Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Сами мы местные
01.10.2010

Сами мы местные

Региональный банк может вполне успешно конкурировать с федеральными игроками на «своем поле». Главное — не бояться рисковать и использовать преимущества небольшого размера. Регбанк гибче, мобильнее и быстрее, плюс на его стороне связи с местной властью


Без понятия

 Устоявшегося определения региональному банку нет. Для одних регбанк — это банк, центральный офис которого находится не в столице. Для других — работающий в одном регионе и имеющий именно в нем свой основной бизнес. Третьи считают, что любой мелкий банк называется региональным. При этом многие небольшие кредитные организации называют себя федеральными, имея пять–десять отделений в соседних областях или несколько филиалов в регионе, расположенном на другом конце страны.

В период дискуссии об увеличении минимального размера капитала Ассоциация региональных банков России предлагала изменения в закон о банках и банковской деятельности, закрепляющие понятие регбанка. Однако предложенное определение было слишком уж расплывчатым, а надзор за банками усложнялся, поэтому энтузиазма законодательная инициатива у регулятора не вызвала. На итоговом заседании АРБР глава ассоциации Анатолий Аксаков и сами представители региональных банков пришли к выводу, что обсуждение статуса регионального банка неактуально и вопрос следует закрыть.

«БО» использует (в том числе в настоящей статье) термин «региональный банк» в значении «банк с головным офисом не в Москве, бизнес которого имеет четкий географический фокус в рамках ограниченного числа регионов». Некоторые характеристики регбанка представлены на рисунке.

Место под солнцем

В России (на 1 октября 2010 года) 1018 кредитных организаций. Из них 497 зарегистрировано в регионах. Если вычесть крупнейшие сетевые банки и кредитные организации, обслуживающие корпоративных клиентов по всей территории страны, число региональных игроков составит примерно 480.

На малые и средние банки приходится порядка двух третей всей кредитной задолженности в регионах. Разумеется, концентрация региональных активов по стране неоднородна.

Региональные банковские структуры в каждой области состоят из трех частей: Сбербанк, филиалы сетевых/федеральных банков и местные кредитные организации. На долю «Сбера» приходится 40–50% всех производимых операций, примерно столько же — на филиалы комбанков, остальное — на региональных игроков.

Объем кредитов, выданных малому бизнесу по стране, составляет 7,6 трлн рублей. Из них 4,5 трлн выдано региональными банками, а 3 трлн — филиалами организаций других регионов и отделениями банков без филиалов.

Депозиты частных лиц в региональных банках по состоянию на II квартал 2010 года составляли 2 трлн рублей. В банках, зарегистрированных в столице, — 6 трлн рублей.

То есть роль регбанков в финансовой системе достаточно заметна. При этом «сверху» их «поджимают» филиалы федеральных банков, поскольку для кредитных организаций местного масштаба зачастую трудно конкурировать с «федералами» по размеру кредитов из-за нормативов ЦБ. «Снизу» же локальных игроков теснят кредитные кооперативы, микрофинансовые организации, терминальные сети и «серые ростовщики». На стабильное положение могут рассчитывать только местные банки, нашедшие свою рыночную нишу.

Успешные провинциалы

Региональные банки возникли после развала СССР, когда вместо Агропромбанка, Промстройбанка и Жилсоцбанка, занимавшихся обслуживанием соответствующих секторов экономики, образовалось очень много коммерческих структур. Большинство из них сразу же ориентировались на Москву как на наиболее перспективный рынок.

В регионах тем не менее оставались предприятия и региональные бюджеты, которые нужно было обслуживать. Поэтому владельцами банковского бизнеса на периферии часто становились представители криминальных структур или люди, имевшие хорошие связи с местными администрациями.

В качестве характерного, но далеко не единичного примера можно привести историю возникновения нижегородского НБД-банка.

В 1992 году Борис Немцов, в то время губернатор Нижегородский области, добился подписания распоряжения правительства России о создании конверсионного фонда. Деньги, перечисленные в фонд, поступили в распоряжение только что созданного «Нижегородского банкирского дома», председателем правления которого стал Борис Бревнов. (Злые языки потом даже обыгрывали название НБД-банка с фамилиями Немцова и Бревнова.) Этот банк и его первый предправления фигурировали в ряде скандальных дел, в том числе уголовных (Борис Бревнов после предъявления обвинений в хищении государственных средств покинул страну в 1998 году), но сейчас банк представляет собой крупное и вполне респектабельное учреждение.

