Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
В прошлом году, выпуская в свет первое исследование «Скорость и дружелюбие» при работе с онлайн-заявками на кредитные карты, мы глазами нового для банка клиента детально изучили пользовательский опыт заполнения заявок в 15 банках, подчеркнули лучшие практики и обратили внимание на моменты, которые можно поправить или изменить.
Результаты исследования были доброжелательно встречены заказчиками: все без исключения банки, которые приобрели материалы исследования с консультацией, дали нам хорошую обратную связь. Мы услышали, что наша работа позволила ответить на следующие часто задаваемые вопросы:
Поэтому мы решили повторить исследование на примере похожего продукта — потребительского кредита.
Если кредитная карта — самый популярный кредитный продукт в количественном отношении, то потребительский кредит — это востребованный продукт по ежемесячным продажам в штуках и по портфелю. За 2021 год банки выдали населению около 4,5 трлн рублей потребительских кредитов. Количество выдаваемых кредитов растет и достигло рекордных 1 637 478 шт. (данные НБКИ) в декабре 2021 года (см. рис. 1).
Средний размер выдаваемого кредита имеет сезонную динамику и составил 262 тыс. рублей в 2021 году (см. рис. 2).
Соответственно растет и число заявок на потребительский кредит. В прошлом году это их количество составило 42 652 325 шт., 71% пришелся на online-заявки (см. рис. 3).
Именно эти заявки являются драйвером роста, и доля их продолжала расти на протяжении 2021 года, достигнув 73-74% (см. рис. 4).
Доля онлайн-заявок превышает 50% во всех сегментах, но максимальна как раз в среднем сегменте по запрашиваемой сумме (30–300 тыс. рублей) (см. рис. 5).
Важно отметить, что конверсия дистанционных заявок уступает конверсии классических офисных заявок и составляет в среднем всего 27,8%, в то время как в офлайн одобряется каждая вторая заявка — 49,1% (см. рис. 6).
При этом если в 2020 году количество выдач по онлайн-заявкам не достигало половины общего числа выдач потребительских кредитов, то в 2021 году эти выдачи составили 57% по количеству и их количество будут продолжать расти.
Таким образом, внутри сегмента потребитеских кредитов именно онлайн-заявки стали лидером по количеству и главным драйвером получения нового кредитного портфеля. Если банк хочет предлагать потребительский кредит сегодня и в будущем, то надо уметь это делать в онлайне.
Мы фокусируемся на исследовании «Скорость и дружелюбие» от процессо заполнения онлайн-заявок до получения одобрения на кредит или отказа.
Перед началом исследования мы поставили перед собой следующие верхнеуровневые вопросы для начала исследовательской работы:
Мы провели исследования онлайн-анкет от 15 банков, изучили 88 параметров, объединенных в шесть групп:
Для исследователей были созданы опросные листы в электронных таблицах, которые заполнялись сразу после окончания заполнения онлайн-заявки.
Все факторы в таблице были разбиты на пять типов по важности, с точки зрения экспертов — организаторов исследования. Веса этих факторов составляли от 5 до 25 с шагом 5.
В блоке «Дружелюбие» с отрицательным знаком учитывались те факторы, которые создавали трудности при заполнении анкет, например ошибки на посадочных страницах или в дополнительных номерах телефона для связи, указание СНИЛС или какое-то новое поле, данные для заполнения, которые не обязательно находятся под рукой или требуют дополнительного напряжения от заполняющего.
Отдельное внимание было уделено исследованию коммуникации в каналах «Электронные письма» и «Текстовые сообщения» (СМС/Push-уведомления).
Для тех, кто не получил одобрения на потребительский кредит от банка, фиксировались все сообщения, не связанные с этим запросом, например предложение оформить дебетовую карту, предложения продуктов или услуг от партнеров банка.
Мы обращали внимание на то, насколько персонализированы обращения в разных каналах, насколько они понятны. Все данные были сведены в таблицу, на основании которой и был составлен итоговый рейтинг. Данные были собраны в период с 5 по 25 января 2022 года.
Поскольку нами планируется продолжить исследовательскую работу и расширить ее на остальные банковские продукты, мы решили, что по возможности будем исследовать реализацию поиска и заявок максимально широко. Мы рассмотрели заполнение заявок банков на всех основных мобильных и десктоп-платформах: iOS (24% рынка) и Android (76% рынка см. приложение 1) для мобильных анкет; MAC (4,4%) и Windows (94% см. приложение 2) для заполнения со стационарного компьютера или ноутбука.
Один из экспертов, комментирующих исследование, спросил, зачем мы исследовали заявку на макбуках. Наш ответ: из уважения к потенциальным покупателям исследования, которые пользуются этими продуктами. Мы уверены, что среди наших покупателей, читающих это исследование, доля использующих макбуки несколько выше, чем у средней аудитории.
Мы смотрели также, как онлайн-заявка реализована в трех основных браузерах, суммарно представляющих почти 80% рынка: Yandex (25%), Chrome (40%) и Safari (13%), (см. приложение 3).
При поиске мы использовали два основных в России поисковых решения — Yandex (60%) и Google (38% рынка запросов) (см. приложение 4).
