Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
На вопросы «Б.О» о ходе реализации программы по развитию электронного взаимодействия на финансовом рынке ответила Ольга Александровна Гончарова, директор департамента сбора и обработки отчетности некредитных финансовых организаций Банка России, заместитель руководителя межведомственной рабочей группы
— Ольга Александровна, как вы оцениваете нынешний уровень развития электронного взаимодействия между регулятором и поднадзорными организациями, в первую очередь банками (по сравнению с другими странами и другими ведомствами в России)?
— Пока значительная доля информационного взаимодействия между Банком России и поднадзорными организациями происходит в бумажном виде. Банк России в настоящее время предоставляет более 90 видов различных услуг, сервисов и функций, однако почти 85% из них — в бумажной или смешанной (бумажной и электронной) форме.
В то же время унификация и развитие механизмов электронного взаимодействия с участниками финансового рынка является приоритетным направлением IT-стратегии Банка России на ближайшие годы. Летом прошлого года были внесены поправки в законодательство, по которым с февраля 2016 года взаимодействие Банка России с некредитными финансовыми организациями, эмитентами ценных бумаг, соискателями лицензий и свидетельств и другими юридическими лицами осуществляется в электронном виде, через личный кабинет на сайте регулятора.
Кроме того, Банк России реализует проект по созданию и внедрению автоматизированных процессов сбора и анализа всех видов отчетности поднадзорных организаций на базе единого электронного формата представления отчетных данных XBRL. Такой формат, широко используемый в странах БРИКС и G20, позволит устранить избыточность и дублирование отчетных данных, повысить достоверность и качество поступающей информации, унифицировать формат межведомственного и международного обмена данными.
На первом этапе проекта будет разработана соответствующая базовая таксономия для негосударственных пенсионных фондов и страховых организаций, а в дальнейшем и для других некредитных финансовых организаций (НФО — прим. «Б.О»). Реализация всего комплекса мероприятий, предусмотренных в проекте, запланирована на 2018 год. По результатам внедрения формата XBRL в деятельность НФО можно будет рассматривать вопрос о переводе на него организаций банковского сектора.
ЦБ реализует проект по созданию и внедрению автоматизированных процессов сбора и анализа всех видов отчетности на базе единого электронного формата представления отчетных данных XBRL
Уровень информатизации финансового сектора экономики значительно вырос в последние годы. Речь идет не только о компаниях, входящих в «первый эшелон» или работающих в наиболее рентабельных сегментах рынка. Любая организация, строящая долгосрочную стратегию своего развития, ориентированная на привлечение новых клиентов, заботится о сокращении операционных расходов, повышении доступности своих услуг, в первую очередь за счет их дигитализации. Эти тенденции обязывают Банк России идти в ногу со временем, автоматизировать процессы реализации своих полномочий.
— Какой эффект от реализации «дорожной карты» ожидается получить именно для Банка России?
— Мы ожидаем, что реализация мероприятий «дорожной карты» позволит решить ряд важных для Банка России задач: систематизировать и унифицировать правовую базу регулятора, исключить сохраняющиеся случаи дублирования электронного документооборота бумажным, перевести часть услуг и сервисов в электронной вид, в том числе с использованием инфраструктуры электронного правительства, а также внедрить единообразные форматы представления данных и выстроить в целом новую архитектуру электронного взаимодействия участников рынка с Банком России.
— Какие из пунктов «дорожной карты» продемонстрировали наибольший прогресс в 2015 году?
— Все мероприятия, закрепленные за Банком России на 2015 год, успешно выполнены, и это, несомненно, важно для рынка. Так, были подготовлены предложения по вопросам, связанным с применением различных видов электронной подписи на финансовом рынке, разработаны проекты документов Банка России в области стандартизации информационной безопасности организаций финансового рынка, проведен ряд мероприятий, связанных с упрощением механизма идентификации клиентов при предоставлении финансовых услуг в электронном виде.
Кроме того, по инициативе Банка России рассматривается вопрос о функционировании на Едином портале государственных и муниципальных услуг специализированного сервиса, позволяющего проводить безналичную оплату госпошлины за получение услуг через банки — эмитенты банковских карт, а не только через ограниченное число банков-эквайеров. Это позволит увеличить поток онлайн-платежей за государственные и муниципальные услуги, повысит конкуренцию между банками. Инициативу поддержали Минфин и Минкомсвязь.
— Почувствуют ли конечные потребители финансовых услуг результат реализации «дорожной карты»? За счет чего это может произойти?
— Конечной целью и единственной положительной оценкой эффективности реализации «дорожной карты» являются ощутимые для конечного потребителя (вкладчика банка, заемщика микрофинансовых организаций, пайщика кредитного кооператива и др.) изменения существующих механизмов взаимодействия на финансовых рынках.
Банк России рассчитывает, что в результате реализации «дорожной карты» уровень затрат на бумажный документооборот на финансовом рынке будет сокращен на 30%; доля продуктов и услуг, доступных клиентам финансовых организаций в электронном виде, увеличена в общем ассортименте финансовых продуктов и услуг до 85%, доверие к безопасности пользователей электронных технологий и сервисов вырастет в два раза.
Очевидно, что сокращение расходов финансовых организаций на обеспечение своей деятельности, связанных с бумажным документооборотом, необходимостью очного взаимодействия с клиентом, несовершенством методологической и технологической базы по стандартизации представления информации в надзорные органы, повлечет снижение стоимости финансовых услуг для конечного потребителя, а также облегчит процедуры получения таких услуг.
Достижение данных целей в полной мере соответствуют одной из основных задач деятельности Банка России — развитию финансового рынка Российской Федерации.
В жизни компании процесс управления рисками — неотъемлемая часть развития бизнеса. Санкции, финансовые колебания, непрерывность действия, комплаенс — все это риски, с которыми компаниям приходится работать. Неверные оценка рисков, модель управления, инструментарий воздействия на риски приводят к серьезным последствиям, ответственность за которые несут официальные лица компании (директора, топ-менеджмент). Цена ошибки — убытки и субсидиарная ответственность, которые не списываются в рамках личного банкротства, а более того, передаются по наследству
Совкомбанк с благотворительным проектом «Технологии добра» занял первое место в номинации «Лучшая программа, способствующая профессионализации некоммерческого сектора» (партнером номинации выступает Минэкономразвития)