Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Банки давно поделили сферы инхаус- и внешней разработки, но новые веяния цифровизации могут заставить пересмотреть старые подходы
Илья Парамонов, операционный директор iFellow
Основной тренд текущей ситуации — импортозамещение, здесь по-прежнему огромный пласт задач. Как и ранее, актуальны проекты, связанные с большими данными, клиентской аналитикой, а также роботизацией рутинных операций.
Михаил Мостяев, генеральный директор студии мобильной разработки AppCraft
Основной тренд — посредничество и модель аутстаффинга. В 2022 году бизнес столкнулся с беспрецедентным потоком миграции сотрудников за рубеж. Во многих банках существуют регламенты сотрудничества с исполнителями и регламенты информационной безопасности, которые предусматривают если не офисный подход, то хотя бы работу на территории Российской Федерации. В этом случае перспектива компаний-разработчиков состоит в посредничестве и решении этих регламентных сложностей, когда они будут предоставлять банкам востребованных для их текущих задач специалистов. Кстати, кадровая проблема также оказывает влияние на скорость импортозамещения в банковском секторе. Представим ситуацию, что сотрудник или несколько сотрудников, работавшие над продуктом, вынужденно релоцируются и не могут далее сотрудничать с банком. Наем нового специалиста может произойти быстро, а может, и нет. Аутстаффинг тоже потребует подбора. HR-задачи могут быть ограничены бюджетом на вознаграждение — в результате кризисных событий нередко фонд оплаты труда урезается, и позиция от этого может быть непривлекательной для специалиста с необходимыми компетенциями. Но даже когда его находят, нужно время на онбординг, погружение в процессы, изучение legacy, что, конечно, тоже влияет на сроки реализации IT-продукта.
Станислав Шилов, директор по развитию продуктов Центра цифровых решений для бизнеса компании BSS
Один из трендов 2022 года — поиск банками новых стратегий развития своих цифровых решений в условиях негативных внешних факторов. Результатом становятся модели, в которых противопоставление вендорских и инхаус-решений сменяется их органичным партнерством. Например, в текущем году мы увидели несколько примеров, когда система ДБО собственной разработки банка органично включила в себя отдельные функциональные блоки от вендора, например модуль по работе с валютой. Это позволило банкам в сжатые сроки и в условиях ограниченных бюджетов успешно реализовать проекты и вывести их в промышленную эксплуатацию.
Владимир Залеский, управляющий партнер FIS
Думаю, что интерес банков будет касаться замены импортных СУБД на Postgres и поддержки российских аналогов.
Олег Кузьмин, заместитель генерального директора компании «ИНВЕРСИЯ»
Выделю помощь в работах по импортозамещению — у разработчиков сейчас накоплена компетенция в этих вопросах, а в каждом банке есть пласт своих наработок. По части из них, возможно, из-за ротации нет команды по замене их в новых реалиях другой платформой.
Юлия Амириди, заместитель генерального директора компании Intersoft Lab
Обеспечение технологической независимости прикладных IТ-систем, в частности хранилищ данных и управленческих приложений, — задача, которая не может быть решена ни банками, ни IТ-разработчиками в одиночку. Помимо перевода IТ-решений на отечественный программный стек потребуется совместная работа по конвертации накопленных данных, оптимизации быстродействия ПО на модернизированных «боевых» средах и пр.
Но, как говорится, «не импортозамещением единым». В близкой нам теме автоматизации управления эффективностью существуют направления, актуальные независимо от внешних событий и трендов. И это в очередной раз доказали итоги 2022 года. Можно уверенно утверждать, что в 2023 году банки будут заинтересованы в IТ-поддержке регуляторных требований, автоматизации планирования и контроля расходов и финансовых результатов.
Евгений Царев, управляющий RTM Group
Разумеется, одним из самых динамичных направлений для сотрудничества банков и разработчиков в сфере создания программного обеспечения являются ERP-системы. Ушедший SAP, продукты которого в данном сегменте занимали большую часть рынка, не всегда и не везде может быть замещен 1С. Требуются и другие платформы, в первую очередь для крупных корпораций. Также банки и разработчики заинтересованы в развитии средств безопасности — систем SIEM и DLP (здесь уже есть успехи, но необходимо работать над функционалом продуктов), решений XDR, предназначенных для расширенного обнаружения и реагирования на сложные угрозы и целевые атаки (они особенно актуальны в сегодняшних условиях для компаний разного масштаба, но такие разработки находятся в зачаточном состоянии), а об MDM, ориентированных на управление безопасностью всех мобильных устройств в компаниях, можно только мечтать. Также большая потребность видится в офисном ПО, в замещении продуктов Microsoft, хотя бы даже просто в переносе банальных таблиц с макросами в альтернативные решения на «нашем» офисе, не говоря уже о чем-то другом.