Со временем «остепенились» многие кредитные учреждения с не менее сомнительным прошлым, однако до сих пор мелкий (и тем более региональный) банк у нас принято подозревать в «обналичке».

Специализация регбанков сегодня часто связана с историей их возникновения: кэптивный банк крупного предприятия, муниципальный банк, банк для МСБ. Отрыв от конкурентов может достигаться разными способами — от банальной близости к региональной администрации до нахождения своей уникальной ниши или стратегического партнерства с международными финансовыми институтами.

Изучая бизнес-модели успешных игроков, можно выделить три варианта успешной деятельности:

  • банк — спутник крупного предприятия (чаще всего ориентирован на корпоративного клиента);
  • банк, обслуживающий местные бюджеты и бюджетные предприятия, руководство которого имеет связи в администрации региона;
  • кредитная организация, обслуживающая МСБ или обнаружившая свою пресловутую нишу. Часто такой банк удачно привлекает в акционеры международные организации.

Банки, которые не смогли найти свою нишу, в кризис оказались «съедены» крупными игроками. Так, сильный «Восточный экспресс» присоединил банки «Эталон», «Движение» и Камабанк осенью 2009 года, расширив присутствие в регионах и сделав серьезную заявку на «федеральность».

Куда пойти регбанку

Ситуация в сегменте региональных банков отражает основные недостатки российского банковского сектора — это низкая капитализация, дефицит ресурсной базы, высокая стоимость и краткосрочный характер кредитования, недостаточная конкурентоспособность.

Впрочем, «длинных» денег нет ни у кого — за исключением, пожалуй, лишь госбанков. И, по мнению многих банкиров, в ближайшее время их и не появится. В России почти не развито страхование, которое дает возможность предоставлять долгосрочные кредиты. Как выразился один из банкиров, «на западе страховые компании имеют банки, у нас банки имеют страховые компании». Да и другой источник «длинных» денег — пенсионные накопления граждан — тоже недоступен банкам. И вряд ли будет доступен в ближайшем будущем.

Региональный банк не может конкурировать с федеральными структурами по ряду ключевых параметров, поэтому ему нужно использовать свои козыри: наработанные связи в регионе, расширение сети отделений, предложение более гибкой и либеральной линейки продуктов, отличающихся от массовых предложений федеральных банков, и учитывающих специфику региона, и так далее. К примеру, регбанк может учитывать сезонность получения прибыли предприятиями и физлицами, особенности бизнеса (к примеру, перерабатывающие заводы).

Очевидная ниша региональных банков — местная «корпоративка». Региональная, легкая промышленность, производство стройматериалов. Особенно лизинг. «Федералы» чаще всего не рискуют кредитовать легкую промышленность в силу ее бесперспективности в нашей стране, местные компании чаще всего слишком мелкие или слишком специфические для крупных игроков. Особенно это касается регионов с ярко выраженной национальной или религиозной политикой — к примеру, мусульманских. Пример — Татфондбанк, который обслуживает компании Татарстана, где традиционно сильны клановые связи и есть религиозные ограничения.

Во-вторых, региональные банки могут успешно заниматься обслуживанием среднего и малого бизнеса, потому как кредитованием финансово устойчивых крупных предприятий заняты крупные банки. Целевая группа — средние компании, нуждающиеся в качественном банковском обслуживании, но на которые не желают распыляться крупнейшие банки. Для регионального банка остается возможность выхода в высокорисковые сегменты, которые пока неинтересны крупным структурам — кредитование стартапов, венчурных проектов, специализированных предприятий.

Руководители филиалов крупных федеральных банков иногда перестраховываются и не берут на себя ответственность при выдаче кредитов. В этом плане региональный банк — спасение для многих представителей МСБ. Правда, в последнее время и гиганты (например, BSGV) активно выходят на этот рынок.

Еще один вариант — ориентация на одного или нескольких крупных по местным меркам корпоративных клиентов и связанных с этими клиентами физических лиц. Идеальный случай — моногород. Пример — НТБ, обслуживающий «АвтоВАЗ», имеющий его акции и кредитующий работников компании. Или Челиндбанк, который был непосредственно создан компаниями области, но основные его активы приходятся на «физиков».

