Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Стратегия СОА проверена на опыте Альфа-Банка
01.09.2008

Стратегия СОА проверена на опыте Альфа-Банка

Далеко не каждый российский банк успел на практике опробовать все преимущества сервис-ориентированной архитектуры (СОА). Поделиться опытом внедрения СОА корреспондент попросил Фарида Сулейманова, заместителя главного системного архитектора Альфа-Банка. Он рассказал о проектах, реализованных в банке в данном направлении с участием компаний IBM и «Синимекс».


— Насколько принципы и стратегия СОА на сегодняшний день интересны именно в применении к банковским бизнес-процессам?

— Высокий уровень конкуренции в банковском секторе диктует быстрые изменения в бизнес- и IТ-технологиях, определяя актуальность новых архитектурных подходов. Среди таких подходов — СОА — наиболее востребованный и динамичный концепт, именно он обеспечивает быстрые изменения при постоянном росте объемов и качества услуг. Это достигается за счет того, что данный подход включает в себя функциональную стандартизацию, модульность, универсальную интеграцию всех систем, процес- сный подход в автоматизации бизнеса, позволяет быстро внедрять различные инновации. Качества, присущие СОА, способны существенно повысить эффективность автоматизации банковской деятельности. Например, масштабируемость этой архитектуры важна при интенсивном росте продаж банковских продуктов и расширении географии этих продаж; стандартизация и универсальность — при внедрении новых прикладных программных продуктов, при различных структурных перестройках, слияниях и поглощениях; инновационность СОА позволяет создавать принципиально новые услуги, которые дают конкурентное преимущество для банка на рынке.

— Расскажите о конкретном опыте Альфа-Банка по внедрению СОА, наиболее удачных изменениях?

— С 2005 года в Альфа-Банке поэтапно выполняется проект централизованной интеграции систем на основе платформ и технологий компании IBM и с участием компании «Синимекс». Мы перевели все критичные, проблемные интерфейсы передачи данных между системами на платформу IBM WebSphere Message Broker. В 2006 году проект перешел непосредственно в фазу построения СОА, в рамках которой компанией «Синимекс» был разработан и успешно внедрен управляющий веб-сервис скоринга, сегментации и верификации заявок по розничным кредитным продуктам. Сервис обеспечивает универсальную интеграцию нескольких розничных фронт-систем со специализированными коммерческими продуктами Strategy Manager, Hunter, внешними бюро кредитных историй и другими системами. Образно этот сервис можно описать, как «черный ящик», которому на вход поступает заявка на получение кредита в универсальном формате. Сервис обращается за информацией к большому количеству разнообразных систем и сервисов, а на выходе выдает решение о выдаче кредита. Важным этапом в развитии СОА в банке была реализация более 50 универсальных веб-сервисов для вызова базовых бизнес-операций, выполняемых в основных учетных системах банка. Наконец, успешным результатом продвижения СОА в Альфа-Банке является разработка другим нашим партнером — компанией BSC Praha новой перспективной платформы автоматизации розничного бизнеса банка — GEMINI Branch Atomation, которая полностью базируется на подходах СОА и, в частности, использует универсальные веб-сервисы, разработанные компанией «Синимекс». Этот проект развивается в стиле СОА неслучайно, ведь именно в розничном бизнесе потребность в быстрых изменениях и масштабируемости систем наиболее высока, и здесь СОА имеет наибольший эффект. Мы убедились, что СОА позволила объединить лучшие свойства всех платформ и банковских приложений, сократить время разработки решений и повысить их качество.

— Как вы оцениваете совместный опыт с компанией «Синимекс» по внедрению СОА?

— Мы сотрудничали с компанией «Синимекс» и по другим направлениям, не связанным с СОА. Когда нужно было принимать решение о выборе подрядчика в проекте сервисно-ориентированной интеграции приложений, то оказалось, что компания «Синимекс» активно осваивает новые технологии, является сертифицированным партнером IBM по всем ее интеграционным платформам, имеет опыт реализации интеграционных задач в других банках, а также может предложить приемлемые для банка контрактные условия. Все это предопределило наш выбор «Синимекс» как партнера для решения задач внедрения СОА. Наше взаимодействие с компанией включает проектирование, разработку, тестирование и участие в сопровождении внедренных решений. При выполнении проектов компания «Синимекс» проявляет такие позитивные качества, как нацеленность на бизнес-результат, открытость и гибкость менеджмента, профессионализм и креативность персонала компании. — Каковы дальнейшие перспективы

— Каковы дальнейшие перспективы использования СОА в Альфа-Банке?

— Основное направление развития СОА в нашем банке — движение к процессно-ориентированному подходу в автоматизации бизнеса. Наша цель — обеспечить эффективные сквозные бизнес-процессы предоставления услуг с выходом на конечного потребителя, клиентов банка. Необходимо развивать архитектурные процессы внутри IT, улучшать взаимодействие с бизнес-подразделениями. Важным направлением для нас является внедрение платформы автоматизации бизнес-процессов IBM WebSphere Process Server, которое мы сейчас выполняем в пилотных проектах. Мы планируем широко использовать СОА в направлении розничного, малого и среднего бизнеса. В этих сегментах наиболее динамично происходят изменения в продуктах, процессах, быстро растут объемы услуг и число клиентов.

— Каких затрат, финансовых и кадровых, требует внедрение и перспективное развитие СОА?

— Прямые оценки эффекта внедрения СОА достаточно сложны и требуют специальных исследований. Требуются достаточно большие начальные инвестиции, поэтому экономический эффект правильно оценивать, когда реально начинает работать механизм повторного использования универсальных компонентов и сервисов. Необходимо учесть и существенное снижение рисков за счет централизации и стандартизации систем. Простои бизнеса из-за сбоев в IТ-системах, в том числе из-за их неэффективной интеграции, для современного банка стоят очень дорого. А СОА при правильной реализации может существенно снижать эти риски. И еще один аспект. Расходы на IT растут непрерывно, и эта тенденция будет продолжаться, поэтому для бизнеса всегда очень актуальна проблема оценки эффективности расходов на автоматизацию. СОА делает инвестиции в IТ более прозрачными. Внедрение СОА позволяет сдерживать рост персонала IТ за счет широких возможностей использования аутсорсинга. Например, в Альфа-Банке мы используем очень ограниченные штатные ресурсы по проектированию, разработке и сопровождению интеграционных решений за счет ресурсов нашего партнера «Синимекс». А роль наших штатных сотрудников смещается в сторону общего управления процессом разработки, сопровождения систем, архитектурного надзора. Мы имеем немногочисленный, но высококвалифицированный персонал в IТ, который обеспечивает реализацию проектов СОА.

— Как вы относитесь к высказываниям, что СОА — это скорее миф или маркетинговый ход, нежели принципиально новая модель построения IT?

— Существуют и мифы о СОА, и маркетинговые ходы поставщиков программного обеспечения. Например, часто в рекламных презентациях утверждается, что та или иная предлагаемая на рынке система является полностью совместимой с СОА, но на практике выясняется, что речь идет только о каких-то дополнительных возможностях интеграции этой системы. С другой стороны, иногда можно услышать негативные оценки в части эффективности СОА. Но, основываясь на опыте Альфа-Банка, можно сказать, что СОА есть современная и эффективная модель, достаточно зрелая концепция для построения архитектуры предприятия, отвечающей стратегии бизнеса.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