Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Присмотритесь к компаниям, занимающимся онлайн-торговлей
27.05.2015 Мнение
Присмотритесь к компаниям, занимающимся онлайн-торговлей

В каких отраслях экономики и сегментах бизнеса российские банки смогут найти новые драйверы роста?


В сентябре 1995 года в газете «Сиэтл Таймс» вышла статья. В ней рассказывалось о «первом книжном магазине, который вы не найдете на карте Сиэтла». Как вы могли догадаться, речь шла про «Амазон». Газета подробно рассказывала о преимуществах нового магазина: миллион наименований в базе данных, отсутствие склада и прямые закупки у поставщиков, возможность дистанционной оплаты и доставки в течение трех дней…

Также газета привела слова Кристин Кеннел, менеджера «Эллиот Бэй». Это был один из ведущих на тот момент сиэтлских книжных, основанный в 1973 году. В своем комментарии Крис­тин отметила: «Я не думаю, что вы когда-нибудь будете способны отказаться от того, чтобы зайти в магазин и пролистать книгу, которую хотите купить».

Этим летом «Амазон» будет отмечать свой 20-летний юбилей. А на сайте «Эллиот Бэй» опубликовано объявление: «Знаете ли вы, что можете осуществить онлайн-поиск по имеющимся у нас книгам и заказать книги и их электронные версии через наш сайт?».

Сегодня «Амазон» уже не просто «книжный» с офисом в гараже и штатом из 12 сотрудников. Это ведущий онлайн-ретейлер, который не только предлагает пользователям широкий ассортимент товаров, но и создает новые товарные категории.

Мог ли представить Джеф Безос, основатель «Амазон», что в 2014 году общемировой объем интернет-продаж достигнет 1,5 трлн рублей? Будучи антрепренером и инвестором, наверное, мог. Его конкуренты из «Эллиот Бэй» были не так дальновидны.

Американские журналисты называют Безо­са революционером и ставят его имя в один ряд с Иоанном Гуттенбергом. Он разумно и эффективно воспользовался преимуществами первопроходца. Но и сегодня, спустя 20 лет, потенциал рынка интернет-торговли не исчерпан и доступен для освоения многим — самым разным — компаниям.

По самым скромным расчетам, рынок интернет-торговли России показывает рост 30% в год. Этот сегмент становится все более зрелым, но по-прежнему имеет существенные перспективы. Конечно, ключевой прирост показывают мейджоры — крупнейшие компании, консолидировавшие значительную долю рынка. Справедливо это и по отношению к банкам, которые обслуживают транзакции в Интернете. Но помимо интернет-гигантов, существует большое количество мелких и средних компаний. Многие из них изначально строят свои бизнес-модели, ориентируясь на продажи онлайн. Другие — следуют за конкурентами или ищут альтернативные каналы сбыта. Вне зависимости от мотивов это дает основания полагать, что сектор продолжит развиваться, а конкуренция будет только увеличиваться.

Ключевым ограничителем роста в среднесрочной перспективе может выступить только недостаточный уровень развития логистики. Но если есть спрос, будет и предложение: альтернативные логистические компании готовы выстраивать новые и максимально загружать существующие цепочки. Здесь конкуренция так же велика, и это стимулирует развитие. Даже один известный ФГУП предпринял усиленные меры по повышению эффективности и по итогам прошедшего года показал настоящую прибыль — без учета государственных субсидий.

Сами предприниматели смотрят на проблему логистики оптимистично. По их мнению, особенно сильно она проявляет себя на «последней миле», которая формирует значительную часть стоимости доставки. Об этом, например, рассуждал Борис Лепинских, основатель успешной екатеринбургской компании E96.ru, выступая на семинаре перед клиентами нашего банка. Решением может стать развитая сеть почтоматов и пикпоинтов, которая сейчас формируется. Часто этот способ становится более удобной альтернативой доставке на дом: товар можно забрать недалеко от дома, самому, не тратя четыре — восемь часов выходного дня на ожидание курьера.

