Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • В поисках disruptive innovation
16.02.2018 Аналитика

В поисках disruptive innovation

Форум финансовых инноваций FinNext-2018 традиционно прошел с аншлагом


Фото: Futurebanking.ru

Фото: Futurebanking.ru

IT-лидеры ведущих банков, основатели стартапов и финтех-евангелисты сошлись на площадке Digital October для обсуждения животрепещущих вопросов индустрии. Среди тем, которые поднимались на Форуме, — продолжающаяся digital-трансформация банков, концепция Open API, перспективные секторы финтех-рынка (P2P-кредитование, биометрия, платежи и переводы) и совсем немного блокчейна.

Будь финтехом

Круглый стол банковских CIO (директоров по информационным технологиям) стартовал в оптимистическом ключе. Несколько лет назад были на слуху заявления, что век банков на исходе и их место займут финтех-компании. Сейчас стало понятно, что многим банкам удалось принять вызов: изменить отношение к бизнесу, перестроить работу IT-подразделений. В итоге не только необанки, но и вполне традиционные игроки уверенно конкурируют с IT-компаниями. Иначе говоря, сами стали финтехом. Тема противостояния отошла на второй план; как правило, обсуждаются возможности сотрудничества стартапов с банками в разных форматах: от выполнения функций поставщика до покупки компании.

Доля IT-бюджета, выделяемого на инновационное развитие, заметно выросла за последние годы и сейчас составляет 2-3%, поделился опытом Андрей Попов, CIO Райффайзенбанка. Культивирование духа предпринимательства, постоянные эксперименты с инновациями, в том числе целенаправленная работа со стартапами, инвестиции в разработку открытого API — слагаемые успеха банка в новых условиях.

Растет IT-бюджет развития и в банке «Уралсиб», заявил Максим Белоусов, заместитель председателя правления. Создана инновационная лаборатория, которая занимается финтехом на принципах инвестиционного проектирования, то есть каждая инициатива должна быть экономически обоснована. Направления работы подразделения совпадают с отраслевыми приоритетами: большие данные, машинное обучение, искусственный интеллект.

Не только необанки, но и вполне традиционные игроки уверенно конкурируют с IT-компаниями

Судя по выступлению Дениса Сотина, CIO Росбанка, приоритеты технологического развития несколько иные. Банк находится на пороге серьезной трансформации IT-ландшафта, которая должна позволить более эффективно решать задачи бизнеса. В этой связи представитель Росбанка затронул еще один вопрос, безусловно, интересующий всех IT-директоров: баланс между собственной и сторонней разработкой. «Время готовых решений уходит, потребности бизнеса меняются очень быстро, нужно к ним оперативно адаптироваться. В этом смысле модель собственной, инхаус-разработки более эффективна».

Тенденцию подтвердил и Андрей Попов: «Мы все больше забираем знания и умения к себе. Трансформируя банк в адаптивную гибкую структуру, удобнее работать. Работая со своими сотрудниками, можно их мотивировать, добиваться общности целей». В «Уралсибе» на аутсорсинге осталось лишь две важные IT-функции, выразил солидарность с коллегами Максим Белоусов. Так, в прошлом году Банк отказался от обслуживания сети банкоматов и POS-терминалов сторонней компанией.

Будь визионером

Взгляд со стороны венчурных фондов во многом совпадает с мнением банкиров. Максим Назаров, представитель Finsight Ventures, сформулировал три актуальных тренда индустрии. Первый из них: банки не уходят, а начинают всерьез конкурировать с финтех-компаниями. Тезис был убедительно подкреплен примерами: P2P-площадка Marcus, созданная банком Goldman Sachs и запущенная в 2016 году, за восемь месяцев работы достигла объема кредитования 1 млрд долларов. LandingClub, крупнейший аналогичный сервис, потратил более пяти лет на достижение такого уровня. Goldman Sachs на этом не останавливается, входит в капитал компаний, работающих в других секторах финтеха: кредитных карт, депозитов и пр. Другой кейс: годовой оборот сервиса денежных переводов Zelle (75 млрд долларов), совместного проекта крупных американских банков, вдвое превысил оборот легендарного финтех-единорога Venmo.

