Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Андрей Григоров (R-Style Softlab): В России идеи развития API исходят от банков
26.12.2016 Интервью

Андрей Григоров (R-Style Softlab): В России идеи развития API исходят от банков

Андрей Григоров, ведущий эксперт, IТ-архитектор систем электронного банковского обслуживания компании R-Style Softlab, поделился своим видением перспектив развития в России практик работы с отрытыми банковскими данными с использованием API


— Андрей, на ваш взгляд, открытие банками и платежными системами своих API — это дань моде, выполнение требований регуляторов или веление бизнеса?

— Я считаю, что распространение в настоящее время идей открытых API является закономерным этапом развития банковского ПО, в частности систем ДБО. Если проследить эволюцию систем дистанционного обслуживания, то можно заметить, что сейчас открытые API создаются на базе опыта, накопленного десятилетиями.

Вначале финансовые учреждения развивали интернет-банкинг. В этот период решались вопросы интеграции с бэк-офисными системами, дорабатывались АБС, на стороне которых создавался приватный API, предоставляющий интернет-банку доступ к информации об используемых клиентами банковских продуктах и проводимых с ними операциях.

Следующим этапом, который, к слову, еще не завершился, стало развитие приложений мобильного банкинга. На первых порах через мобильные приложения предоставлялись информационные сервисы, такие как просмотр списка счетов, получение информации о проведенных транзакциях и просмотр остатка на карточном счете. Для этого, в принципе, мог использоваться уже созданный API на стороне АБС. Однако такой подход приводил к тому, что системы интернет- и мобильного банка могли быть разделены и работать независимо друг от друга. Сейчас ситуация существенно изменилась, так как отсутствие взаимосвязи между различными каналами, невозможность продолжения операции, начатой через один канал, используя другой канал, — это не то, чего ожидают клиенты от современной кредитной организации.

Развивая омниканальные системы ДБО, позволяющие клиентам беспрепятственно и прозрачно переключаться с канала на канал, банки переносят API, использующийся мобильными приложениями, на сторону платформ, на которых функционируют интернет-банки. Естественным дальнейшим развитием API для мобильного банка является его усовершенствование и открытие сторонних сервисов для разработчиков. Тем самым появляется еще один канал ДБО, используя который банки ожидают найти новые точки роста за счет инновационных решений, предлагаемых финтех-компаниями.

Следует отметить, что наличие открытого API к системам банка делает его привлекательным для молодых стартапов, которые смогут разработать пилотные продукты под API данного кредитного учреждения, при этом больших финансовых вложений со стороны финансовой организации в этом случае не потребуется.

Если в России вопрос государственного регулирования открытого банкинга еще не стоит и инициатива развития открытого API исходит от банков, желающих следовать мировым трендам, то, например, в Евросоюзе уже с января этого года вступила в силу вторая редакция европейской платежной директивы PSD2, одним из требований которой является открытие финансовыми учреждениями API третьим сторонам. Один из ожидаемых эффектов — усиление в Европе конкуренции на рынке мобильных и онлайн-платежей, в первую очередь за счет более простого выхода на рынок технологических нефинансовых компаний.

— Какие именно данные и кому доступны благодаря банковским API?

— В общем случае можно говорить, что банковские данные делятся на три категории: открытые, разделяемые и закрытые. Примерами открытых данных являются информация о параметрах вкладов, которые клиент может открыть в банке; размеры ставок по кредитным продуктам; режим работы и адреса отделений и банкоматов. Эти данные может использовать каждый. К разделяемым относятся данные клиентов банка, доступ к которым ограничен и предоставляется в соответствии с законодательством и принятыми в финансовом учреждении регламентами. Например, это информация об остатках на счетах клиента, история выполненных транзакций или сведения, которые могут позволить инициировать выполнение транзакций от лица клиента. К закрытым данным относятся внутренние регламенты банка, используемые алгоритмы и правила ценообразования, то есть все то, что составляет коммерческую тайну и обеспечивает конкурентные преимущества.

Таким образом, через открытый API будет предоставляться доступ к открытым и разделяемым данным. К первым — без ограничений, ко вторым — по разрешению клиента в соответствии с установленными правилами и ограничениями.

— Как обеспечивается должный уровень информационной безопасности?

— С технической точки зрения организация процесса доступа сторонних информационных систем к клиентским данным в рамках использования открытого API не сильно отличается от организации взаимодействия с приложениями мобильного банка. Так, при создании серверной части систем ДБО, отвечающих за обработку запросов к открытому API, следует исходить из того, что любым данным, передаваемым в запросах, нельзя доверять, так как они могут быть изменены злоумышленниками. Следовательно, все входные данные должны проходить предварительную проверку. В том случае, если на стороне серверной части не выполняется должная проверка связи текущей сессии пользователя с данными, которые передаются в запросе, злоумышленник может, подменив параметры запроса (например, идентификатор счета назначения перевода), инициировать выполнение операции, недопустимой с точки зрения бизнес-процессов, заложенных в систему ДБО.

Однако у многих клиентов банка возникают опасения, что стороннему сервису станет доступно слишком много персональной информации. Поэтому при проектировании процесса аутентификации и авторизации обязательно следует предусматривать возможность не передавать учетные данные, например такие, как логин и пароль к интернет-приложению. К тому же у клиента банка должна быть возможность ограничить набор данных, к которым он предоставляет доступ. Выполнить эти требования позволяет открытый протокол авторизации OAuth 2.0.

