Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • «Переводной» бизнес
01.01.2008

«Переводной» бизнес

Перевод денег является сегодня одной из самых востребованных услуг банковского рынка. Не удивительно, что отечественные системы денежных переводов развиваются такими бурными темпами. Только за последние четыре года этот рынок вырос почти в восемь раз. Если во всем остальном мире он увеличивается на 20–30% в год, то в нашей стране эти показатели достигают 60–80%.


Динамичный рынок

Особенно заметна динамика роста в коридоре Россия — страны СНГ. Именно на это направление приходится 89,8% всех трансграничных денежных переводов. Подобные результаты обусловлены в первую очередь высокими темпами трудовой миграции, а также снижением стоимости и совершенствованием способов отправки денег, растущей плотностью банковского обслуживания. «Миграционные процессы стали одним из основных двигателей развития российского рынка денежных переводов», — подчеркивает начальник отдела продаж розничных услуг управления продаж Банка М+ Елена Смирновa.

Согласно статистике Центрального банка, в списках получателей российских денег первые строки занимают Украина, Узбекистан и Таджикистан. Эксперты отмечают, что за последние год-два динамично растут и переводы по направлению, которое давно стало традиционным для большинства развитых стран, — в Китай. В настоящее время Китай крепко держит первое место среди стран дальнего зарубежья по объемам «переводных» средств из России.

Большинство официально зарегистрированных трансграничных переводов осуществляется через российские и международные системы. По данным Банка России, в нашей стране активно представлены следующие системы: Western Union, MoneyGram, Travelex, Ria Envia, Anelik, BLIZKO, Contact, InterExpress, Migom, PrivatMoney, UNIStream, «АзияЭкспресс», «Аллюр», «Быстрая Почта», «Золотая Корона», «Лидер». Кроме того, активно работают системы крупных многофилиальных банков и банковских групп — ВТБ 24, Газпромбанка, Банка Москвы и др.

Согласно исследованию компании BusinessVision, международные системы — Western Union, MoneyGram, Тravelex, Ria Envia — контролируют половину рынка банковских валютных переводов. Отечественные системы, созданные российскими кредитными организациями, работают в основном с рублевыми переводами по СНГ.

Еще одним серьезным официальным каналом передачи денег служат почтовые переводы, которые осуществляют ФГУП «Почта России» и Сбербанк, вышедший на рынок с системой «Блиц» в 2006 году. Среди основных преимуществ переводов через Почту России — большое количество почтовых отделений в таких районах, где нет банков, а также доверие населения к этой организации вследствие длительного периода ее существования и развития, говорится в исследовании BusinessVision. При этом аналитики считают, что Почта России сможет увеличивать доходы от денежных переводов на 10 % в год. Однако доминировать в этом сегменте компании может помешать пока не очень высокий уровень сервиса.

По оценкам участников рынка, на долю Сбербанка и Почты России приходится около 60% рынка денежных переводов, и предпосылок для сокращения рыночной доли этих гигантов нет.

Жесткая конкуренция

Рост объемов рынка денежных переводов происходит на фоне постоянно растущей конкуренции. Преимуществами обладают системы с высокой скоростью осуществления перевода, широкой сетью обслуживания, прежде всего на территории стран СНГ, и небольшой стоимостью переводных тарифов.

Что касается последнего фактора, то здесь до определенного времени лидером был UNIStream, который первым из российских переводных систем ввел комиссию в размере 1% от суммы перечисления. Вслед за UNIStream к уровню комиссии в размере 1–2% пришли и многие другие, например, Anelik, Contact, Migom, «Быстрая почта». В результате такой борьбы за клиента только за последние полтора года тарифы на услуги по осуществлению денежных переводов упали в среднем на 25–30%. Некоторые «переводчики» вводят также регрессивную шкалу — чем больше сумма перевода, тем меньше тариф.

Если говорить о времени перечисления денег до адресата, то большинство систем уже внедрили у себя новые компьютерные технологии и укладываются в 20–40 минут. А некоторые говорят, что им достаточно и 10 минут.

Аналитики считают, что Почта России сможет увеличивать доходы от денежных переводов на 10 % в год. Однако доминировать в этом сегменте компании может помешать пока не очень высокий уровень сервиса.