В-четвертых, поиск экзотических ниш. К примеру, КБ «Образование» сосредоточился на образовательных кредитах в регионах. Если для США это обычное дело, то в России образовательные кредиты — настоящая экзотика.

И, наконец, private banking. Кажется, еще ни один регбанк не поставил этот бизнес на широкую ногу, хотя федеральные игроки предоставляют состоятельным гражданам в регионах лишь жалкое подобие на PB.

Состоятельные лица, которым интересно обслуживание на месте, прежде всего владельцы собственного бизнеса. А этот бизнес интересен банкам сам по себе, тем более при одновременном обслуживании его собственников. Бизнес по обслуживанию состоятельных клиентов может быть очень успешен — не столько потому, что они будут лучше удовлетворять спрос, сколько потому, что федеральные игроки пока не обращают должного внимания на регионы в сфере private banking.

Между тем региональный клиент очень тщательно подходит к выбору обслуживающего его банка, и высокая степень доверия, неформальные отношения и гарантии, которые даются ему лично, становятся определяющими. Срабатывают деловые и дружеские связи: бизнесмен скорее отдаст деньги знакомому банкиру, чем будет пытаться достучаться до руководства крупного банка. Да и несколько сот тысяч долларов для федерального игрока не так важны, как для регионального банка — «федералы» вряд ли предложат такому клиенту по-настоящему индивидуальное обслуживание.

Часто придирчивость клиента обусловлена негативным опытом сотрудничества с крупными игроками федерального уровня, которые не считают региональный рынок private banking перспективным и используют таких клиентов исключительно как доноров средств.

Впрочем, глава ВТБ24 Михаил Задорнов видит для регбанков всего два выхода: быть кэптивными банками и действовать в рамках финансово-промышленных групп или работать со средним и малым бизнесом. Впрочем, владельцы корпораций рано или поздно будут отказываться от кэптивных банков в пользу универсальных. Ну или будут делать из своих кредитных организаций универсальные, как это случилось с банком Пумпянского — СКБ-банком, который сейчас стал одним из лидеров розничного кредитования на Урале.

Прогноз

С 1 января 2012 года минимальный размер банковского капитала будет увеличен до 180 млн рублей, а через пять лет Минфин обещает и вовсе поднять планку до 1 млрд. По прогнозам министра финансов Алексея Кудрина, к тому времени к повышению будут готовы 500 банков. Напомним, требование об увеличении капитала до 90 млн рублей сказалось на судьбе всего 22 организаций, а 130 банков смогли найти деньги, хотя большинство из них были как раз региональными.

В начале 2010 года директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций ЦБ Михаил Сухов предсказывал, что в 2010 году число банков станет трехзначным, однако пока их все еще больше тысячи.

После громких объединений 2008–2010 годов процесс консолидации банковского сектора скорее всего приостановится. Во-первых, сомнителен приход иностранных игроков — далеко не все успешные российские регбанки хороши для покупки, потому как не все регионы интересны для «варягов». К тому же многие банки — кэптивные, и никому, кроме аффилированных лиц, не нужны.

Таким образом, рассчитывать на западного стратегического инвестора может лишь банк, расположенный в перспективном промышленном регионе с хорошо обеспеченным населением. Второе — это должен быть розничный банк, потому как сейчас создавать розничный бизнес с нуля очень дорого.

Столичным же банкам при прочих равных условиях зачастую бывает проще открыть свой филиал. Учитывая, что время дешевых покупок уже прошло, а санированных банков у АСВ почти не осталось, покупка регбанка федеральными игроками становится все менее вероятной. Покупать местный банк (особенно небольшой) затратнее и дольше, нежели открыть свой филиал в регионе, особенно если уже есть подходящая кандидатура на его руководителя или удалось переманить сотрудников из местной кредитной организации. К тому же при покупке локального банка в любом случае наблюдается отток клиентов-физиков — по разных подсчетам банкиров, остается от 30 до 60%.

Таким образом, при сохранении нынешней экономической ситуации в ближайший год количество регбанков вряд ли серьезно сократится. Особенно учитывая нестабильность экономики. Мелким банкам легче перестраивать бизнес-модель, нежели крупным игрокам, и потому у них больше возможностей.






Новости Новости Релизы