 

Фото: Futurebanking.ru

Фото: Futurebanking.ru

Другая тенденция, справедливая для развивающихся рынков: финансовые технологии помогают охватить «недообслуженный» банками сегмент потребителей. Бурное развитие микрофинансовых организаций в России, которые активно задействуют потенциал цифровых технологий, коррелирует с этим тезисом.

Еще один тренд касается каналов распространения финансовых сервисов, все чаще для этого используются софтверные решения. Максим Назаров привел примеры с американского рынка: сервис Domuso облегчает и упорядочивает сбор платежей за аренду жилья, PandaDoc объединяет функционал e-инвойсинга и системы документооборота.

Финансовые технологии помогают охватить «недообслуженный» банками сегмент потребителей

В этом стриме появляются проекты и на российском рынке. Иван Глазачев, руководитель компании «Яндекс.Деньги», рассказал об одном из самых ярких платежных проектов прошлого года. Мобильное приложение для оплаты топлива на АЗС «Яндекс.Заправки» позволяет найти на карте станцию (сейчас сервис работает с АЗС «Лукойла»), выбрать колонку, литраж или сумму оплаты и непосредственно оплатить с привязанной карты или электронного кошелька. «Самое интересное в этом кейсе, — сказал Иван Глазачев, — что мы фактически не изобрели ничего кардинально нового. В основе сервиса обычная e-commerce-транзакция, мы просто доработали пользовательский интерфейс». Компания не делала каких-либо инвестиций в инфраструктуру, доработку или покупку новых POS-терминалов. Интеграция с бэк-офисом топливной компании и разработка мобильного приложения позволили создать ценный потребительский опыт.

Лидер «Яндекс.Денег» подытожил свое вИдение отрасли в следующих тезисах:

• базовые платежные технологии остаются неизменными, вокруг них создаются новые сервисы, интересные пользователю;

• мобильность рождает новые сценарии с бесшовной интеграцией платежей. Умение работы в мобильном интерфейсе (в том числе в мессенджерах) покажет, кто из финтех-игроков будет успешен в течение ближайших трех — пяти лет;

• социальность и персонализация — компании, которые сумеют воплотить коммуникационные сценарии, будут наиболее эффективными в новом технологическом цикле.

«Центры внимания» в новой экономике — та сущность, с которой должны работать финансовые институты при создании инновационных продуктов, считает Денис Фонов, старший управляющий директор Сбербанка. Встраивание в существующие экосистемы (а лучше — создание новых экосистем) позволит получить стратегическое преимущество. В качестве примера Фонов рассмотрел рынок логистики. Всем известно по собственному опыту, что если сервис такси кардинально трансформировался за последние годы за счет digital-решений (в которые органично встроены и финсервисы), то в других секторах транспортных перевозок инновационный потенциал остается колоссальным. Другие перспективные направления, на которые нацелен Сбербанк в парадигме «центров внимания», — это сферы электронного образование и здравоохранения.

По-своему интерпретирует вызовы «экономики внимания» Тинькофф Банк, который недавно представил яркую новацию в онлайн-обслуживании. Это «Тинькофф истории» в мобильном приложении — мультимедийные слайды на разные темы, интересные потребителю, не обязательно связанные с финансовыми услугами. Аналогичный формат «историй» популярен в Instagram и других социальных сетях. «Денежные траты людей делятся на две категории: обязательные (с негативным подтекстом) и желательные (с позитивным подтекстом), — поделился своим мнением Михаил Евдокимов, вице-президент Тинькофф Банка, — мы автоматизируем рутинные процессы, предоставляя пользователям таргетированного гида по яркой стороне жизни. В том числе используем для этого различные подходы из области искусственного интеллекта».

Будь открытым

Концепция Open API, открытых программных интерфейсов, в России пока не такая злободневная тема, как в Евросоюзе, где в этом году вступила в силу PSD2, вторая платежная директива. Тем не менее сама логика развития рынка, в том числе в плоскости сотрудничества банков и финтех-компаний, диктует необходимость развивать это направление, убеждены участники Форума.