Другим ограничителем может выступить государство, которое не раз показывало, как оно может «остужать пыл» и «предотвращать появление пузырей». Например, в сфере обслуживания МСБ для банков есть серьезное ограничение со стороны законодательства. Оно не позволяет осуществить полноценную интеграцию в трейдинговые площадки и онлайн-биржи товаров и услуг, на которых банк мог бы выступать гарантом совершения операций между клиентами и поставщиками. Если тренд поменяется и финучреждениям дадут возможность гарантировать подобные сделки, то со временем банки смогут взять на себя функцию полноценного бизнес-интегратора. Впрочем, о серьезном вмешательстве и ограничениях в сфере онлайн-торговли речи пока не идет. А в условиях российского бизнеса «не мешать» — это уже поддержка.

Нет необходимости перечислять те вызовы, с которыми сталкивается российская банковская система. Все банки озабочены поиском новых точек роста, эффективных решений. Может ли интернет-торговля стать одним из драйверов роста? Безусловно. Но Интернет — это всего лишь один из каналов продаж, а сам по себе транзакционный бизнес — не очень прибыльный. Поэтому для банков вопрос стоит в комплексной поддержке торговых компаний и готовности удовлетворить их потребности не только в Интернете.

Решением становится отказ от продажи единичных услуг в пользу комплексных предложений. Сегодня отдельные продукты внутри «пакета» могут иметь нулевую маржинальность — скажем, если банк предложил значительный дисконт на интернет-эквайринг, чтобы заполучить клиента. Потери компенсируются через традиционные услуги, например, инкассацию.

Как и в случае с ретейлерами, рынок обслуживания интернет-транзакций уже существенно поделен. При этом растущая конкуренция среди онлайн-трейдеров стимулирует спрос не только в логистике. Поэтому средние и мелкие банки, несомненно, будут усиливать свое присутствие в Интернете, обслуживая торговые компании.

Вряд ли они потеснят крупных игроков, но занять свою нишу наверняка получится. Что для этого нужно? Первоочередное — гибкость и скорость в предоставлении сервиса, а также четкое понимание специфики разных компаний и бизнес-моделей: есть крупные, средние и мелкие ритейлеры. Для мелких важными являются стоимость и универсальность инструмента. Средним становятся важны тарификация и учет персональных требований. Крупным требуются сервис «под себя», масштабируемость и возможность выбирать.

В нашей работе мы, например, столкнулись с тем, что небольшие компании не готовы инвестировать в развитие своих веб-ресурсов даже 10–15 тыс. рублей, для того чтобы интегрировать их с платежным шлюзом. Для таких компаний мы разрабатываем отдельное решение — готовые модули для наиболее распространенных систем управления сайтами. После подписания договора клиент бесплатно скачивает модуль, активирует его и пользуется банковской услугой в полном объеме.

Крупные торговые сети взяли тренд на сокращение магазинов и переводят продажи в онлайн. Это дает значительный трафик клиентов с уже сформированной потребностью в деньгах. И здесь возможность кредитования для банка очень высока. Например, если на этапе оформления покупки магазин предлагает клиенту приобрести более дорогой товар, используя заемные средства. В этом случае крупный ритейлер может пригласить клиента на выдачу товара и завершить скоринг. Не прошедший кредитную проверку клиент получит товар, который хотел изначально. Прошедший — принесет дополнительную прибыль и магазину и банку. На текущий момент отработанного бизнес-процесса для таких сделок почти нет, и в этом может быть потенциал развития.

Безусловно, интернет-торговля — это еще одна точка роста для банков в условиях сложившейся неопределенности. Общие объемы продаж с точки зрения конечного спроса снижаются. Но те компании, которые эффективно работают в Интернете, имеют возможность компенсировать это падение. А те банки, которые смогут предложить качественный сервис, лучшие технологии и гибкость решений, получат возможность приобщиться к этому успеху.






Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