Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Уровень защищенности российских банков от киберугроз эксперты оценивают как высокий. Тем не менее COVID-19 опосредованно создал дополнительную нагрузку на инфраструктуру и сотрудников служб ИБ финансовых организаций. Какие уроки преподала пандемия SOC и на какие новые направления развития она указала?
Дистанционное обслуживание вынудило департаменты ИБ финансовых организаций работать в условиях повышенной нагрузки. Но главным вызовом для них стало требование обеспечить сотрудникам возможность работать с корпоративными информационными ресурсами из дома. В крупных банках число таких специалистов достигало нескольких тысяч.
Для перевода персонала на новый формат работы, по словам Виктора Гулевича, генерального директора компании «БСС-Безопасность», нужно было в короткие сроки трансформировать и модернизировать IТ- и ИБ-инфраструктуру. «Как следствие возникла необходимость внедрять дополнительные средства обеспечения безопасности или масштабировать существующие, а также усиливать мониторинг работающих в таком режиме сотрудников», — констатировалт Денис Улейко, директор департамента информационной безопасности СКБ-банка.
Киберпреступникам тоже потребовалось время для адаптации к новым условиям, поэтому в первые месяцы пандемии количество инцидентов росло незначительно, а затем мошенники начали охоту на удаленных сотрудников. «Злоумышленники стали больше внимания уделять домашним сетям, компьютерам и роутерам в надежде, что им удастся скомпрометировать рабочее место сотрудника значимой организации», — отметил Михаил Кондрашин, технический директор Trend Micro в РФ и СНГ.
Помимо этого они стали активнее атаковать кредитно-финансовые организации через самое незащищенное и легко уязвимое звено — их клиентов. Фишинг сохраняет свою актуальность в течение всей пандемии. Сами банки столкнулись с повышенным риском целевых атак со стороны ряда APT-группировок (APT — advanced persistent threat. — Ред.). При этом в качестве точки входа они часто использовали веб-сервисы. Юрий Бармотин, руководитель отдела управления интеллектуальными услугами Orange Business Services, назвал и еще одну серьезную угрозу для банков: «DDoS-атаки различных векторов, в особенности усиленные атаки (типа amplification), напрямую связанные с онлайн-банкингом, — это стабильный тренд».
Практически сразу после начала пандемии Банк России выпустил Информационное письмо о мерах по обеспечению киберустойчивости и информационной безопасности в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Этим документом он ввел временные послабления в части применения мер надзорного реагирования на вынужденные нарушения в сфере защиты информации организаций финансового рынка, напомнил Антон Фишман, технический директор RuSIEM. «Насколько слаженной была совместная работа регулятора и рынка, сказать могут только они, но по итогам 2020 года существенного роста ущерба банков от кибератак, судя по отчетности ЦБ РФ, не было», — констатировал эксперт.
С ростом угроз информационной безопасности в новых условиях с минимальными потерями или вовсе без них смогли справиться кредитно-финансовые организации, в которых уже были выстроены и действовали центры мониторинга инцидентов, SOC. Хотя, по словам Юрия Бармотина, и они столкнулись с повышенной загрузкой по отработке алертов и по доработке контента для новых сценариев угроз в связи с переходом на удаленный режим работы некоторых групп сотрудников. Тем не менее те банки, которые строили SOC до пандемии и инвестировали в безопасность, оказались в более выгодном положении, отметилт Евгений Царев, управляющий RTM Group.
«Наличие SOC — полноценного центра контроля, мониторинга и анализа больших массивов данных для обеспечения информационной безопасности — обычно говорит о довольно высоком уровне зрелости процессов информационной безопасности организации. И банки, имеющие в структуре своей службы ИБ такое подразделение, сумели довольно быстро адаптировать инфраструктуру и перейти на режим “удаленки”», — считает Виктор Гулевич.
Вместе с тем, поскольку организация и содержание собственного SOC требует от кредитно-финансовых организаций больших инвестиций, наиболее эффективными в пандемию оказались центры мониторинга инцидентов крупных банков и организаций. «Аналогичные структуры более мелких банков не всегда держат такую планку качества», — отметил Александр Носарев, руководитель отдела систем мониторинга и реагирования группы компаний Angara.