— Какие технологии лучше всего подходят для построения API (SOA и т.д.)?

— На текущий момент для реализации открытых API наибольшее распространение получили RESTful-сервисы, проектируемые с учетом требований REST-архитектуры и использующие обычно JSON как формат представления данных. Однако протокол SOAP, который реализует концепцию удаленного вызова процедур RPC и использует XML-документы в качестве формата передачи сообщений, также продолжает использоваться многими разработчиками.

Так как потенциальное количество операций и методов, предоставляемых в банковском API, может достигать нескольких сотен, на первый план выходит задача качественного документирования и описания API. При этом для организации быстрой разработки программных продуктов, использующих предложенное API, необходимо применять такой формат описания сервисов, который позволит в автоматическом режиме генерировать программный код.

Наиболее перспективным технологическим решением, которое позволяет получить комплексное и четкое описание REST API, является Swagger. С его помощью создаются как машиночитаемое описание API, так и интерактивная пользовательская документация, позволяющая выполнять тестовые запросы к сервисам прямо со страницы с их описанием. Подобный подход по генерации документации REST API используется в платформе InterBank RS, на основе которой компания R-Style Softlab разрабатывает системы ДБО. Отмечу, что в 2016 году формат описания API, применяемый Swagger, стал основой для Open API Specification, разрабатываемого под управлением Linux Foundation-стандарта для описания REST API.

— Приживется ли, по вашему мнению, стандарт PSD2 у нас в стране?

— Действие директивы PSD2 распространяется только на страны Европейского союза. Можно ожидать появления альтернативных инициатив от ЦБ, однако в настоящий момент со стороны государства нет каких-то требований по предоставлению API третьим сторонам. Поэтому, если говорить о влиянии PSD2 на российский банковский сектор в части отрытых API, то, скорее всего, эти требования будут выступать ориентиром для тех банков, которые хотят не отставать от западных коллег.

В любом случае стоит обратить внимание на то, как в других странах решают проблему стандартизации работы с открытыми данными. Так, в 2015 году правительство Великобритании инициировало создание Open Banking Working Group (OBWG) — экспертной группы, в которую вошли представители банков, финтех-компаний и специалисты в области открытых данных. Эта группа занимается разработкой стандарта открытого банковского API (Open Banking Standard) и исследованием влияния открытого банкинга на клиентов банка, регуляторов и финансовую индустрию. С первыми результатами работы группы можно ознакомиться уже сейчас — подготовлен отчет, описывающий основные составляющие разрабатываемого стандарта. Кстати, рекомендации, представленные в отчете — такие как поддержка версионности API, использование при построении открытого API REST-архитектуры, JSON в качестве формата передачи данных и Swagger как инструмент описания API — были учтены нашей компанией при создании новых версий REST API платформы InterBank RS и мобильного приложения InterBank Mobile Retail, использующего это API.

— Есть ли реализованные кейсы в мире и в России? О каких тенденциях уже можно говорить?

— Первые реализации идей открытого банкинга, строящегося на основе открытого API, появились достаточно давно. Так, с 2010 года в Германии при участии крупнейших банков страны развивается проект Open Bank Project (OBP). Наряду сбанками свои API открывают и платежные системы. Наиболее ярким событием начала 2016 года стало открытие Visa API для сторонних разработчиков — Visa Developer Center.

Российские банки тоже не стоят в стороне. Например, Банк Открытие в ноябре этого года предоставил API личному кабинету пользователя и сервису переводов с карты на карту финалистам конкурса финтех-приложений Open Fights. Наша компания в одном из крупнейших госбанков России недавно внедрила на платформе InterBank RS систему мобильного банка, в которой используется REST API, обладающий свойствами «открытости». Он охватывает более 50 операций, которые могут быть выполнены с данными физическим лицом — клиентом этого кредитного учреждения. Сюда входят: получение списков текущих счетов, карт, вкладов, кредитов, а также их основных атрибутов (номера счетов, остатки на счетах, тарифные планы); получение информации об истории операций, выполненных в разных каналах системы ДБО; получение информации о начислениях через систему ГИС ГМП по паспортным данным, ИНН пользователя или уникальному идентификатору начисления; оплата начислений за коммунальные услуги (ГИС ЖКХ) и др. При необходимости банк сможет не только использовать API для организации работы приложений мобильного банка, но и открыть его для использования разработчиками сторонних сервисов.

В июле этого года компания Gartner на знаменитой кривой цикла зрелости технологий поместила технологии открытых банковских API в группу набирающих популярность. Если следовать таким прогнозам, то в скором будущем нас ждет большое количество примеров различных вариантов использования открытого API. Эти попытки будут и удачными, и неудачными, но в результате на их основе сформируются работающие кейсы, которые получат массовое распространение.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной
Риски на высоких оборотах FINLEGAL Риски на высоких оборотах

«Б.О» провел конференцию FinLEGAL 2024: Залоги. В ходе мероприятия разгорелись дискуссии по процедурам и методам, которые, казалось бы, отработаны и уже не вызывают сомнений на рынке


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