Александр Иванников, коммерческий директор компании «МойОфис»
Ключевой вектор — адаптация отечественных ОС и ПО под российские СУБД на базе PostgreSQL. В «МойОфис» с самого начала развития продуктов уделяли большое внимание совместимости своих решений с разработками других IТ-компаний. Сегодня «МойОфис» легко встраивается в любую инфраструктуру. Возможность интеграции в более чем 20 решений других производителей и развитый SDK обеспечивают совместимость, быстрое внедрение и удобную работу.
Владимир Макеев, директор Surf
Прошедший год сильно изменил вектор цифрового развития банков и сократил число направлений для сотрудничества. Санкции на некоторое время полностью переключили внимание банков с развития новых диджитал-направлений и продуктов на более злободневные проблемы: чем заменить ушедшие с рынка сервисы, как доставить приложение до пользователей в обход сторов? По нашим наблюдениям, в фокусе остаются следующие направления сотрудничества банков и разработчиков ПО:
Валерий Ледовской, менеджер по развитию бизнеса Spacebit
С учетом возникшего тренда на импортонезависимость внешние разработчики позволяют банкам компенсировать недостаток ресурсов на создание собственных систем на этом пути за счет «заказной разработки». И хотя до 2025 года остается еще много времени, надо учесть, что цикл конструирования индивидуальных систем для банков занимает несколько лет. Поэтому начинать реализовывать эту задачу пришлось уже сейчас. Также в связи с существенным изменением номенклатуры используемых продуктов необходимо обеспечить совместимость с новыми внедряемыми системами, и без разработки компонентов, отвечающих за интеграцию между системами программных коннекторов, без решений по API не обойтись.
Олег Бессонов, директор компании «Динамика»
Банки будут сотрудничать с разработчиками в сфере импортозамещения. Сотрудничество с IT-специалистами поможет банковской сфере полностью цифровизировать бизнес-процессы, внедрить технологии машинного обучения, анализа данных и предиктивной аналитики. Как и в прошлом году, разработчики продолжат переводить отношения банков с клиентами в онлайн.
Настасья Сторчак, руководитель отдела развития RDN Group
Взаимодействие банков и опытных разработчиков в любом случае будет постоянным и тесным. Даже если у банка сильная IT-команда, узкие специалисты или даже команда узких специалистов, например продуктовых аналитиков, позволяют развивать сервис и делать его еще более востребованным и удобным.
Константин Родин, руководитель направления развития продукта компании «АйТи БАСТИОН»
В первую очередь будут решаться насущные проблемы. На это есть ресурсы и целевые средства. Заменить все сразу невозможно, так что будет увеличиваться целевая разработка под проблемы заказчика с потенциалом последующего использования этих наработок. Не исключаю того, что некоторые игроки будут поглощены крупными финтехами, чтобы не только решить свои задачи, но и расширить сферу влияния на IТ- и ИБ-рынки.
Роман Карпов, директор по стратегии и развитию технологий Axiom JDK компании «БЕЛЛСОФТ»
Тут основной вопрос: какой путь выбирают банки — консервацию или развитие? Пока мы видим RFI-запросы, в которых банки пытаются найти поставщиков на поддержку существующего программного стека от Oracle, переставшего обслуживать клиентов в РФ в 2022 году. Это консервация. Если банки выберут путь развития, в том числе в направлении импортозамещения, нужен открытый их диалог с разработчиками, поскольку в 90% случаев отечественное ПО будет другим. Но это не значит, что оно не будет решать задачи банковской отрасли.
Виталий Занин, директор по работе с клиентами компании «ПрограмБанк»
Главное — это совместное тестирование и внедрение импортозамещенных решений. Эта задача критична и для банков, и для разработчиков, она решается только совместными усилиями, а до 1 января 2025 года осталось не так уж много времени.
