Банковское обозрение

Сфера финансовых интересов

  • От цифрового офиса к цифровой платформе
08.11.2018 Аналитика
От цифрового офиса к цифровой платформе

Полным ходом идет интеграция небанковских услуг в цифровой банкинг



На очереди новые платформы для аналитики и активного банкинга с использованием технологий искусственного интеллекта и машинного обучения. Такие выводы были озвучены на презентации исследования «Тренды цифрового бизнеса для банкинга», которое прошло в рамках вывода компанией BSS на рынок новой цифровой платформы для банков Digital2Go.

Если еще два года назад мобильный банкинг был экзотическим каналом коммуникации малого бизнеса с банками, то сейчас ситуация кардинально изменилась, утверждает руководитель агентства Markswebb Алексей Скобелев. «Интернет-банкинг остается каналом для финансовых профессионалов, к примеру для бухгалтеров или достаточно крупных компаний, но уже сейчас около 30–40% микропредпринимателей им пользуются и ожидают соответствующих услуг от всех банков», — заявил он.

Агентство Markswebb уже в шестой раз презентовало рейтинг «Лучшие интернет-банки для индивидуальных предпринимателей». Лидирующие позиции в нем занимают платформы Точка банка, Дело банка, Тинькофф банка, Модульбанка и компания BSS. Первая четверка, по мнению г-на Скобелева, «выстроила сильную команду и будет определять верхнюю планку цифровых сервисов с точки зрения инхаус разработки». Отдельно он отметил, что Сбербанк за последние несколько лет планомерно наращивает скорость развития своих цифровых сервисов и их ориентированность на конечного клиента, что позволило ему с момента составления прошлого рейтинга переместиться с 8-го на 6-е место. «Это угроза для всего рынка», — считает Алексей Скобелев. — Учитывая капитализацию и долю рынка, если они станут лидерами, то будет крайне сложно забирать у них клиентов или конкурировать за привлечение новых».

Эволюция онлайн-банкинга сейчас заключается в переходе от модели цифрового офиса, когда клиент избавлен от визитов в банк и коммуникации с колл-кентром, к модели цифровой платформы. «По сути, банки переходят к сервисным бизнес-моделям», — говорит А. Скобелев. — Они начинают оказывать все больше небанковских услуг для развития бизнеса, начиная от регистрации до ведения бухгалтерии и сдачи отчетности. Если раньше этот пласт потребностей закрывался разрозненными сервисами, то теперь преимущество за цифровыми платформами».

Такой цифровой платформой нового поколения стало решение компании BSS Digital2Go. По словам разработчиков, они выполнили большую часть необходимой работы за банки, которым остается только предлагать на основе платформы новые продукты для клиентов. Это относится и к имплементации требований законодательства, прохождению необходимой сертификации, тестов на кибербезопасность и стрессоустойчивость. По словам директора по развитию компании BSS Елены Захаровой, «банку остается только создание открытых, актуальных и надежных банковских продуктов и услуг».

«Мы стремимся, чтобы в банковских офисах было как можно меньше людей, так как большинство перейдет на дистанционное обслуживание», — заявил гендиректор компании BSS Георгий Кравченко. — Люди привыкли к дистанционным сервисам и предъявляют банкам новые требования, когда быстрота сервиса начинает значить столько же, сколько красота, функциональность и удобство».

Пользовательский интерфейс платформы Digital2Go реализуется средствами HTML5 и полностью отделен от серверной части платформы. Это позволяет разработчикам банков самостоятельно расширять функциональность собственных решений без изменения кода платформы, что крайне важно с точки зрения безопасности и устойчивости системы.

«Наглядное и быстрое отображение перемещения денег — серьезное преимущество для банка в работе с клиентами», — отмечает Елена Захарова. Поэтому на первую страницу вынесено самое необходимое: состояние счетов, входящие и исходящие платежи, создание платежа, получение выписки, главные события, единая лента операций, информация о блокировках и арестах средств на счете. Это сильно упростит работу для большинства клиентов и автозаполнение формы для платежей. Клиенту достаточно внести в форму ИНН контрагента, после чего ему останется только проверить правильность заполнения формы и поставить подпись. «Это исключает отказ в операции по формальным признакам и как следствие повышает лояльность клиентов», — говорит Елена Захарова.

Еще одной особенностью решения на платформе Digital2Go стало представление настраиваемого маркетплейса (витрины предложений) и интернет-банка как одного целого. При этом с помощью технологий открытого API можно будет предлагать продукты как банка, так и его партнеров, например удаленную бухгалтерию. «Мы наблюдаем трансформацию многих банков в сервисные компании. При выборе этой стратегии развития важно быть готовым к постоянной интеграции, — подчеркнул Алексей Скобелев. — Вы никогда не сможете реализовать весь возможный спектр услуг и сервисов внутри банка сами, поэтому партнерство должно стать системообразующим стержнем вашей стратегии, и ваши системы и сервисы должны быть к этому технически готовы, включая открытое API».

Сейчас передовые банки уже внедрили встроенную бухгалтерию, но пока только для наиболее легко автоматизируемой отчетности. Речь идет об упрощенной системе налогообложения по ставке 6%. Следующий шаг — внедрение бухгалтерских сервисов, которые позволяют обслуживать клиентов на других формах налогообложения. Такое решение предусмотрено в платформе Digital2Go.

Понемногу входит в сферу цифрового банкинга и понятие «мультимаркет», когда внутрь интерфейса одного банка начинают попадать счета других банков. «Клиенту, который пользуется счетами в нескольких банках, не нужно три интернет-банка, ему нужен один, где он сможет управлять своими счетами, — уверен А. Скобелев. — Технически это уже реализуется через открытый API или через интеграции в формате 1С».

Эволюция цифрового банкинга продолжится, убежден гендиректор компании BSS Георгий Кравченко.

На очереди новые платформы для аналитики и активного банкинга с использованием технологий искусственного интеллекта и машинного обучения. Тем не менее не всегда развитие цифрового банкинга — ключевой драйвер для развития банковского сервиса. Однако если это не магистральное направление развития банка, то все равно кое-какие цифровые модели надо вводить, считает Алексей Скобелев. «Даже если не гнаться за лидерами, кредитная организация должна внимательно отслеживать отток клиентов и планомерно убирать причины отказов в обслуживании». По его мнению, критичный показатель необходимости внедрения новой технологии — использование ее более чем половиной рынка.