Появление у банков собственных SOC со специалистами, вооруженными SIEM — системами управления событиями и информацией о безопасности — говорит о том, что банки адекватно реагируют на новые вызовы киберпреступников. Однако последние тоже не стоят на месте, и уровень сложности атак растет. «Если банки не будут отвечать адекватно, с использованием современных технологий, они не смогут существовать, — уверена Мария Румянцева, руководитель направления корпоративных коммуникаций RuSIEM. По ее словам, хороший уровень киберзащищенности организаций кредитно-финансовой сферы — это сейчас медианный ориентир, но пока не идеал. «Наличие SIEM и центра мониторинга в банке сегодня — это необходимость», — заключила эксперт.
В выигрыше оказались и кредитно-финансовые организации, пользующиеся услугами внешнего центра мониторинга, которые предоставляют сегодня ИБ-провайдеры. «Сервисы SOC прекрасно показали себя, — констатировал Виктор Гулевич. — Несмотря на увеличение нагрузки на 73%, некоторым провайдерам удалось снизить время обработки инцидентов до 14 минут».
И это неудивительно. Ведь крупным поставщикам ИБ «из облака» проще собрать команду квалифицированных специалистов, еще до пандемии они наработали портфель типовых услуг в сфере мониторинга инцидентов. Есть у них и коммерческий интерес, и ресурсы для внедрения самых передовых аналитических инструментов в автоматизацию труда исследователей, к примеру для выявления вредоносного ПО.
Эксперты компании RuSIEM убеждены в необходимости обеспечивать уровень киберзащиты, соответствующий требованиям регуляторов и рынка, и отмечают рост спроса со стороны организаций ,в том числе банков, на услуги MSSP (managed security service provider) и внешнего SOC.
Пандемия как драйвер цифровизации, а также требования регулятора способствовали росту числа потребителей услуг SOC — как внутренних, так и внешних. По словам Александра Носарева, это приводит к росту конкуренции игроков рынка, популяризации гибридных схем, в которых SIEM принадлежит заказчику, а услуги мониторинга оказывает провайдер, к увеличению количества облачных реализаций систем, повышению гибкости моделей лицензирования.
В конкуренции есть не только победители. Юрий Бармотин признал, что, по отзывам представителей рынка, ряд провайдеров услуг SOC как сервис не справился с организацией полноценного круглосуточного мониторинга и поддержки этой услуги в условии повышенного количества инцидентов. Еще одна проблема некоторых поставщиков таких сервисов — отсутствие запаса пропускной способности используемых ими платформ.
Российские разработчики решений для мониторинга и анализа сетевой активности убеждены в необходимости обеспечивать уровень киберзащиты, соответствующий требованиям регуляторов и рынка, и отмечают рост спроса со стороны организаций, в том числе банков, на услуги MSSP и внешнего SOC.
Пандемия выявила и слабые места в работе центров мониторинга. Одна из самых существенных — большая доля ручного труда. «Архитектурные решения, адаптация систем безопасности к новым условиям работы и изменениям IT-инфраструктуры, трендам угроз и усложняющимся техникам злоумышленников — это по-прежнему исключительно ручной труд, к компетенциям для выполнения которого каждый год предъявляются все более жесткие требования», — рассказал Александр Носарев.
Также в новых условиях оказалось, что системы управления событиями и информацией о безопасности, SIEM, не являются панацеей от всех ИБ-угроз. По словам Михаила Кондрашина, минувший год показал, что в рамках операционной работы центра мониторинга инцидентов эти системы — гибкий инструмент, использование которого требует квалификации и постоянной настройки.
Отдельного упоминания заслуживают сложности, с которыми департаменты информационной безопасности сталкиваются при замене ядра SOC. «Этот процесс сопряжен с выбором и внедрением новых систем, изменением процессов, переучиванием команды, что занимает далеко не один-два месяца», — предупредил Антон Фишман и посоветовал банкам быть внимательными при выборе поставщика.