Роман Исаев, партнер ГК «Современные технологии управления»
Только совместными усилиями с привлечением экспертов из разных профессиональных областей можно решить сложные, трудоемкие задачи. Также большое значение имеют кросс-функциональные команды и команды, работающие по принципам Agile (Scrum и Kanban).
Илья Парамонов, операционный директор iFellow
Все вопросы, касающиеся безопасности, процессинга, АБС, эксплуатации и критичных бизнес-систем, по-прежнему будут разрабатываться и управляться банками самостоятельно. Этот тренд ненов, но приобрел особенную актуальность в 2022 году, когда ключевой задачей стало обеспечение стабильности работы всех внутренних систем.
Николай Адеев, борт № 1 Abanking
Все зависит от сегментации. В разных когортах будут разные запросы на развитие внутренних компетенций. Такие чувствительные компетенции, как data science, вряд ли будут отдавать вовне.
А узкоспециализированное и наукоемкое проприетарное ПО всегда имеет больше шансов «попасть на полку» к инхаус-команде банка в качестве готового к интеграции инструмента вне зависимости от размера банка и его внутренних IТ-амбиций. Мы это видим по нашим проектам с платформой Nopaper, где самостоятельная реализация банком сопоставимой артефактной базы с нуля эквивалентна сотням миллионам внутренних инвестиций.
Михаил Мостяев, генеральный директор студии мобильной разработки AppCraft
Предполагаем, что в тренде останутся кастомизация и разработка внутренних систем. Это связано с тем, что оперативно импортозаместить те крупные сервисы, которые были интегрированы в банковские продукты, весьма трудно, поэтому банки будут силами инхаус-команд создавать импортозамещающие части систем либо полностью разрабатывать системы под собственные нужны.
Не исключено, что на фоне регулярных сообщений о крупных утечках данных пристальное внимание будет уделяться безопасности, несмотря на то что утечек у банков еще не происходило. Однако нагрузка на банковские системы от кибератак растет — мы наблюдали прецеденты и в октябре у СберБанка, и в начале декабря у ВТБ. Сектор должен быть готов к тому, что количество хакерских атак будет расти, и, скорее всего, работа по противостоянию им будет вестись штатными сотрудниками.
Станислав Шилов, директор по развитию продуктов Центра цифровых решений для бизнеса компании BSS
Однозначно банки не отдадут никому решение стратегических вопросов — определение вектора развития бизнеса и цифровизации. А во всем, что касается прикладных решений и способов достижения целей, банки, как и прежде, будут выбирать тот или иной сценарий (самостоятельное или партнерское развитие), исходя из практических соображений (скорость, цена, риски и т.д.).
Алексей Толстик, CEO компании Mandarin
Традиционно продуктовую разработку банки будут оставлять за собой. Другой вопрос, что будет с бэк-офисными решениями, особенно в условиях ухода с рынка мировых гигантов. Это большой потенциал для отечественных компаний, если им удастся в кратчайшие сроки подготовить качественные решения.
Ольга Лебедева, директор по продукту компании «Динамика»
Крупные и средние банки продолжат самостоятельно развивать интернет-банкинг с акцентом на мобильное приложение. Сейчас это самый высококонкурентный банковский сервис. Каждый банк хочет иметь свое узнаваемое «лицо» в приложении. Многие видят перспективы не во взвинчивании темпов гонки за функциональностью, а в создании уникальных вау- и киллер-фич, введении элементов геймификации и т.п. Только самостоятельная разработка позволит банку создать свое неповторимое приложение, которое привлечет пользователей.
Артем Гольцов, заместитель начальника отдела реализации проектов и поддержки продаж компании R-Vision
Крупные банки уже давно выделили свои инсорс-подразделения по разработке программ ного обеспечения под внутренние нужды. Кто-то занимается собственной разработкой софта в уникальных процессах и в процессах, для решений которых не подходят продукты из рынка, а кто-то создает собственные продукты, так как видит, что это будет дешевле, нежели купить на стороне. Поэтому на текущий момент сложно выделить какую-то четкую тенденцию, все зависит от каждого конкретного случая.
Владимир Залеский управляющий партнер FIS
Среди направлений самостоятельной работы банков вижу все, которые касаются hardware и низкоуровневой архитектуры.