И, наконец, фактор развитости сети. В среднем большинство российских систем денежных переводов насчитывает от 2 до 4 тыс. офисов. Правда, у некоторых систем количество пунктов приема превышает 6,5 тыс. По меркам международных «переводчиков» (например, Western Union с его 300 тыс. пунктов в 195 странах мира или MoneyGram, охватившей 170 стран) цифры скромные. Однако внутри России отечественные системы, несмотря на скромность своих сетей, вполне удачно теснят мировых гигантов. Эксперты это связывают с тем, что российские системы дешевле, а для потребителей снижение комиссии нередко становится главным фактором выбора той или иной системы.

«В настоящее время наблюдается изменение в расстановке сил в пользу тех систем, которые предоставляют своим клиентам и партнерам качественный платежный сервис и проводят взвешенную тарифную политику, позволяющую этим системам сочетать доступность тарифов и их доходность», — говорит Вадим Ковалев, первый заместитель председателя правления Москомприватбанка.

Елена Смирновa (Банк М+) одним из существенных факторов конкуренции называет рекламу: «Что чаще на слуху у населения, тому чаще доверяют, а дальше уже идет борьба комиссий за перевод, количество точек обслуживания и скорость перевода. Какое-то время назад была проведена хорошая рекламная акция системы переводов Western Union, реклама на телевидении, в газетах и журналах, даже в метро. В связи с этим популярность этой системы велика. Сейчас на рынок переводов также благодаря рекламе вышли и многие другие системы, такие как Contact, UNIStream, «Лидер», Anelik, осуществляющие переводы на территории Российской Федерации и ближнего зарубежья».

В настоящий момент включение в борьбу новых игроков заставляет «старожилов» «переводного» бизнеса снижать цены на свои услуги и увеличивать сервисные возможности, предоставляемые своим клиентам. Среди таких новых сервисов можно отметить услугу доставки переводов на дом.

«Переводные системы сейчас стараются искать новые способы работы с клиентами, — рассказывает Михаил Смирнов, директор компании «Финист». — Например, осуществление переводов через устройства самообслуживания, когда к идентификационному номеру клиента уже привязаны все его обычные получатели денежных переводов и он просто на экране выбирает, кому отправить и сколько. Операция занимает меньше времени, чем при переводе с использованием операционного сотрудника. Кроме того, это решает проблему многих гастарбайтеров, которые не могут сами добираться до офиса банка из-за нелегальности своего присутствия на работах в России. Установить банкомат на стройке или привозить его туда раз в месяц проще, чем разместить там офис, который будет работать только один-два дня в месяц, а в остальное время пустовать».

Самостоятельные и доходные

Конкурентная борьба имеет оборотную сторону медали: бизнес «переводчиков» должен становиться менее привлекательным с точки зрения его доходности. Действительно, время сверхприбылей осталось позади, отмечают аналитики. Сейчас предложений на рынке денежных переводов много. Доходность от одной операции ниже, чем от операций по потребительскому кредитованию или ипотеке, говорит Вадим Ковалев (Москомприватбанк).

Только за последние полтора года тарифы на услуги по осуществлению денежных переводов упали в среднем на 25–30%.

Лев Чугунов, директор департамента денежных переводов Migom, указывает на то, что «переводные» системы несут достаточно существенные расходы, например, на рекламу. Хотя при этом эксперт не отрицает, что компании получают большую прибыль и при этом несут мало рисков.

Не будет большим преувеличением сказать, что рентабельность систем денежных переводов остается очень высокой. Кстати, именно прибыльность приводит к постепенному выводу этого бизнеса из банковских структур и обретению системами самостоятельного статуса.

«Универсальный банк не может оказать системе переводов достаточно внимания, иначе он «затрет» свой образ в глазах потребителей и превратится для них в банк для переводов денег родным и близким, — говорит Михаил Смирнов («Финист»). — Поэтому самостоятельный маркетинг позволяет системе достичь большей эффективности, а именно повысить узнаваемость, расширить число точек приема и выдачи наличных, проводить рекламные акции и использовать программы лояльности. Следующий шаг — выделение системы перевода в самостоятельное юридическое лицо с целью упростить решение вопросов, связанных с расширением географии работы».

