Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Во втором квартале 2025 года профильные ведомства представят в Правительство РФ доклады о развитии биржевых торгов инструментами снижения выбросов парниковых газов. Один из таких инструментов — зеленые сертификаты. Представители Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи сообщали о планах в 2025 году опробовать торги этим инструментом. В прошлом году предпринимались попытки организовать оборот сертификатов с помощью цифровых прав — цифровых финансовых активов (ЦФА) и утилитарных цифровых прав (УЦП). Посмотрим на перспективы формирующегося рынка: факторы ценообразования и возможности для торговли
Зеленые сертификаты — это сертификаты происхождения электрической энергии. В законодательстве они появились 01.02.2024, регулируются гл. 7.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».
Основная цель — снизить загрязнение окружающей среды. Поэтому сертификаты и называют зелеными (экологичными).
Цель достигается за счет развития рынка электроэнергии, сгенерированной из возобновляемых источников энергии (ВИЭ) — на ветряных, солнечных, атомных и других подобных станциях.
Работает это так:
Цена сертификата определяется рыночными факторами. На них влияет законодательное регулирование: государство ограничивает предложение и стимулирует спрос, что формирует рыночную стоимость — котировку. В результате зеленые сертификаты приобретают свойства финансового актива.
Эмитировать сертификаты вправе только уполномоченная компания. Координирует этот процесс организация, подконтрольная ассоциации НП «Совет рынка».
Сертификаты эмитируются в пользу владельца станции ВИЭ. Владелец станции ВИЭ может продать сертификаты любому лицу, даже если это лицо не является потребителем энергии — сертификаты и энергия обращаются независимо друг от друга.
Дальше перепродавать сертификаты можно неограниченное число раз, пока не истечет срок их действия или очередной покупатель не погасит сертификат — не решит воспользоваться удостоверенными правами.
Оборачиваются и погашаются сертификаты посредством записей об операциях в реестре. Реестр ведет компания-эмитент.
Законодательство ограничивает объем предложения физическими факторами. Сертификаты могут эмитироваться:
Соответственно, предложение сертификатов на рынке может увеличиться за счет роста числа квалифицированных станций ВИЭ или объема выработанной на них энергии.
На предложение также могут влиять владельцы квалифицированных станций ВИЭ — сертификаты эмитируются только по их запросу.
Сертификаты нужны тем, кому требуется подтвердить экологичность используемой энергии.
Потребители, которые не являются участниками оптового рынка электроэнергии и мощности, получают энергию из общего «котла»: в нем смешивается зеленая энергия с углеродной. Определить источник энергии из общей энергетической сети невозможно. Банк России рассматривает это обстоятельство как один из проблемных вопросов, который публичным компаниям и эмитентам ценных бумаг стоит учитывать в стратегии устойчивого развития (п. 5.2 Рекомендаций в информационном письме Банка России от 29.12.2023 № ИН-02-28/76).
Сертификат решает этот вопрос: обладатели сертификатов могут утверждать, что используют зеленую сертифицированную энергию. Но только лишь утверждать — не известно точно, какая энергия была потреблена. Сертификат лишь подтверждает, что зеленая энергия эквивалентного объема была выработана фактически.
Методом исключения можно считать, что все остальные потребители получают из котла либо углеродную энергию, либо зеленую, но не сертифицированную, а потому не могут публично заявлять о своей экологичности.
До того как появилась система сертификации, подтвердить экологичность потребляемой энергии можно было двумя способами: заключить договор на покупку энергии непосредственно из станции ВИЭ или приобрести саму станцию ВИЭ. Сейчас атрибуты генерации можно также получить по договору купли-продажи энергии или путем учета этих прав в специальной информационной системе, но сертификаты все же эффективнее для оборота: упрощают сделки с атрибутами генерации и позволяют создать ликвидность.
Подтверждать экологичность своей энергии требуется тем, кто стремится соответствовать законодательным ограничениям или условиям входа на некоторые рыкни. Именно эти факторы определяют уровень спроса на сертификаты.
В некоторых странах для компаний установлены квоты на выбросы парниковых газов или потребление зеленой энергии. Если лимит не соблюдается, наступают негативные последствия. Зеленые сертификаты учитываются при оценке выполнения целевых показателей. В Великобритании, к примеру, такую функцию выполняют Renewables Obligation.
