Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Уже c 28 февраля по 6 марта 2022 года на фоне новостей о приостановке МПС в России наблюдался почти пятикратный рост интереса к картам «Мир» в интернете. Мы решили исследовать предложения карты «Мир» от крупнейших банков. За период 9–11 марта исследованы онлайн-заявки топ-15 (за исключением Сбера) банков по портфелю вкладов физлиц на мобильных платформах IOS и ANDROID. Главный вопрос был такой: у кого проще и быстрее получить карту? Мы обнаружили следующее:
В полных материалах исследования публикуются данные о скорости посадочных страниц, позициях банков в органическом поиске на запрос «карта “Мир”», вариантах получения согласий на использование cookies и персональных данных, количестве полей анкет, их автоматизации и ошибках, наличии и ясности коммуникации в основных каналах, способах получения дебетовой карты и др.
Этой же методикой мы пользовались, когда проводили исследования по активным продуктам — кредитным картам и потребительским кредитам. Мы описали лучшие практики и обратили внимание на моменты, которые можно поправить или изменить.
Результаты исследования были позитивно встречены заказчиками: все без исключения банки, которые приобрели материалы исследования с консультацией, дали нам хорошую обратную связь. Мы услышали, что наша работа позволила ответить на следующие часто задаваемые вопросы:
Российские банки оценили потребность в платежных картах до конца года в 115–120 млн штук, сообщает «Коммерсантъ».
Ежегодно все российские банки выпускали около 150 млн карт, включая карты международных платежных систем. Теперь с учетом миграции из санкционных банков, а также переориентации на карты «Мир» и UnionPay до конца года им может потребоваться 160–170 млн карт.
Но Роман Прохоров, глава ассоциации «Финансовые инновации», считает, что запрос банков явно исходил из вчерашних реалий, когда у активных пользователей было по десять и более карт разных банков и платежных систем: «В новых условиях уже сократилось число доступных систем, и в ближайшее время начнут ужесточаться условия по картам — сокращаться кэшбэки, расти стоимость обслуживания, а условия будут унифицироваться, что резко снизит потребность наличия карт нескольких банков».
Мария Михайлова, исполнительный директор НПС, добавила, что объем выпуска «может быть снижен за счет целого ряда факторов: от продления сроков действия карт до стимулирования потребителей не использовать физические карты и внедрения новых методов оплаты». Как отметили в ЦБ, сегодня активно растет популярность виртуальных карт, что снижает запрос на «банковский пластик» со стороны граждан.
На 11 марта 2022 года сервис wordstat.yandex, занимающий 60% (см. приложение 1) рынка поиска, показывал более 1300 ежемесячных поисковых запросов с участием словосочетания «карта “Мир”», топ-15 запросов приведены в табл. 1. С учетом доли поиска Google общее количество запросов в феврале составило более 2 млн.
Рис. 1. Доля поиска за последний месяц в России по дням
Таблица 1. Топ-15 поисковых запросов включающих словосочетание «карта “Мир”» по данным wordstat.yandex
Запрос |
Количество в месяц |
Карта «Мир» Сбербанк |
392 454 |
Карта «Мир» банк |
100 675 |
Оформить карту «Мир» |
93 665 |
Кэшбэк + по карте «Мир» |
78 421 |
Карта «Мир» Тинькофф |
72 436 |
Лучшая карта «Мир» |
65 484 |
Карта «Мир» ВТБ |
65 251 |
Заказать карту «Мир» |
61 218 |
Оплата картой «Мир» |
58 442 |
Сбербанк онлайн карта «Мир» |
56 681 |
Можно ли картой «Мир»… |
55 500 |
Суть карты «Мир» |
52 744 |
Карта «Мир» сколько… |
52 584 |
Обслуживание карты «Мир» |
47 122 |
Бесплатная карта «Мир» |
44 998 |
Всего |
1 297 675 |
Если говорить об уже отмеченном росте интереса к картам «Мир», из данных wordstat.yandex мы видим, что за неделю с 28 февраля по 6 марта количество запросов увеличилось в 4,5 раза (см. рис. 2).
Рис. 2. Недельная динамика запросов на карту «Мир» по данны wordstat.yandex
Отметим, что почти три четверти этих запросов были с мобильных устройств, как показано на рис. 3. Это говорит о том, что при создании процесса быстрого рекрутмента нового клиента надо в первую очередь фокусироваться на мобильных устройствах.
Рис. 3. Доля мобильных запросов 73,5%
Таким образом, прогнозируя дальнейший рост интереса банков и потребителей к карте «Мир», мы решили исследовать пользовательский опыт от поиска и заполнения заявки до договоренности о месте и времени получения карты.
Перед началом исследования мы поставили перед собой следующие верхнеуровневые вопросы, которые позволяют начать исследовательскую работу:
Мы провели исследования онлайн-анкет от 15 банков, изучили 63 параметра, объединенных в шесть групп:
Для исследователей были созданы опросные листы в электронных таблицах, которые заполнялись сразу после окончания заполнения онлайн-заявки.
Все факторы в таблице были разбиты на пять типов по важности, с точки зрения экспертов — организаторов исследования. Веса этих факторов соответственно составляли от 5 до 25 с шагом 5.
Отдельное внимание уделено исследованию коммуникации в каналах «Электронные письма» и «Текстовые сообщения» (СМС/Push-уведомления).
Фиксировались все сообщения и предложения, не связанные с запросом на карту, например предложение оформить другие банковские продукты, наличие предложения продуктов или услуг от партнеров банка.
