Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Номинация «Внедрение/решение в сфере оптимизации бизнес-процессов или клиентских сервисов» не зря занимает первую строчку среди иных номинаций в секции «Внедрения и решения». Причиной тому — тот факт, что IT уже перестают быть просто средством автоматизации и поддержки и становятся средством создания и обеспечения самих бизнес-процессов.
Если рассматривать тенденции в развитии последних, то очевиден тренд на интеграцию платежных решений между банками и их клиентами, а также на упрощение клиентского пути, чем повышается уровень customer experience (CX).
В чем это выражается на практике? Благодаря унификации интерфейсов взаимодействия между участниками платежного процесса или обмена данными о клиентах между банками и их контрагентами, включая государственные сервисы, удается бесшовно интегрировать бизнес-процессы различных участников в некий сервис самообслуживания, который становится доступен любому пользователю в один клик. Однако при этом каждый конкретный пользователь должен быть надежным образом удаленно идентифицирован, а иначе — зачем все эти достижения интеграторов? Такими соображениями и был обусловлен выбор организаторами премии кандидатов в данную номинацию.
Участники номинации «Внедрение/решение в сфере оптимизации бизнес-процессов или клиентских сервисов» премии FINAWARD’19
Номинанты и проект |
Описание проекта |
Банк ВТБ и процессинговая компания «МультиКарта» Процессинговое решение по эквайрингу каналов продаж в Московском метрополитене 1-е место |
Сервис позволяет удаленно оплачивать покупку билетов и пополнение кошелько практически во всех действующих витринах метрополитена: в приложении «Метро Москвы», работающем на платформах iOS и Android; на едином транспортном портале transport.mos.ru. Операции оплаты с использованием сервисов Apple Pay и Samsung Pay проводятся через терминалы по протоколам компании «Мультикарта» |
Cardsmobile и Mastercard Универсальная платформа токенизации платежных карт 2-е место |
Платформа на базе Mastercard Digital Enablement Service (MDES) предоставляет банкам-эмитентам любой страны сервис по переносу существующих и выпуску новых карт Mastercard как в смартфоны клиентов, так и в носимые «умные» устройства, поддерживающие технологию бесконтактной оплаты — брелоки, ювелирные украшения с микрочипами, ключи от машины, часы и т.д. |
Сбербанк и «АктивБизнесКонсалт» Интеллектуальная система поиска и подбора кандидатов Робот-HR 3-е место |
Робот-HR умеет разговаривать с кандидатом (высокий уровень распознавания речи), фиксировать результат общения, переводить звонок на оператора в режиме одного разговора в сложных случаях и по просьбе соискателя, работать с сомнениями и вопросами, подробно рассказывать о вакансии и следующих этапах трудоустройства. Летом 2019 года банк реализовал пилотный проект по применению технологии Робот-HR на звонках потенциальным кандидатам на вакансию «консультант». В рамках «пилота» робот провел телефонные переговоры с 6712 кандидатами. Итоги показали сравнимую с оператором эффективность и существенную экономию затрат — стоимость перевода одного кандидата на следующую стадию подбора уменьшилась на 39 рублей (со 156 до 117 рублей) |
Банк ДОМ.РФ и «Диасофт» IT-решение по выплате компенсаций дольщикам |
С помощью функционала IT-решения банк загружает реестр дольщиков из системы «Фонда защиты прав граждан — участников долевого строительства», идентифицирует их и приступает к рассмотрению заявок на выплату, включая проверку данных и договоров долевого участия в строительстве. Выплата компенсаций осуществляется на открываемый текущий счет |
ЦФТ Решение по облачному сбору биометрии для ЕБС |
ЦФТ — первый российский разработчик, реализовавший облачный сервис для банков по сбору биометрических данных. В октябре 2019 года это решение было сертифицировано ФСБ России как системный проект на облачное решение для взаимодействия банков с ЕБС. Сбор биометрии по модели облачного сервиса от ЦФТ сейчас используют более 30 банков, и еще 20 находятся в процессе подключения. Всего технологию биометрии от ЦФТ выбрали более 100 банков (модель облака и инхаус-решение) |
Первое место. Его занял проект, в котором «Мультикарта» обеспечила процессинговое решение для банка ВТБ по эквайрингу каналов продаж в Московском метрополитене. Это часть более масштабного начинания транспортников и банкиров в области цифровизации оплаты проезда. Реализованный сервис позволяет удаленно оплачивать покупку билетов и пополнять кошельки практически во всех действующих витринах метрополитена. Таким образом, метрополитен становится цифровым и более доступным для своей многомиллионной армии клиентов.