В России выбросы парниковых газов пока квотируются в экспериментальном режиме в соответствии с Федеральным законом от 06.03.2022 № 34-ФЗ. Эксперимент проводится только на территории Сахалинской области, но может быть распространен и на другие регионы. Квота представляет собой величину допустимых выбросов парниковых газов. За превышение этого лимита надо будет внести плату в бюджет. Атрибуты генерации позволяют учитывать зеленую энергию при расчете объемов выбросов.
По мере распространения квот по территории России спрос на зеленые сертификаты будет увеличиваться.
Налогообложение может использоваться в качестве стимула для потребления экологичной энергии или барьера для генерации неэкологичной.
В России фискальные меры все еще разрабатываются. Банк России в рамках решения задач развития финансового рынка планирует проработать предложения о мерах поддержки, в том числе о налоговых льготах как для организаций, выпускающих инструменты финансирования устойчивого развития, так и для инвесторов в такие инструменты.
Пока же законодательство позволяет субъектам Российской Федерации самостоятельно вводить налоговые льготы в рамках эксперимента по сокращению выбросов парниковых газов (ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 06.03.2022 № 34-ФЗ).
В некоторых государствах процесс уже запущен. К примеру, в феврале 2024 года в Узбекистане принят закон о налоговых льготах при продаже зеленых сертификатов (Закон Республики Узбекистан от 07.02.2024 № ЗРУ-906).
С 2023 года в Евросоюзе применяется трансграничное углеродное регулирование (Carbon Border Adjustment Mechanism) — тариф на импортируемые углеродоемкие товары в рамках квот на выбросы. Для компенсации выбросов импортеры должны будут приобретать зеленые сертификаты.
Банк России рекомендовал российским компаниям учитывать риски дополнительных расходов, связанных с возможным введением трансграничных углеродных сборов для экспортируемой продукции не только в странах ЕС, но и в других государствах (приложение 2 к письму Банка России от 29.12.2023 № ИН-02-28/76). Стратегия развития финансового рынка России до 2030 года также предполагает учет иностранного регулирования по введению трансграничных углеродных налогов (п. 3 разд. III Стратегии, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.12.2022 № 4355-р).
С развитием фискального регулирования как в России, так и в иностранных государствах, импортирующих российскую продукцию, спрос на зеленые сертификаты должен повышаться.
Одним из механизмов государственного регулирования углеродной нейтральности является требования к маркировке продукции по уровню углеродного следа. Правительство РФ в Стратегии национально-экономического развития страны указало, что некоторые государства для защиты национальных рынков планируют запреты на продажу и использование углеродоемкой продукции, а также на маркировку продукции в соответствии с национальными критериями экологичности и энергоэффективности (распоряжение Правительства РФ от 29.10.2021 № 3052-р).
Российским экспортером придется учитывать такие требования и подтверждать экологичность своей продукции для конкуренции на местных рынках. Но для этого потребуется еще проработать вопрос о взаимном международном признании зеленых сертификатов.
Зеленые сертификаты могут потребоваться, чтобы привлечь финансирование.
Объем выбросов парниковых газов и объем потребленной энергии из ВИЭ рассматриваются как критерии оценки для ESG-рейтингов, на основании которых принимаются инвестиционные решения (п. 4 Рекомендаций в письме Банка России от 30.06.2023 № ИН-02-05/46).
Таксономия ESG-проектов в качестве одного из критериев также предусматривает снижение выбросов парниковых газов (п. 4.19 разд. II Критериев, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.09.2021 № 1587). Без выполнения этого критерия невозможно будет привлечь финансирование для такого проекта.
Банк России рекомендовал финансовым организациям учитывать в качестве правового риска своих клиентов невыполнение законодательства в сфере углеродного регулирования, в том числе о квотировании выбросов парниковых газов, а также принимать меры по снижению климатических рисков клиентов и контрагентов, которые управляют ими недостаточно хорошо (п. 2.4 письма Банка России от 04.12.2023 № ИН-018-35/60).
В связи с этим Банк России указал компаниям с большим объемом выбросов парниковых газов на риск повышения стоимости заемного фиксирования и снижения инвестиций на фоне учета климатических рисков финансовыми организациями (приложение 2 к письму Банка России от 29.12.2023 № ИН-02-28/76).
