Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
«Избавим от долгов навсегда», «Удалим кредиты из баз данных», «Исправим кредитную историю за минуту»… Такую заманчивую рекламу часто можно встретить в соцсетях, мессенджерах и на сайтах. Стоит ли верить подобным обещаниям? Какие рецепты чудесного избавления от долгов предлагают так называемые раздолжнители и что может произойти, если к ним обратиться? Об этом рассказывает директор дивизиона «Розничное взыскание и урегулирование» СберБанка Денис Кузнецов
Важно в самом начале обозначить, что право прибегнуть к процедуре банкротства у должников есть. Оно закреплено законодательно. Объявлений от частных лиц и компаний, которых на рынке часто называют «раздолжнителями» или «антиколлекторами», становится все больше, а их обещания все заманчивее. В прошлом году мы провели оценку объема таких предложений в интернете, и в целом за год выявили более 2 млн подобных объявлений.
И вот что нам удалось выяснить по итогам этого анализа (сразу оговорюсь, что речь идет о том сегменте рынка, где мы предполагаем использование недобросовестных практик). Предоставление консультаций по вопросам применимого в таких случаях законодательства и представление интересов граждан в уполномоченных органах и судах вполне законно. Но мы отчетливо видим, что в отдельных случаях организации, оказывающие гражданам подобные услуги, не придерживаются профессиональных стандартов качества. Они ведут агрессивные рекламные кампании, предоставляют клиентам неполную или недостоверную информацию об условиях и последствиях процедур освобождения от обязательств, а также проактивно предлагают варианты недобросовестного поведения, что ведет к увеличению объема банкротств среди граждан.
Основными площадками для продвижения своих услуг такие компании выбирают соцсети, телеграм-каналы. Многие авторы такой рекламы блокируются площадками, а их сообщения удаляются. Но недобросовестные «специалисты» постоянно создают новые аккаунты, чтобы распространять свою рекламу.
Как правило, количество предложений по списанию долгов увеличивается после новогодних праздников, 8 Марта, сезона отпусков и других периодов высокого потребительского спроса, когда люди чаще берут кредиты.
В основном для решения проблемы «раздолжнители» предлагают банкротство. Причем представляют его как некое волшебное решение, которое избавит человека от всех долгов, да еще и без последствий. Но важно понимать: банкротство — это крайняя мера для решения ситуации с долгами. Своим клиентам мы рекомендуем прибегать к ней только тогда, когда все другие возможности урегулирования уже исчерпаны. У этой процедуры есть последствия, но «раздолжнители» далеко не всегда предупреждают об этом клиентов.
Регулярно встречается реклама с формулировкой «Обнулить долги по 127 ФЗ», при этом суть Закона не расшифровывается. А ведь официально Закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ называется «О несостоятельности (банкротстве)». То есть людям предлагают ту же процедуру банкротства, но умалчивают об этом и часто неверно трактуют положения Закона, например сумму минимальной задолженности.
«Раздолжнители» рекламируют услуги по списанию долгов, но пометку «Реклама» содержат меньше 2% объявлений. То есть федеральное законодательство нарушается уже на этом этапе (Закон № 347-ФЗ от 02.07.2021).
Иногда реклама услуг «раздолжнителей» скрывается внутри профессионально написанных статей на тему кредитов. Как правило, они скопированы с новостных или тематических сайтов и заканчиваются рекламой на тему «Обнулим ваши долги», что внушает клиентам ложное чувство доверия.
В конце 2023 года мы зафиксировали рост популярности обещаний «очистить», «улучшить» или «полностью удалить кредитную историю». Еще одна новинка — «удаление долгов из базы». В одних объявлениях указано, что речь идет о базах данных микрофинансовых организаций, а в других даже не уточняется, какие «базы» имеются в виду. В любом случае все эти сообщения являются обманом. Кредитную историю невозможно «подчистить» или «удалить» (в этом и заключается ее смысл), а такие формулировки нужны, чтобы привлечь клиентов.
В качестве подтверждения своего профессионализма «раздолжнители» любят делиться «историями успеха» людей, которым они якобы списали долги. Текст часто сопровождают фото или видео с довольными клиентами. В подобных съемках обычно участвуют актеры, а проверить достоверность этих «отзывов» невозможно.
Антиколлекторы прибегают к любым, даже самым нелепым обещаниям. Например, в 5% случаев предлагают провести магический обряд для избавления от долгов.
Я настоятельно рекомендую заемщикам сохранять бдительность. Какой бы заманчивой ни была реклама и какими многообещающими ни были бы слоганы-обещания, важно помнить, что во многих случаях ничего хорошего из этого не выйдет. Услуги таких компаний не бесплатны. Можно заплатить существенные деньги и не получить решения своего вопроса. Время будет идти, а долг будет расти.
Если возникли проблемы с погашением кредита, в первую очередь нужно идти напрямую в свой банк или в банки, если кредитов несколько и все они в разных банках. И сделать это необходимо как можно раньше, не затягивая: как только пришло понимание, что финансовые возможности больше не позволяют соблюдать график платежей. Бессмысленно прятаться, не отвечать на звонки и письма, менять место жительства — такая «тактика» все только усложнит. Банк заинтересован в том, чтобы поддержать своего клиента и помочь ему рассчитаться с долгами. Он может предложить сразу несколько вариантов решения — клиенту нужно лишь выбрать оптимальный для себя. У нас есть решение и по комплексной поддержке клиента, когда мы помогаем получить урегулирование по кредитам в разных банках.
Успешное урегулирование задолженности основано на диалоге. Это всегда компромисс — достижение условий, приемлемых как для банка, так и для клиента. Прийти к соглашению возможно почти всегда, что доказывают тысячи успешно урегулированных нами проблемных кейсов. Но это реально, только если заемщик идет навстречу и занимает конструктивную позицию. Собственно говоря, в этом и заключается единственная эффективная стратегия — в отличие от «списания долгов», «удаления из базы» и «магических обрядов».
Генеральный директор компании «Партнерство профессионалов» Муратхан Эльдаров рассказал Павлу Самиеву, генеральному директору АЦ «БизнесДром», об особенностях работы системы Claritech для аллокации расходов и ее возможностях для финансистов из любых сфер бизнеса
Одним из этапов развития любой компании является привлечение внешнего финансирования. Поскольку банковское кредитование зачастую не соответствует ожиданиям руководителей бизнеса (в том числе по размеру кредита или процентной ставки), широкое распространение получили альтернативные инструменты