Банковское обозрение

Сфера финансовых интересов

21.03.2018 Аналитика
Передайте за проезд

Фраза «Передайте за проезд» уже давно вышла из разряда общеупотребимых, особенно в крупных городах. Как скоро выйдет из употребления термин «транспортная карта», пока остается догадываться



Отрасль общественного транспорта, как и экономика в целом, сегодня трансформируется и цифровизируется под влиянием новых запросов и вызовов рынка и бурно развивающихся возможностей информационных технологий. Эти процессы в себя включают целый комплекс решений по автоматизации управления отраслью, в том числе и платежные технологии. Активно встраиваются в транспортный бизнес-ландшафт финансовые инструменты: банковские карты, различные мобильные pay-сервисы, платежи по QR-коду и т.д.

С одной стороны, это, безусловно, хорошо и прогрессивно, поскольку позволяет держателям банковских бесконтактных карт использовать привычный инструмент еще для одного вида расчетов. С другой стороны, нельзя игнорировать ряд ограничений, существующих для банковских инструментов при их использовании в качестве расчетного средства на транспорте. Банковские карты «не умеют» учитывать нюансы транспортных проектов и не обладают специфическим «транспортным» функционалом. При этом транспортные кошельки, абонементы и проездные позволяют реализовывать самые разные сценарии обслуживания пассажиров.

Еще один важный нюанс: в транспортных средствах очень сложно поддерживать непрерывное онлайн-соединение терминала с процессингом, в связи с чем возникает так называемый риск первой поездки. А вот существующие решения для специализированных транспортных онлайн-карт работают и в офлайне с высокой степенью защиты от этого риска. Транспортные карты еще и существенно дешевле банковских, а также позволяют минимизировать риски для всех участников расчетов — от оператора транспортной системы и расчетного банка до пассажира, который использует свой электронный проездной с необходимым минимумом средств на нем.

На экономику проектов существенно влияет и то, что при использовании электронных проездных пассажиры авансируют транспортную отрасль, поскольку пополняют проездные заранее. Да и с точки зрения бизнес-интересов самих банков этот рынок не является приоритетным — его емкость в 10 раз ниже, чем, например, емкость рынка ЖКХ. Маржинальность этого рынка очень низкая — при весьма значительной транзакционной нагрузке и небольшом среднем чеке. Банки заинтересованы в развитии безналичных платежей на транспорте в большей мере с точки зрения увеличения эмиссии своих карт и повышения активности их использования.

При этом, конечно, банки могут выступать, да в реальности и выступают, в качестве значимых игроков. Кредитные организации обладают мощной экспертизой в сфере розничных платежей и финтеха, поэтому их участие в сложных интеграционных транспортных проектах весьма ценно. В качестве примера могу привести очень успешный, на мой взгляд, кейс внедрения системы безналичной оплаты в общественном транспорте в ряде российских регионов, который реализует коллаборация Сбербанка, «Золотой Короны» и Mastercard. Проект представляет собой комплекс программно-технических средств, позволяющих перевозчикам обслуживать бесконтактные банковские карты любых эмитентов, а также мобильные устройства, поддерживающие сервисы Apple Pay, Android Pay, Samsung Pay и НСЕ-приложения. Уже сегодня проект реализован в Московской области, Новосибирске, Краснодаре, Сочи, Кемерове, Бийске, Архангельске, Хабаровске, Петропавловске-Камчатском, Кургане, Горно-Алтайске, Оренбурге, Благовещенске, Ростове-на-Дону. Мы планируем развивать сотрудничество и масштабировать проект на другие регионы России.

Сегодня процессы внедрения элементов финтеха на транспорте сопровождаются стремлением к универсализации и стандартизации

Нельзя не сказать и еще об одной дискуссионной теме, касающейся автоматизации транспортной отрасли. Сегодня процессы внедрения элементов финтеха на транспорте сопровождаются стремлением к универсализации и стандартизации. Довольно часто звучат предложения создать некое единое для всех регионов транспортное решение, универсальный транспортный кошелек. Представляется, что это нерационально. Попробую объяснить, почему. Во-первых, поток внутренней миграции населения, то есть тех людей, для которых актуален такой продукт, в России не превышает 5%. При этом, согласно другим статистическим данным, 90% своих денег человек тратит в так называемой 30-мильной зоне — в районе своего постоянного проживания. Во-вторых, каждый регион имеет свою уникальную транспортную экосистему. К ней относятся развитость маршрутов, иерархия используемых льгот, разные подходы к тарификации поездок, разные экономические возможности регионов.

В таких условиях наиболее разумным представляется сохранение некоего паритета, сочетания универсальности и уникальности. Единый инструмент оплаты проезда на всей территории России может быть создан, например, на базе карт «Мир», а региональные системы транспортных карт помогут обеспечить необходимую локализацию на местах. Важно, что внедрение системы безналичных расчетов по транспортным картам позволяет решить вопрос увеличения рентабельности сферы пассажирских перевозок за счет повышения прозрачности денежных потоков. Система дифференцированных тарифов, различных билетных меню и абонементов стимулирует пассажиров использовать при расчетах электронные инструменты, сокращая «серую зону» непрозрачных финансовых потоков, которая в некоторых случаях достигает 50% оборота.

В качестве хорошего примера работы дифференцированного подхода к тарифам можно привести проект единой транспортной карты Подмосковья «Стрелка», реализуемый АО «УЭК» (дочерняя структура ПАО «Сбербанк») в технологическом партнерстве с «Золотой Короной». В этом проекте реализован принцип «Чем больше ездишь, тем меньше платишь», когда часто использующий общественный транспорт владелец карты к концу календарного месяца платит 50% стандартной стоимости поездки. В итоге на сегодняшний день доля использования карты «Стрелка» среди пассажиров «Мострансавто» составляет более 70% всех платных поездок.

Если говорить о развитии технологий на транспорте в среднесрочной перспективе, то можно выделить несколько основных трендов. Прежде всего это развитие онлайн-сервисов: транспортные карты с возможностью онлайн-пополнения, обслуживания, выбора тарифного плана. Мобильные сервисы получат дополнительный функционал — не только пополнение транспортной карты, но и геолокация, график движения транспорта, а в конечном счете составление оптимального маршрута и оплата проезда по нему. На транспорте будут внедряться системы самообслуживания — бескондукторные и бестурникетные системы оплаты проезда. Они позволят экономить транспортным предприятиям до 30% выручки.

Однако все эти тренды могут так и остаться трендами, если внедрение современных технологий на транспорте не получит поддержки со стороны власти. Тарифное регулирование — прерогатива властей, и бизнесу в одиночку не справиться с цифровизацией общественного транспорта. Необходимо создать систему мер по стимулированию инвестиционной активности, в том числе банков, в транспортной отрасли. А создание новой платежной экосистемы неизбежно приведет и к новому качеству сервиса, и к финансовому оздоровлению всей сферы пассажирского транспорта.