Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • В фокусе НСЖ и партнерские каналы продаж
02.09.2022 FinCorpFinRetailАналитика

В фокусе НСЖ и партнерские каналы продаж

Накопительное страхование жизни (НСЖ) в первом полугодии 2022 года стало единственным драйвером всего страхования жизни: в условиях неопределенности все больше людей стали задумываться не только о сбережении своих средств, но и о собственной страховой защите. По нашим прогнозам, вложения в НСЖ во втором полугодии будут по-прежнему популярными среди россиян, при этом фокус сместится на продукты с высокой потребительской ценностью, с функционалом, который связан с заботой о здоровье, об образовании детей, о комфортной жизни на пенсии


Рынок НСЖ стал единственным сегментом страхования жизни, сборы по которому выросли в первом полугодии: они увеличились на 72,7% относительно показателя прошлого года, достигнув 117,7 млрд рублей, при этом доля НСЖ на рынке страхования жизни составила 50,5%, как следует из данных ВСС. Совокупные премии в первом полугодии упали на 7,1%, до 233,2 млрд рублей. Сборы по инвестиционному страхованию жизни (ИСЖ), второму крупному виду страхования жизни, сократились на 48,7% — с 100,9 млрд до 51,7 млрд рублей. Доля ИСЖ на рынке страхования жизни в первом полугодии составила 22,2%. Премии по страхованию жизни заемщиков на фоне падения спроса на кредиты сократились на 27,6%, до 45 млрд рублей (19% всех совокупных сборов). По прочим видам страхования совокупные премии снизились на 4,8%, до 18,8 млрд рублей.

НСЖ — это вид страховых программ с инвестиционной составляющей. Он отличается от ИСЖ тем, что НСЖ оформляют, чтобы гарантированно накопить крупную сумму при одновременной страховой защите, а ИСЖ чаще оформляют для инвестиционного дохода, а не для страховой защиты. Соответственно такая существенная динамика сборов по НСЖ в условиях нестабильности была вызвана дефицитом выбора инвестиционных стратегий и хаотичными условиями депозитов от банков: они постоянно меняли ставки по вкладам в период резкого роста ключевой ставки. На фоне роста ставок у клиентов упал аппетит к риску и вырос спрос на продукты с гарантиями. В свою очередь, страховщики сместили фокус на предложение продуктов НСЖ с гарантированной доходностью и короткими сроками действия.

Большой спрос на продукты НСЖ, по нашему мнению, объясняется высокой клиентской ценностью продукта, полноценной защитой жизни и здоровья, включенными сервисными программами, а также гарантированным доходом. Программы НСЖ обеспечивают как минимум 100%-ную сохранность и возврат накопленного капитала клиенту, располагают широкой вариативностью страховых рисков, сроков и сервисных опций, обладают налоговыми и юридическими привилегиями. 

Спрос на НСЖ понятен и с психологической точки зрения. В ситуации, когда на финансовых рынках царит неопределенность, на рынки влияет большое число нестабильных и краткосрочных факторов, именно страхование жизни является хорошим защитным инструментом, с которым можно переждать кризис и сберечь капитал, выбрав надежную и зарекомендовавшую себя страховую компанию.

Клиентская ценность очень важна и с точки зрения полноты донесения информации до потребителя. ЦБ неоднократно обращал внимание на некачественные продажи НСЖ и ИСЖ, которые часть банков ранее продавала как альтернативу вкладу. Из числа поступивших в регулятор жалоб на мисселинг 53,8% в первом квартале 2022-го — опять же связаны с недовольством клиентов методом продаж НСЖ и ИСЖ.

Поэтому страховщикам, по нашему мнению, необходимо сосредоточиться как на построении правильной коммуникации с клиентами, так и на клиентоориентированном и корректно функционирующем инструменте донесения информации страхователю обо всех тонкостях продуктового предложения. По этой причине выглядит разумным развитие наиболее управляемых с точки зрения клиентоцентричности каналов, таких как прямой и агентский. При этом необходимо уделять достаточное внимание и другим направлениям — партнерскому, банковскому — с четким пониманием того, что очень важно рассказать потребителю обо всех условиях продуктов и донести до него ценности и принципы компании.

Исходя из опыта СК «Ингосстрах-Жизнь», можно утверждать, что в сегментах affluent и private ценность продукта раскрывается менеджером банка лучше, чем в других сегментах, при этом более лояльное отношение менеджера позволяет обеспечить по-настоящему клиентоцентричный подход в реализации продуктового предложения — как с точки зрения его наполнения, так и с точки зрения сервисной составляющей.

Что касается прогноза динамики развития различных сегментов рынка страхования жизни, то, по нашей оценке, во втором полугодии драйвером могут быть накопительные программы с новыми опциями, с наивысшей клиентской ценностью: защита жизни и здоровья в сочетании с накоплением и преумножением капитала. Также востребованными останутся классические накопительные программы, которые помогают откладывать деньги на образование детей или комфортный отдых по достижении пенсионного возраста, при этом средний возраст держателей полисов продолжит уменьшаться. Кроме того, страховщики будут расширять функционал программ с точки зрения вариативности рисков: клиент сможет выбирать покрываемые риски, сроки и сервисные опции.

Есть предпосылки и для роста сегмента ИСЖ, но здесь все будет зависеть от конъюнктуры финансового рынка. Данные первого полугодия показали, что клиенты стали выбирать более консервативные инструменты инвестирования. Скорее всего, такая ситуация сохранится до конца года. Кроме того, параллельно с размораживанием кредитования будет отмечаться развитие кредитного страхования жизни. Однако восстановления объемов кредитования до уровня прошлого года вряд ли стоит ожидать раньше 2023-го, так как текущий кризис существенно снизил потребительскую активность и даже при адекватных кредитных ставках население на текущий момент не спешит набирать долгов. Стоит также отметить и планируемые регуляторные нововведения: с 1 октября 2022 года вступают в силу новые стандарты, способствующие донесению прозрачной и очевидной ценности линейки кредитного страховая жизни для страхователя.






Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