 

Фото: Futurebanking.ru

Фото: Futurebanking.ru

Рассказывает Евгений Голод, руководитель направления Open API Ассоциации «ФинТех»: «Что касается участников Ассоциации, практически у всех стратегия работы с Open API уже есть — как минимум в голове, а у некоторых и на бумаге. Подход к инвестициям в это направление пока осторожный, но работа ведется, об этом можно судить и по выступлениям на Форуме. Пожалуй, ключевой вопрос такой: как банк будет существовать на рынке, в котором станут возможны Open API? Причем постановка вопроса — в плоскости не столько технологии, сколько бизнеса, его стратегии. Кто мы на новом рынке? “Bank as a platform” или “bank as a service”? Может быть, маркетплейс или банковская экосистема? Все это, согласитесь, разные модели существования. Если моя история — это BaaS, то я вкладываюсь в базовые банковские компетенции, KYC, риски, регуляторные вещи и пр. и становлюсь конкурентоспособной платформой для финтех-стартапов, которые станут на этой основе строить продуктовые фабрики. Пока скорее все видят себя маркетплейсами, хотя со временем нишевые платформенные игроки тоже появятся, а скорее выделятся из числа традиционных банков».

Практическим опытом интеграции внешних сервисов в интернет-банк поделился Сергей Паршиков, директор проектов дивизиона «Цифровой корпоративный банк» Сбербанка. Экосистема для бизнес-клиентов Банка насчитывает более 30 сервисов, в том числе 19 небанковских, поделился эксперт. Для партнеров предусмотрено несколько версий API, позволяющих получить доступ не только к информационному, но и к платежному функционалу. Создан специализированный портал разработчиков developer.sberbank.ru.

Будь стартапом

В «битве инноваторов» сошлись десяток стартапов, работающих в разных направлениях финтеха: кредитование, автоматизация и визуализация бизнес-процессов, скоринговые технологии и пр. Члены жюри из числа банковских IT-директоров указали на то, что из сферы внимания предпринимателей часто выпадает собственно продукт, который более всего интересует банкиров. Иногда презентация инновационного стартапа, по сути, представляет собой продажу услуг по разработке софта, подметил Денис Сотин из Росбанка.

Амбиции участников питчей, увы, не имеют глобального масштаба, что, впрочем, не умаляет их утилитарной ценности и инвестиционной привлекательности в своей весовой категории. Ряд проектов нацелен на предоставление сервисов банкам: DataFabric предлагает систему проверки контрагентов на основе семантических технологий, Scorista — психологическую оценку личности заемщика. Другие стартапы видят возможности в «недообслуженной» банками аудитории: Arenza занимается лизингом для МСБ, Penenza привлекает займы для бизнеса от физлиц, «Мои инвестиции» создают маркетплейс для начинающих инвесторов. Свежую идею для российского рынка презентовала Ирина Цветкова, основатель «Платформы» — онлайн-площадки, которая позволяет найти финансирование для судебного процесса, создает нетривиальную коммуникационную среду для инвесторов и участников судебных разбирательств. Такую модель, «financing litigation», в том числе на принципах краудфандинга, эксплуатируют несколько успешных западных стартапов. Этот проект получил приз зрительских симпатий Форума. А победителем «битвы» был объявлен проект iDVP — платформа интерактивной визуализации данных, презентация возможностей которой действительно имела вау-эффект у аудитории. Также дипломы получили проекты Arenza и Data Fabric.

«Где же disruptive — по-настоящему прорывные, меняющие рынки инновации?» — сетовали в кулуарах участники Форума. Действительно, обсуждаемые инновации выглядели буднично, а от спекулятивной тематики блокчейна организаторы Форума разумно отстранились. Банковские IT-директора рассуждали об этой технологии в сугубо утилитарном ключе. Андрей Попов из Райффайзенбанка упомянул об экспериментальной сделке по ценным бумагам с использованием блокчейна, в которой помимо Банка были задействованы Национальный расчетный депозитарий и Мегафон. Что касается потенциала технологии, банкир провел остроумную параллель с Linux — распространенной opensource операционной системой, занимающей свою нишу в IT-ландшафте. Блокчейн, в частности механизм смарт-контрактов, может быть эффективно задействован при автоматизации некоторых направлений, таких как торговое финансирование, пришли к консенсусу банковские CIO.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