Второе место. Призерами стали также представители платежной индустрии с их не имеющим аналогов на российском рынке решением. Его принципиальным отличием от предыдущего, занявшего первое место решения, является то, что благодаря возможностям новой платформы пользователи сами в несколько кликов смогут добавить в «Кошелек» свою банковскую карту или выпустить новую карту в самом приложении, а затем «привязать» ее к носимому «умному» устройству, например к платежному кольцу. Приложение «Кошелек» имеет все шансы стать уникальной коммуникационной площадкой и позволит ретейлерам и банкам запускать совместные маркетинговые активности для своих клиентов.
Третье место. Оно досталось Сбербанку и компании «АктивБизнесКонсалт». И хотя к платежной индустрии решение не имеет прямого отношения, робот делает то же самое, что и в платежах: обеспечивает людям удобство пользования сервисами финансовых институтов.
Летом 2019 года партнеры реализовали пилотный проект по применению технологии Робот-HR на звонках потенциальным кандидатам. Для проведения «пилота» было выбрано 14 городов и 7 тыс. соискателей на вакансию «консультант». В ходе разговора робот подробно рассказывал о вакансии и следующих этапах трудоустройства, отвечал на вопросы собеседника и фиксировал результат звонков.
Итоги «пилота» показали экономическую целесообразность проекта. Стоимость минуты разговора для привлечения сотрудников на массовые вакансии сократилась в 2,3 раза, это дало ощутимый экономический эффект от оптимизации бизнес-процессов благодаря использованию элементов ИИ.
Четвертое место. «Проект с Банком ДОМ.РФ — это наглядный пример того, когда использование гибких возможностей современной цифровой платформы позволяет быстро вместе с клиентом разработать нетиповое решение и запустить его в кратчайшие сроки. Наша совместная команда мобилизовала свои ресурсы и сделала все необходимое для успеха в социально значимом проекте», — так охарактеризовал проект Александр Глазков, председатель совета директоров, управляющий директор компании «Диасофт».
3 декабря 2019 года Банк ДОМ.РФ начал прием заявок от дольщиков на выплату возмещений. Первым регионом стала Саратовская область, с 9 декабря стартовал прием заявлений в Ивановской области, а с 10 декабря — в Красноярском крае.
Пятое место. В октябре 2019 года системный проект «Центра Финансовых Технологий» (ЦФТ) на облачное решение для взаимодействия банков с ЕБС получил согласование ФСБ. ЦФТ — первый российский разработчик, реализовавший для банков облачный сервис по сбору биометрических данных.
«В проекте Банка России по сбору биометрических данных для ЕБС одна из сложнейших задач для финансовых организаций — выполнение высоких требований информационной безопасности, — отметил Андрей Висящев, председатель правления ГК ЦФТ. — Решение именно этой задачи мы хотели предложить рынку в виде сервиса. В этой связи у нас возникла идея реализовать для банков сервис “облачной информационной безопасности”, а не просто сервис, позволяющий банкам разместить в стороннем ЦОД программный софт. Этот проект — интересный и важный прецедент для банковской отрасли».
Указанные два проекта объединяет интеграционное начало. В первом случае граждан — граждан с IT-инфраструктурой «Фонда защиты прав граждан — участников долевого строительства», а во втором — граждан с федеральными инфраструктурными сервисами Банка России и Ростелекома.
Таким образом, итоги номинации показали, что один из магистральных путей развития финансовой индустрии связан с тесной интеграцией локальных IT-инфраструктур банков как между собой, так и системами государственных и коммерческих организаций. Для успешной реализации подобных довольно сложных с технической точки зрения проектов необходима популяризация лучших практик, что «Б.О» и будет продолжать делать в рамках премии FINAWARD.
25 февраля состоялась пресс-конференция Банка «Открытие», посвященная итогам 2020 года. Михаил Задорнов, президент — председатель правления банка «Открытие», рассказал о финансовых результатах и проектах
В период пандемии эксперты ожидали скачка фрода, инициированного социальными инженерами. Рост числа попыток действительно случился, но серьезного увеличения потерь не произошло. Почему так случилось, «Б.О» объяснила Эвелина Нечипоренко, глава департамента управления рисками Visa в России