Приобретение системами переводов самостоятельного статуса связано также с их желанием найти инвестора. При этом высокие доходы по операциям, связанным с созданием самостоятельной системы денежных переводов, могут обеспечить себе только те инвесторы, которые вкладывают средства в уже состоявшийся бизнес, имеющий качественную технологическую базу и разветвленную партнерскую сеть.

Законодательные новшества

За минувшие полгода произошло несколько изменений в законодательстве, диктующих новые правила игры на рынке денежных переводов. Так, в августе 2007 года вступили в силу новые правила, регламентирующие переводы денежных средств в иностранной валюте между гражданами-резидентами России. Теперь при соблюдении двух условий — близкого родства или супружества между отправителем и получателем и наличия у каждого из них банковского счета — осуществить денежный перевод стало легче. В частности, новые правила разрешают физлицам переводить деньги для близких родственников без ограничений. Раньше российские граждане не имели права совершать банковские переводы в валюте по территории страны, а за границу могли отправлять не более 5 тыс. долларов в день. Одновременно особый контроль установлен за безналичными валютными переводами между родственниками, если сумма перевода превышает 600 тыс. рублей.

Большинство российских систем денежных переводов насчитывает от 2 до 4 тыс. офисов. Правда, у некоторых систем количество пунктов приема превышает 6,5 тыс.

Еще одна норма закона, которая вступит в силу с

15 января 2008 года, касается контроля за отправителями почтовых денежных платежей, причем как физическими, так и юридическими лицами. В частности, закон требует, чтобы все безналичные расчеты и переводы сверх 30 тыс. рублей, которые осуществляют граждане без открытия счета, сопровождались полными анкетными данными. А информация о плательщике юридическом лице должна включать в себя наименование фирмы, ИНН или код иностранной организации. Таким образом делается попытка перекрыть каналы отмывания грязных денег через переводы.

Эксперты отмечают, что в целом законодательная база, регламентирующая рынок денежных переводов в настоящее время, вполне адекватна. Правда, следовало бы сделать более четкой политику по финансовому мониторингу за подобными операциями и унифицировать законодательство стран СНГ в области денежных переводов и финансового мониторинга по ним, добавляют специалисты.

Интернет и телефония

Альтернативу системам денежных переводов могут составить новые инструменты управления финансами, в основе которых лежит использование виртуальных средств всемирной паутины и телефонии. Во-первых, существуют различные интернет-системы, позволяющие переводить деньги с одного интернет-счета на другой. Это так называемые «электронные кошельки» — Web Moneу, «Яндекс-Деньги», E-port и др. Во-вторых, на российском рынке активно внедряются технологии перевода денег card-to-card, которые дают возможность получить и отправить деньги в любом месте, где есть банкоматы. Для участия в системе переводов кредитным организациям не нужно заключать между собой какой-либо договор. Для этого достаточно стать членами одной платежной системы, предлагающей сервис card-to-card. Чтобы провести подобную операцию, отправителю необходимо знать лишь номер карты получателя.

Рентабельность систем денежных переводов остается очень высокой. Кстати, именно прибыльность приводит к постепенному выводу этого бизнеса из банковских структур и обретению системами самостоятельного статуса.

Наконец, в некоторых странах существуют так называемые переводы «через телефон», которые в отдаленной перспективе, по всей видимости, повлияют на рыночную конъюнктуру. Речь идет о возможности сформировать глобальную мировую систему денежных переводов с помощью мобильников. О создании такой системы объявили в 2007 году Международный консорциум сотовых операторов GSM Association (GSMA) и MasterCard Worldwide. В проекте участвовали 19 сотовых операторов, обслуживающих порядка 600 млн клиентов в более чем сотне стран. Благодаря программе GSMA число получателей международных переводов к 2012 году должно достигнуть 1,5 млрд человек, а объем рынка — 1 трлн долларов.