В феврале 2025 года Банк России сообщил, что финансовые организации принимают недостаточные меры по учету климатических рисков, поэтому регулятор намерен усилить стимулирование в этой области.
Рост барьеров для доступа к финансам и инвестициям должен подстегнуть интерес к зеленым сертификатам.
Организованные торги
Законодательное регулирование зеленых сертификатов создано как раз для того, чтобы сформировать систему их обращения. Это следует из пояснительной записки к законопроекту № 196167-8, который был принят в виде закона об атрибутах генерации.
Регуляторы нацелены сформировать именно биржевую торговлю экологическими инструментами, причем не только зелеными сертификатами. Банк России в разработанных им основных Направления развития финансового рынка РФ на 2024 год и период 2025 и 2026 годов сообщил о продолжении работы по развитию системы биржевой торговли углеродными единицами.
Правительство РФ во втором квартале 2025 года рассмотрит доклады об определении юридического статуса углеродных единиц и единиц выполнения квот в целях их обращения на организованных торгах, а также вопросы развития организованных торгов инструментами снижения выбросов парниковых газов. Это следует из плана мероприятий (дорожной карты) развития организованной (биржевой) торговли на отдельных товарных рынках на 2023–2025 годы, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 23.12.2022 № 4140-р.
Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа планирует в 2025 году опробовать торги зелеными сертификатами с помощью поставочных фьючерсов, но для этого, по словам представителей биржи, потребуется еще корректировка регулирования.
Некоторые государства уже организовали биржевые торги зелеными сертификатами. К примеру, 25.02.2025 о первой сделке сообщила одна из бирж Казахстана.
Оборот с помощью цифровых прав
ЦФА и УЦП способны обеспечить оперативный оборот сертификатов вне биржевых торгов. Для этого требуется наработать соответствующую практику и, возможно, скорректировать законодательство.
В январе 2024 года на площадке СПб биржи впервые выпущены цифровые права для организации оборота зеленых сертификатов. Это случилось еще до вступления в силу законодательного регулирования атрибутов генерации, но пример все равно показательный.
Структура выпуска предусматривает эмиссию гибридного цифрового права, включающего одновременно ЦФА и УЦП:
Получается, что инвестор предоплачивает сертификаты и услуги по их погашению, но вернуть предоплату до момента поставки сертификатов может лишь частично.
С учетом уже действующего регулирования атрибутов генерации такая структура выпуска может оказаться небесспорной. УЦП могут удостоверять право потребовать оказания услуг, но с передачей сертификатов возникнут вопросы. Помимо услуг, работ и результатов интеллектуальной деятельности УЦП могут быть связаны с передачей лишь вещей (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 02.08.2019 № 259-ФЗ). Сертификат в качестве электронного документа квалифицируется как информация (п. 11.1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ). Относить информацию к категории вещей весьма сомнительно. Регуляторы рассматривают зеленые сертификаты не как вещи, а как «иное имущество» (письмо Минфина России от 15.06.2021 № 03-07-12/47276). Признать зеленый сертификат результатом интеллектуальной деятельности тоже вряд ли получится.
Описанные законодательные ограничения не являются критичными: они не препятствуют обороту зеленых сертификатов с помощью цифровых прав. Концептуально такой оборот возможен уже сейчас: например, с помощью моделей оказания услуг, связанных с зелеными сертификатами, но такие механизмы требуют детальной проработки структуры выпусков цифровых прав и апробации на практике.
Подобные услуги могут быть востребованы потребителями энергии, которые хотят сократить транзакционные издержки на приобретение и погашение зеленых сертификатов. Спрос на такие услуги может подтолкнуть развитие трейдинговой (агентской) деятельности.
Банк России довольно оптимистично смотрит на цифровизацию в этой области: регулятор прогнозирует рост спроса на зеленую энергию в странах-лидерах в области цифровизации, что, по его мнению, открывает новые возможности для компаний в сфере децентрализованных финансов (п. 5 приложения 2 к письму Банка России от 29.12.2023 № ИН-02-28/76).
С 2025 года Фонд «Дари еду» запустил инициативу по организации коллективных обедов для пожилых людей, направленных на борьбу с одиночеством и улучшение их эмоционального состояния. Тестовое массовое кормление прошло в первую неделю марта.