Мы обращали внимание на то, насколько персонализированы обращения в разных каналах, насколько они понятны.
Все данные были сведены в таблицу, на основании которой и был создан итоговый рейтинг. Данные были собраны в период с 9 по 11 марта 2022 года.
Мы рассмотрели заполнение заявок банков на основных мобильных платформах:
iOS — 23% рынка и Android — 77% рынка (см. рис. 4).
iOS — 23% рынка и Android — 77% рынка (см. рис. 4)
Таким образом, в рамках исследования мы охватили большинство вариантов реализации пользовательского сценария. Распределение платформ, операционных систем, поиска по банкам (см. рис. 4).
Исследование было направлено на изучение лучшего опыта привлечения новых клиентов, и эти механизмы существенно разнятся между банками, которым некого больше привлекать, и теми, кто активно ищет новых клиентов.
У Сбербанка на сегодняшний день почти 100%-ный охват клиентской базы и прекрасная возможность моментального выпуска карты «Мир» в своем приложении, которое на сегодняшний день является лидером в России по показателю отношения ежедневных пользователей к числу ежемесячных пользователей (показатель DAU/MAU). То есть Сбербанк имеет наилучшие шансы как сохранения существующих клиентов, так и быстрого кросс-сейла любых продуктов и сервисов своим клиентам.
В отличие от Сбербанка, перед остальными банками стоят задачи эффективного и низкозатратного привлечения новых клиентов . Именно поэтому мы исключили Сбер и сфокусировались на крупных банках, которым надо не только сохранять, но и расширять клиентскую базу. Анализ опыта обработки онлайн-заявок таких банков будет наиболее интересен всем остальным.
Мы отобрали топ-15 банков (исключив Сбер), являющихся лидерами по портфелю вкладов физлиц (см. табл. 2).
Таблица 2. Топ-15 банков-лидеров по портфелю вкладов физических лиц
№ |
Банк |
Вклады ФЛ на 31.01.2022, рублей |
Сбербанк (справочно) |
15 285 226 990 |
|
1. |
ВТБ |
5 100 141 334 ₽ |
2. |
Альфа-Банк |
1 813 467 374 ₽ |
3. |
Газпромбанк |
1 475 107 805 ₽ |
4. |
Россельхозбанк |
1 341 921 716 ₽ |
5. |
Банк «Открытие» |
880 557 927 ₽ |
6. |
Тинькофф Банк |
690 222 829 ₽ |
7. |
Райффайзенбанк |
669 680 509 ₽ |
8. |
Московский Кредитный Банк |
508 834 294 ₽ |
9. |
Совкомбанк |
498 955 499 ₽ |
10. |
Почта Банк |
351 474 417 ₽ |
11. |
Росбанк |
332 014 250 ₽ |
12. |
СМП Банк |
285 982 214 ₽ |
13. |
ЮниКредит Банк |
284 664 711 ₽ |
14. |
Банк «Санкт-Петербург» |
260 291 214 ₽ |
15. |
Хоум Кредит Банк |
186 318 565 ₽ |
Исследование будет полезно широкому кругу руководителей финансовых институтов, принимающих стратегические решения, в частности членам правлений банков и топ-менеджерам, курирующим продажи, цифровую трансформацию, цифровой офис, клиентский сервис, маркетинг, IT и технологическую поддержку продаж и маркетинга, ИБ (особенно в части задач привлечения новых клиентов).
Рекомендуем его руководителям следующих подразделений:
И, конечно, рекомендуем исследование руководителям продукта «Карта “МИР”», если они привлекают или планируют привлекать новых клиентов через интернет-каналы.
В закрытой (подписной) части исследования в виде наблюдений, тезисов, выводов, рекомендаций с использованием наглядных скриншотов и роликов показано, как в исследованных банках реализованы те или иные функции, облегчающие потенциальному клиенту заполнение анкеты и коммуникацию с банком или создающие трудности.
Для заказа исследования и дополнительной информации обращайтесь:
Екатерина Маслова
+7 (499) 404 2069
Вячеслав Семенихин
+7 (985) 999 3771
Первые государственные банки располагались в бывших частных домах и даже на монастырском подворье, а первое здание, построенное специально для банка, появилось в 1783 году по Указу императрицы Екатерины II о строительстве в Санкт-Петербурге Ассигнационного банка
В 2023 году Бизнес Платформа ВТБ для малого и среднего бизнеса выиграла в специальной номинации Премии инноваций и достижений финансовой отрасли FINAWARD. О развитии нового интернет-банка для бизнеса «Б.О» рассказал Александр Александров, начальник управления «Интернет-банк», вице-президент ВТБ
В последние годы участились споры о том, какой метод делегирования бизнес-процессов эффективнее: инсорсинг или аутсорсинг? Выбирать что-то одно совсем не обязательно. Рассмотрим, как работать с гибридной моделью, которая сочетает в себе преимущества обеих систем
Первые государственные банки располагались в бывших частных домах и даже на монастырском подворье, а первое здание, построенное специально для банка, появилось в 1783 году по Указу императрицы Екатерины II о строительстве в Санкт-Петербурге Ассигнационного банка
В рамках акции банк перечисляет один рубль за каждую покупку еды в супермаркетах, кафе и ресторанах в период с 30 сентября по 30 октября 2024 года в благотворительный фонд «Дари еду» на развитие проекта «Социальные кухни»