Олег Кузьмин, заместитель генерального директора компании «ИНВЕРСИЯ»
Раньше банки часто привлекали внешние консалтинговые компании для формирования своего целевого цифрового ландшафта. Сейчас центры компетенций появились в самих банках, и они самостоятельно планируют свою архитектуру.
Настасья Сторчак, руководитель отдела развития RDN Group
В банковской сфере в 2022 году особое место заняла ИБ, когда задача состоит в том, чтобы проконтролировать точку входа, уровень доступа, устройство входа во внутреннюю сеть. И это задача, которую банки по возможности берут на себя.
Евгений Царев, управляющий RTM Group
Банки наверняка будут действовать самостоятельно там, где смогут и будут видеть экономический смысл. Много хороших решений, которые мы сейчас знаем как самостоятельные разработки, родилось внутри конкретных банков. В следующем году, скорее всего, банки будут решать «на коленке» задачи автоматизации постановлений и ограничений регуляторов, а также будут переходить на какие-то решения на базе Open Source — там, где это возможно. Примеры использования ПО с открытым исходным кодом в финансовой сфере мы уже видели в 2022 году, однако они вызывают очень много вопросов с точки зрения безопасности и реально могут причинить серьезный ущерб. Поэтому ЦБ нужно внимательнее относиться к тому, что используют банки, но не запрещать исключительно, а предлагать какие-то варианты решения проблем.
Банки, вероятнее всего, будут широко применять аутсорсинг для внедрения самых разных продуктов — от простой автоматизации до решений по безопасности. Самостоятельность останется крайне небольшой ввиду озвученного выше дефицита кадров.
Александр Иванников, коммерческий директор компании «МойОфис»
Силами своих разработчиков банки успешно развивают собственные мобильные приложения и сервисы на их основе.
Валерий Ледовской, менеджер по развитию бизнеса Spacebit
Банки по-прежнему будут действовать самостоятельно в темах, которые касаются конкуренции. Это и разработка собственных финансовых продуктов, разработка алгоритмов оценки клиентов в новой реальности, оценки бизнес-рисков и их нивелирования, клиентских мобильных приложений и т.д. Они также продолжат разрабатывать самостоятельно системы, напрямую касающиеся услуг банков, чтобы не делиться своими ноу-хау с внешними контрагентами. В этой части новых вызовов не так много, основное — блокировка мобильных приложений некоторых банков в мобильных магазинах. Подходы к таким проблемам ищут все участники рынка, и паттерны их решения уже тестируются и используются. А собственные команды разработки продуктов и услуг банков продолжат работать в прежнем режиме.
Константин Родин, руководитель направления развития продукта компании «АйТи БАСТИОН»
Думаю, что банки по-прежнему будут действовать самостоятельно во внутренних IТ-системах, где у них уже есть огромная экспертиза и понимание задач. Как минимум это выглядит логично — наложить собственную экспертизу, собственные наработки поверх иностранных решений и реализовывать свое ядро.
Роман Карпов, директор по стратегии и развитию технологий Axiom JDK компании «БЕЛЛСОФТ»
Я бы переформулировал вопрос — не «где», а «какие» банки. Несколько лет назад крупные банки взяли вектор на внутреннюю разработку и, пока бюджеты позволяют, будут ему следовать. Банки поменьше, исторически опирающиеся на коробочные решения, будут продолжать их использовать, постоянно сравнивая стоимость с возможностями собственной разработки.
По темпам цифровизации и внедрения инноваций банковский сектор России давно занимает лидирующие позиции. Еще в 2020 году, согласно исследованию компании Deloitte, Россия вошла в топ-10 стран по цифровизации банков. Куда направлен вектор инноваций четыре года спустя? Какие подходы к автоматизации финансовых процессов находятся на гребне технологической волны?
Когда наступает банкротство организации или гражданина, это событие, как правило, затрагивает интересы очень и очень многих: самого должника, его контролирующих и аффилированных лиц, реальных и потенциальных контрагентов должника, иных субъектов — в том числе и государства. Поэтому информация о факте возбуждения и ходе дела о банкротстве должна быть публичной, чтобы широкий круг лиц мог соответствующие сведения получить, проанализировать и оценить, например, в контексте собственных рисков продолжения взаимоотношений с должником