со средствами населения, но после кризиса поменявшие свое отношение к депозитному рынку, увидев в нем возможность диверсификации пассивов. И на фоне снижения интереса населения к вкладам (снижение ставок по вновь открываемым депозитам, рост инфляции, более высокая доступность розничных кредитов) для привлечения и удержания клиентов эти две группы банков будут активно предлагать различные виды бонусов. Например, начисление дополнительных процентов к сумме вклада, предложение бесплатных кредитных карт, льготных условий кредитования и т.д.

Ипотека

В начале 2010 года подавляющее большинство аналитиков и участников рынка были склонны относить ипотеку к наиболее депрессивному направлению банковского бизнеса, перспективы которого на ближайшие период неясны. Подобное отношение к рынку уже тогда представлялось несколько странным с учетом значительного рывка, сделанного ипотекой еще в IV квартале 2009 года. Напомним, тогда объем выданных кредитов составил почти 61 млрд рублей, что сопоставимо с результатами всего I полугодия 2009 года. С первых месяцев 2010 года рынок продолжил набирать обороты. К ипотечному кредитованию вернулось большинство прежних активных участников, были существенно расширены продуктовые линейки, стали получать распространение ранее редкие для рынка продукты (такие как кредиты с плавающей и комбинированной ставкой), возросло число рекламных акций. Все это сопровождалось уверенным снижением процентных ставок и ослаблением требований к заемщикам. Как следствие, результаты девяти месяцев 2010 года оказались крайне позитивными: в указанный период банками было предоставлено в 2,5 раза больше ипотечных кредитов, чем годом ранее (см. рис. 3).
Уже очевидно, что, с учетом сезонного роста рынка кредитования в IV квартале, по итогам года рынок без проблем преодолеет планку в 300 млрд рублей как минимум в два раза, превысив результаты 2009 года. И хотя это существенно меньше максимума, достигнутого в предкризисный 2008 год, вполне вероятно, что с такими темпами к началу 2012 года рынок вполне вернется к докризисному уровню. Рынок ипотеки остается крайне привлекательным и с точки зрения качества задолженности. Несмотря на планомерное увеличение объема и доли просроченной задолженности (см. рис. 4), темпы ее прироста в 2010 году в значительной степени сократились.

Кредитование МСБ остается крайне привлекательным сегментом для российских банков

Кредитование МСБ

Несмотря на отсутствие ярковыраженного пессимистичного отношения к динамике кредитования малого и среднего бизнеса, большинство экспертов и аналитиков в начале 2010 года не ожидали от этого рынка заметного роста. Но вопреки прогнозам с начала года рынок кредитования МСБ взял уверенный курс на восстановление, в отличие от корпоративного и розничного сегментов.


По состоянию на 1 сентября 2010 года объем предоставленных МСБ кредитов достиг 2,8 трлн рублей, на 43% превысив результаты аналогичного периода 2009 года. Стремительный рост кредитования привел и к заметному увеличению кредитного портфеля МСБ — на 1 сентября он составил 3,1 млрд рублей, что на 17,6% больше результатов начала 2010 года. По темпам роста портфеля кредитование МСБ в России со значительным отрывом опережает ближайших конкурентов — корпоративный сегмент (который вырос 2,6%) и розничное кредитование (прирост 4%). После длительного периода роста просроченной задолженности стабилизировалось и качество портфелей МСБ (см. рис. 6): уровень просрочки в течение трех летних месяцев 2010 года находился в пределах 9%.


Кредитование МСБ остается крайне привлекательным сегментом для российских банков. В 51 из 74 опрошенных «Экспертом РА» банков видят данное направление бизнеса одним из приоритетных. С одной стороны, риски здесь меньше, нежели в розничном бизнесе, однако при этом маржа выше, чем в корпоративном сегменте. С другой стороны, кредитование МСБ позволяет банкам в значительной степени диверсифицировать кредитный портфель. Потенциал данного рынка очевиден, поскольку само по себе число субъектов малого и среднего бизнеса в разы превышает количество крупных предприятий. По нашим оценкам, по итогам 2010 года общий объем предоставленных кредитов вернется на докризисный уровень и составит 4,1–4,2 трлн рублей, более чем на 40% превысив результаты 2009 года. Величина кредитного портфеля достигнет 3,3–3,4 трлн рублей.

В подготовке статьи принимали участие сотрудники «Эксперт РА» Станислав Волков, Кристина Кирьянова и Михаил Доронкин






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