Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • По следам юбилея
23.09.2019 Аналитика

По следам юбилея

Объем страховых премий в мире впервые превысил 5 трлн долларов


По данным швейцарской перестраховочной компании Swiss Re, объем собранных страховых премий в мире по итогам прошлого года превысил «психологическую отметку» 5 трлн долларов благодаря росту на развивающихся рынках. Какие основные драйверы двигают отрасль сегодня?

Компания Swiss Re ежегодно собирает в своем отчете данные по 147 странам, чтобы суммировать статистику по страховым премиям и получить представление о том, куда движется отрасль и по каким направлениям отмечен наибольший рост. По итогам 2018 года впервые объем собранных премий перешагнул рубеж 5 трлн долларов, увеличившись на 1,5% и приблизившись к отметке в 5,2 трлн. При этом рост оказался ниже, чем в 2017 году, из-за слабых показателей по собранным премиям в сфере страхования жизни. Как отмечается в исследовании, сектор страхования жизни показывает в последние годы худшую динамику, чем другие направления страхования. Другой важный вывод исследования — сокращение рынков в Европе, Китае и Латинской Америке. Другие рынки, особенно в развивающихся странах, показали рост. В тройке лидеров страховых рынков — США с долей в 28,3%, Китай (11,1%) и Япония (8,5%). По прогнозу Swiss Re, в этом году мировая отрасль страхования покажет удвоение роста: при этом на долю развитых стран придется рост 1,5%, развивающихся — почти 8%.

Драйверами страхового рынка в ближайшие годы будут демографические факторы — старение населения в развитых странах и «выход на сцену» миллениалов, а также все больше набирающая силу цифровизация.

Принято думать, что цифровизация страхования не имеет альтернативы — в части внедрения новых технологий или так называемого InsurTech. Однако не все однозначно. Так, согласно опросу 5 тыс. потребителей в Европе, который провела компания Oliver Wyman, 61% из них при равных условиях и одинаковой цене предложения проголосовали за традиционного страховщика, а не InsurTech-страховщика. Данные результаты позитивны для «классических» страховщиков, поскольку дают им отличный шанс вернуть себе клиентов, отобранных InsurTech-стартапами. Конкуренция между игроками обостряется главным образом потому, что традиционные страховщики не стоят на месте, а сами активно проводят цифровизацию, переводя продукты в онлайн и создавая новые. Эксперты указывают, что конкуренция идет за гибкость, цену и скорость приобретения страхового покрытия. При этом InsurTech-страховщики, несмотря на то что наращивают привлечение инвестиций, остаются нишевыми. В Oliver Wyman подчеркивают, что конкурентная борьба сказывается и будет сказываться на потребителях лучшим образом.

Далекая от страхового бизнеса компания Fujitsu заявила, что планирует стать «четвертой властью» на страховом рынке

Другим знаковым событием в отрасли стала смена вектора развития. Строго говоря, парадигма еще не изменилась, но некоторые события говорят о том, что в отрасли начались необратимые изменения. Так, неизгладимое впечатление на экспертов произвели не новые InsurTech-фирмы, а заявка от, казалось бы, далекой от страхового бизнеса компании Fujitsu, которая заявила, что планирует стать «четвертой властью» на страховом рынке. Основанием для такого заявления является уверенность в том, что отрасль переживает трансформацию модели. От политики оценки и возмещения убытка отрасль приходит к политике «предсказания и предотвращения». Более того, в Fujitsu заявляют, что изменят рынок навсегда, а непрерывный сбор данных о клиентах с помощью технологий искусственного интеллекта позволит куда чаще взаимодействовать с клиентами. Так же часто, как сегодняшние клиенты обращаются за банковскими услугами, к примеру. Вызов рынку, который бросила Fujitsu, имеет далеко идущие последствия, поскольку реализация подобной концепции сделает дальнейшее развитие такого направления, как урегулирование убытков, ненужным — убытки будут предотвращаться. Разумеется, произойдет это не в ближайшее время.

Нельзя не отметить такой тренд, как бурное развитие сервисных продуктов, особенно в страховании жизни — направлении, которое, как мы указали выше, отстает по темпам от других видов страхования. Согласно данным компании Defaqto, из 117 продуктов страхования жизни, которые доступны на популярном агрегаторе ActiveQuote, в 47 предлагались в том или ином виде услуги по поддержанию здоровья и самочувствия, то есть сервисные составляющие. Как отмечают эксперты, доля продуктов с сервисной составляющей за год выросла в три раза.

Наконец, прошлый год был отмечен появлением новых страховых продуктов. Среди них, пожалуй, самым многообещающим выступает киберстрахование. Спрос на такие программы идет от всех без исключения отраслей экономики, а также от частных пользователей — владельцев аккаунтов в социальных сетях, почтовых ящиков и т.д. Пионером в развитии такого страхования выступает Великобритания. Другим новшеством от страховщиков, которое все больше завоевывает популярность, выступает страхование с помощью телематики: носимые устройства вроде фитнес-трекеров и устройства, которые устанавливаются в автомобиль. Еще одним приоритетным направлением является так называемое ситуативное страхование, к примеру, страхование от невылета.

Где во всех этих указанных направлениях и новых продуктов место России? Несмотря на определенное отставание в этой области, наша страховая отрасль развивается в русле общемировых тенденций. В этом есть и свои плюсы: есть возможность реально оценить спрос на новые продукты, проанализировать емкость рынка и перспективы отдельных новых направлений. Да, возможно, наши страховщики долго запрягают. Но, надеемся, впоследствии быстро поедут. Будем оптимистами.






Читайте также

Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