Приложение 4
Отметим, что, несмотря на заметное доминирование «Яндекса» на поисковом рынке России, мы обнаружили, что на платформах/в операционных системах IOS и MacOS это доминирование менее выражено: доля поиска Google стремительно растет и уже достигает 45% (см приложение 4.1 и 4.2). Особенно этот тренд бросается в глаза для MacOS (приложение 4.2).
Приложение 4.1. Доля поиска на платформе IOS
Приложение 4.2. Доля поиска на платформе MacOS
Таким образом, в рамках исследования мы охватили большинство вариантов реализации пользовательского сценария.
Исследование было направлено на изучение лучшего опыта привлечения новых клиентов и предназначено в первую очередь для тех банков, которые, как в том анекдоте, хотят бежать быстрее конкурента.
Каналы и способы привлечения клиентов на конкретный продукт для Сбера, у которого более 100 млн клиентов, сильно отличаются от тех же показателей банка, доля которого на рынке составляет единицы процентов или меньше.
Наши исследователи тестировали заявки только тех банков, в которых не были клиентами последние пять лет по любому из продуктов. Мы не смогли найти исследователей, которые не были бы клиентом Сбера по какому-либо из банковских продуктов в течение пяти лет.
Ценность исследования максимальна как раз для тех банков и МФО, которые хотят экстенсивно расти и ищут НОВЫХ клиентов именно в онлайн-каналах. Как работает анкета для того потенциального клиента, с которым банк никогда не работал? В этой связи необходимо изучать сравнимую практику привлечения. Сбер здесь — не пример.
С 1 января вступили в действие новые правила формирования кредитного рейтинга. Это означает, что для граждан растет значимость кредитного рейтинга как объективного индикатора их финансовой репутации и кредитоспособности, а следовательно, возможностей по получению кредитов на льготных условиях.
В этой ситуации мы решили посмотреть, как банки относятся к двум типам потенциальных клиентов — тем, у кого еще нет кредитного рейтинга или он низок, и к тем, у кого он достаточно высокий и с максимальной вероятностью обещает получение кредита.
Владимир Шикин, заместитель директора по маркетингу в НБКИ
Мы, в НБКИ, с 2020 года следим за особенностями кредитования в online-каналах. Это быстрорастущий сегмент, со своими особенностями и законами. Его системное изучение методом «Тайный покупатель», на мой взгляд, интересно само по себе.
В исследовании применена сегментация тайных покупателей перед подачей заявки в банк с помощью персонального кредитного рейтинга (ПКР). Это важно, так как дает возможность получить объективные данные в отношении политик исследуемых банков. Клиентский путь в банках выстроен по-разному для клиентов с ПКР 150 и с ПКР 750. В этом плане результаты исследования особенно важны, так как дают представление о процессах как для «хороших» заемщиков, так и для проблемных.
За такими исследованиями — будущее. Методика сегментации тайных покупателей до начала работы исследовательской группы дает новый толчок инструменту изучения как своих процессов, так и для референтного анализа. Использование ПКР, который рассчитывается бесплатно и без ограничений в НБКИ, в этом случае оправданно и эффективно.
За основу мы взяли самый популярный в России персональный кредитный рейтинг (ПКР) от НБКИ, который каждый исследователь получил в личном кабинете на сайте. Пример новой калибровки ПКР приведен в приложении 5.
В приложении 6 указана статистическая вероятность получения одобрения кредита для категорий ПКР: для шкалы 912+ она составляет 63%, а для 179- — всего 8,1%.
Поэтому мы взяли в качестве исследователей две группы: группу с рейтингом 912+ (для максимизации одобрения) и группу 179- (для изучения коммуникации в случае отказа банка): как и что предлагают в случае отказа в потребительском кредите.
Мы отобрали 16 банков (исключив Сбер), либо являющихся лидерами по портфелю потребительских кредитов (топ-10), либо активно представленных в поиске в интернете, по данным компании Similarweb. В итоговый список попали следующие банки (в алфавитном порядке):
Исследование будет полезно широкому кругу руководителей финансовых институтов, принимающих стратегические решения, в частности членам правлений банков и топ-менеджерам, курирующим:
Рекомендуем его руководителям следующих подразделений:
И, конечно, рекомендуем это исследование руководителям продукта «Потребительский кредит», если они привлекают или планируют привлекать новых клиентов через интернет-каналы.
В закрытой (подписной) части исследования в виде наблюдений, тезисов, выводов, рекомендаций с использованием наглядных скриншотов и роликов показано, как в исследованных банках реализованы те или иные функции, облегчающие потенциальному клиенту заполнение анкеты и коммуникацию с банком или создающие трудности.
Для заказа исследования и дополнительной информации обращайтесь:
Екатерина Маслова
+7 (499) 404 2069
Вячеслав Семенихин
+7 (985) 999 3771
Первые государственные банки располагались в бывших частных домах и даже на монастырском подворье, а первое здание, построенное специально для банка, появилось в 1783 году по Указу императрицы Екатерины II о строительстве в Санкт-Петербурге Ассигнационного банка