Программа состоит из нескольких этапов. Вначале отправитель сможет переводить с помощью телефона те деньги, которые есть на его банковском или карточном счете. Далее будет достаточно тех средств, которые находятся на абонентском счете оператора. Необходимую сумму нужно будет отправить на номер в другой стране, о поступлении денег получатель узнает через обычное текстовое сообщение. Деньги поступят на карты MasterCard. Их можно будет как снимать наличными, так и использовать для оплаты в магазинах по картам.

К сожалению, в России такая услуга появится нескоро. Да и ресурсы Интернета вряд ли в ближайшие годы составят серьезную конкуренцию традиционным системам денежных переводов, которые завоевали доверие большинства реальных и потенциальных клиентов. «Если мы посмотрим на развитие систем переводов, то они только еще приблизились к пику своего развития, — делится своим мнением Михаил Смирнов («Финист»). — Клиентам долго пришлось привыкать к их использованию. Вокруг них выстроены соответствующие отношения и инфраструктуры. Выход в альтернативные каналы потребует от пользователей (в большинстве своем это гастарбайтеры) перестройки. Тем более что уровень доверия к новым каналам еще достаточно низок».

Так что в ближайшей перспективе «переводчикам» нечего опасаться «технических» конкурентов. Тем более что сами системы денежных переводов, в свою очередь, готовятся к завоеванию смежных финансовых сервисов. Некоторые системы, например «Лидер», включают в число своих услуг оплату мобильных телефонов, спутникового телевидения, коммунальных платежей и др. Через систему переводов «Почты России» можно погашать ссуды. «Золотая Корона» предлагает услуги интернет-банкинга. А PrivatMoney предоставляет бесплатную услугу SMS-информирования и отправителя, и получателя перевода.

 Опрос 

«Банковское обозрение» предложило экспертам взглянуть на перспективы рынка денежных переводов в России:

Михаил Смирнов, директор компании «Финист»:

— Относительно комиссии, думаю, что в ближайшее время она уже не будет сильно меняться. Ценовое преимущество отечественных систем переводов по сравнению с зарубежными уже очень велико, и лидеры рынка не пойдут на демпинг, а новичкам на рынке это тоже не с руки, так как они все-таки являются коммерческими предприятиями и должны зарабатывать. Да и для клиентов создать дополнительную выгоду снижением тарифов сложно. Например, если сейчас через UNIStream клиент платит с отправленных 10 тыс. рублей 1% комиссии, то есть 100 рублей, то при снижении комиссии в два раза его выгода составит лишь 50 рублей (даже шаурма у метро стоит дороже), ради которых он вряд ли поедет на другой конец города. Более того, особенности пребывания гастарбайтеров в РФ приводят к тому, что они стараются пользоваться переводами в ближайшем банке и, по словам коллег, пользуются там даже дорогими зарубежными системами переводов.

Елена Смирновa, начальник отдела продаж розничных услуг управления продаж Банка М+:

— По прогнозу Международной ассоциации систем денежных переводов, к 2008 году объем российского рынка переводов достигнет 21 млрд долларов и будет расти дальше. Рынок развивается стремительно, это обусловлено как улучшением общей экономической ситуации в стране, так и ростом доверия людей к банкам и платежным системам.

Ежегодно увеличивающийся рост миграционных потоков подтверждает, что развитие рынка денежных переводов будет продолжаться. Также этому способствуют постоянно осуществляемые меры по улучшению качества современных банковских технологий, технологические достижения и инновации в этом направлении услуг, снижение стоимости переводов.

Вадим Ковалев, первый заместитель председателя правления Москомприватбанка:

— Возможно, что систем денежных переводов станет меньше за счет ухода с рынка некоторых игроков или их объединения.

В настоящее время наблюдается изменение в расстановке сил в пользу тех систем, которые предоставляют своим клиентам и партнерам качественный платежный сервис и проводят взвешенную тарифную политику, которая позволяет этим системам сочетать доступность тарифов и их доходность.

Комиссия установится в пределах 2% по рублевым переводам внутри России и в пределах 1–3% (в зависимости от суммы перевода) по СНГ.

Лев Чугунов, директор департамента денежных переводов Migom:

— На фоне продолжающегося роста объемов будет происходить падение комиссий. Возможно, максимальная комиссия снизится до 2% через три года.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