Банковское обозрение

Финансовая сфера

  • Ольга Гончарова (Банк России): Уровень информатизации финансового сектора значительно вырос
20.02.2016 Интервью
Ольга Гончарова (Банк России): Уровень информатизации финансового сектора значительно вырос

На вопросы «Б.О» о ходе реализации программы по развитию электронного взаимодействия на финансовом рынке ответила Ольга Александровна Гончарова, директор департамента сбора и обработки отчетности некредитных финансовых организаций Банка России, заместитель руководителя межведомственной рабочей группы



— Ольга Александровна, как вы оцениваете нынешний уровень развития электронного взаимодействия между регулятором и поднадзорными организациями, в первую очередь банками (по сравнению с другими странами и другими ведомствами в России)?

— Пока значительная доля информационного взаимодействия между Банком России и поднадзорными организациями происходит в бумажном виде. Банк России в настоящее время предоставляет более 90 видов различных услуг, сервисов и функций, однако почти 85% из них — в бумажной или смешанной (бумажной и электронной) форме.

В то же время унификация и развитие механизмов электронного взаимодействия с участниками финансового рынка является приоритетным направлением IT-стратегии Банка России на ближайшие годы. Летом прошлого года были внесены поправки в законодательство, по которым с февраля 2016 года взаимодействие Банка России с некредитными финансовыми организациями, эмитентами ценных бумаг, соискателями лицензий и свидетельств и другими юридическими лицами осуществляется в электронном виде, через личный кабинет на сайте регулятора.

Кроме того, Банк России реализует проект по созданию и внедрению автоматизированных процессов сбора и анализа всех видов отчетности поднадзорных организаций на базе единого электронного формата представления отчетных данных XBRL. Такой формат, широко используемый в странах БРИКС и G20, позволит устранить избыточность и дублирование отчетных данных, повысить достоверность и качество поступающей информации, унифицировать формат межведомственного и международного обмена данными.

На первом этапе проекта будет разработана соответствующая базовая таксономия для негосударственных пенсионных фондов и страховых организаций, а в дальнейшем и для других некредитных финансовых организаций (НФО — прим. «Б.О»). Реализация всего комплекса мероприятий, предусмотренных в проекте, запланирована на 2018 год. По результатам внедрения формата XBRL в деятельность НФО можно будет рассматривать вопрос о переводе на него организаций банковского сектора.

ЦБ реализует проект по созданию и внедрению автоматизированных процессов сбора и анализа всех видов отчетности на базе единого электронного формата представления отчетных данных XBRL

Уровень информатизации финансового сектора экономики значительно вырос в последние годы. Речь идет не только о компаниях, входящих в «первый эшелон» или работающих в наиболее рентабельных сегментах рынка. Любая организация, строящая долгосрочную стратегию своего развития, ориентированная на привлечение новых клиентов, заботится о сокращении операционных расходов, повышении доступности своих услуг, в первую очередь за счет их дигитализации. Эти тенденции обязывают Банк России идти в ногу со временем, автоматизировать процессы реализации своих полномочий.

— Какой эффект от реализации «дорожной карты» ожидается получить именно для Банка России?

— Мы ожидаем, что реализация мероприятий «дорожной карты» позволит решить ряд важных для Банка России задач: систематизировать и унифицировать правовую базу регулятора, исключить сохраняющиеся случаи дублирования электронного документооборота бумажным, перевести часть услуг и сервисов в электронной вид, в том числе с использованием инфраструктуры электронного правительства, а также внедрить единообразные форматы представления данных и выстроить в целом новую архитектуру электронного взаимодействия участников рынка с Банком России.

— Какие из пунктов «дорожной карты» продемонстрировали наибольший прогресс в 2015 году?

— Все мероприятия, закрепленные за Банком России на 2015 год, успешно выполнены, и это, несомненно, важно для рынка. Так, были подготовлены предложения по вопросам, связанным с применением различных видов электронной подписи на финансовом рынке, разработаны проекты документов Банка России в области стандартизации информационной безопасности организаций финансового рынка, проведен ряд мероприятий, связанных с упрощением механизма идентификации клиентов при предоставлении финансовых услуг в электронном виде.

Кроме того, по инициативе Банка России рассматривается вопрос о функционировании на Едином портале государственных и муниципальных услуг специализированного сервиса, позволяющего проводить безналичную оплату госпошлины за получение услуг через банки — эмитенты банковских карт, а не только через ограниченное число банков-эквайеров. Это позволит увеличить поток онлайн-платежей за государственные и муниципальные услуги, повысит конкуренцию между банками. Инициативу поддержали Минфин и Минкомсвязь.

— Почувствуют ли конечные потребители финансовых услуг результат реализации «дорожной карты»? За счет чего это может произойти?

— Конечной целью и единственной положительной оценкой эффективности реализации «дорожной карты» являются ощутимые для конечного потребителя (вкладчика банка, заемщика микрофинансовых организаций, пайщика кредитного кооператива и др.) изменения существующих механизмов взаимодействия на финансовых рынках.

Банк России рассчитывает, что в результате реализации «дорожной карты» уровень затрат на бумажный документооборот на финансовом рынке будет сокращен на 30%; доля продуктов и услуг, доступных клиентам финансовых организаций в электронном виде, увеличена в общем ассортименте финансовых продуктов и услуг до 85%, доверие к безопасности пользователей электронных технологий и сервисов вырастет в два раза.

Очевидно, что сокращение расходов финансовых организаций на обеспечение своей деятельности, связанных с бумажным документооборотом, необходимостью очного взаимодействия с клиентом, несовершенством методологической и технологической базы по стандартизации представления информации в надзорные органы, повлечет снижение стоимости финансовых услуг для конечного потребителя, а также облегчит процедуры получения таких услуг.

Достижение данных целей в полной мере соответствуют одной из основных задач деятельности Банка России — развитию финансового рынка Российской Федерации.



Читайте наши лучшие материалы Яндекс. Дзен Телеграмм

Сейчас на главной