Но самая большая проблема в обеспечении работоспособности центров мониторинга инцидентов связана с кадрами. И стоит она перед участниками рынка уже не первый год. С нехваткой специалистов в области проектирования, внедрения и настройки SOC сталкиваются разработчики решений и системные интеграторы. «Не хватает экспертов любого уровня — от сотрудников мониторинга первой линии до аналитиков и архитекторов SOC», — констатировал Денис Улейко. И поскольку вузы таких специалистов сегодня не готовят, а на курсах повышения квалификации научиться администрированию центров мониторинга инцидентов или освоить глубокий анализ угроз невозможно, кредитным организациям приходится отказываться от создания cобственных SOC в пользу сервисной модели.
Цифровизация бизнеса, ускоренная пандемией, продолжится, и банкам, как и компаниям из других сфер, придется внедрять для своих сотрудников удаленный и гибридный формат работы. Расширение «периметра безопасности» кредитно-финансовых организаций и размывание его границ повышает значимость SOC.
«Некоторым банкам удается реализовать без потерь эффективности и производительности “виртуальный офис”, но получается это далеко не у всех, поскольку выходит за рамки той архитектуры, которая задумывалась изначально. И сегодня банки существенно дорабатывают свои SOC именно для обеспечения полноценной удаленной работы сотрудников», — отметил Евгений Царев.
Важным инструментом для такой доработки является автоматизация процессов и рутинных операций в центре мониторинга инцидентов. При переходе к географическому распределению персонала вследствие перевода на удаленную работу и перевода подразделений из столицы в другие города автоматизация реагирования на инциденты, которую обеспечивают формализованные документированные сценарии, становится необходимой, утверждает Андрей Терехов, системный инженер Fortinet.
Еще одним направлением развития SOC эксперты называют движение в сторону облачных и мультиоблачных сред. Построение центров мониторинга инцидентов в облаках, реализация в облаке SIEM с учетом всех особенностей имплементации и администрирования и разработка коннекторов для публичных облачных сред — такие актуальные задачи выделяет Юрий Бармотин.
Для поддержания прозрачности и контроля облаков потребуется широкий набор инструментов безопасности, которые охватывают всю поверхность атаки, включая всех пользователей, приложения и устройства как в сети, так и за ее пределами, считает Андрей Терехов. В этом случае, по мнению эксперта, будут полезны интегрированные инструменты Zero TrustAccess. Централизованное управление безопасностью, включающее в себя автоматизацию рабочих процессов с оркестровкой безопасности, автоматизацию и реагирование (SOAR), автоматическую защиту конечных точек и обмен аналитическими данными об угрозах, станет ключом к защите, обнаружению инцидентов безопасности и реагированию на них.
В эпоху, когда компании в значительной степени полагаются на облачные вычисления, эффективное управление затратами на облака становится одной из важнейших задач. Павел Токарев, директор по технологическим инновациям компании «Инферит Клаудмастер», раскрывает возможности подхода FinOps, основанного на гибком взаимодействии Finance (финансовое управление) и IT Operations (или DevOps). Эта практика помогает организациям оптимизировать затраты на облачные вычисления, в полной мере используя потенциал облачных сервисов
Как меняется рынок электронной коммерции, какую долю занимают сервисы СБП в онлайн-платежах и какие перспективы у BNPL, в интервью «Б.О» рассказал Алексей Киричек, руководитель департамента развития эквайринга и платежных сервисов Альфа-Банка
Почему развитие онлайн-банкинга для крупных корпораций отстает от ДБО для физлиц и МСБ и как Альфа-Банк намерен исправить это положение, в интервью «Б.О» рассказал Сергей Паршиков, руководитель департамента цифровых каналов юридических лиц Альфа-Банка
«СберСтрахование жизни» профинансировала приобретение современного оборудования для эргокомнат, которые помогают людям восстановиться после тяжелой болезни. Проект реализует фонд борьбы с инсультом ОРБИ