Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Ситуация на банковских рынках регионов неоднородна. К примеру, в Новосибирской и Кемеровской областях отмечается редкое спокойствие. Входящий в число наиболее значимых банков СФО «Банк Алемар» на отток депозитов не жалуется. По словам председателя правления банка Александра Сурина, банк в условиях кризиса, наоборот, находит способы привлечения клиентов.
— Александр, как оцените ситуацию с банком «Алемар» в общей, не всегда радостной картине положения региональных банков?
— Ситуация в регионах нашего присутствия достаточно спокойная. Банк проводил и проводит все платежи, исполняет все взятые на себя обязательства по кредитным линиям. Глобальных оттоков по депозитам физических и юридических лиц не было. С нашей стороны поток платежей по юридическим лицам стабилен, расчеты производятся без задержек. Конечно, было сложно бороться с эмоциями клиентов, но региональные банки в Новосибирске продолжают работать, и пусть нам тяжело, но мы выполняем свои обязательства.
— Методами государства по оздоровлению ситуации вы удовлетворены?
— Сейчас ситуация стабилизируется, и в основном благодаря тому, что ЦБ, Минфин и местные органы власти пошли навстречу местным предприятиям и банкам, заработали механизмы кредитования по инструкции 312-П, получить деньги по которой готовится ряд наших коллег. Региональные власти помогают предприятиям, нашим крупным клиентам, и этим опосредованно способствуют и нашей стабильной работе, они же своими «комфортными» письмами помогают нам поддерживать ликвидность, поддерживают обращения банков в государственные финансовые институты.
— Какое поведение, стратегию регионального банка вы сегодня считает наиболее правильной?
— Мы придерживались принципа нахождения в рублевой зоне: 95% наших ресурсов — это рубли, волатильность курса валют на нас не отражается. Проявляли осторожность и консервативный подход к структуре активов: 80% традиционно составляли кредиты юрлицам, 10% — розничные кредиты и около 10% — ценные бумаги. Причем на 85% это ОФЗ, которые сейчас помогают нам поддерживать текущую ликвидность.
Наши акционеры приняли решение об увеличении уставного капитала на 500 млн рублей за счет собственных средств, и конечно, мы активно пользуемся возможностями, предоставляемыми финансовыми регуляторами.
Также мы решили использовать ситуацию и активно привлекать клиентов на расчетно-кассовое обслуживание. Сегодня многим клиентам нужны не кредиты, а четкое осуществление расчетных функций. Проблема задержки очень актуальна, поэтому надежные банки могут расширять клиентскую базу платежей.
Что еще добавить о стратегии работы в кризисной ситуации? Кризис состоит из двух частей — собственно трудностей, необходимости приспособиться к новым условиям и эмоций, которые заглушают голос разума. Хочется пожелать и банкирам, и нашим клиентам слушать голос разума, руководствоваться логикой и принимать взвешенные решения.
— А кредитование, какие видите методы для его поддержании и развития?
— Мы сейчас формируем кредитные и другие продукты, которые будут востребованы в условиях банковского кризиса. Время кредитов не остановилось, просто нужно пересматривать кредитную политику: если сложно прогнозировать ситуацию на долгосрочных кредитах, то с короткими кредитными линиями все нормально.
Важное направление работы — внимательно относиться к клиентам, которые брали у нас кредиты. Сейчас не столько банки, сколько корпоративные клиенты начинают испытывать трудности, падает потребительский индекс. Мы проводим ежедневный мониторинг ситуации, чтобы знать, как поступить, как помочь кому-то из клиентов. Мы осознаем свою ответственность по поддержанию кредитных линий для важных отраслей: торговли ТНП, услуг, промышленности, строительства и понимаем, что клиенты, с которыми мы пройдем банковский кризис, станут для нас партнерами на долгие годы.
Цифровые финансовые активы уже стали реальностью, которая меняет финансовый рынок. Международные транзакции с их использованием становятся все более распространенными, а значимые участники финансовой индустрии активно осваивают этот инновационный инструмент
Генеративный искусственный интеллект (GenAI) в банковском секторе — тема, которая стремительно выходит за рамки только дискуссий и становится реальностью. Какие задачи он может решать уже сейчас? Готовы ли клиенты к взаимодействию с ИИ? Почему скорость реакции критична для голосовых интерфейсов? Об этом в эксклюзивном интервью «Банковскому обозрению» рассказал Александр Цепелев, технический директор компании Fromtech, внедряющей инновационные речевые технологии в бизнес-процессы финансового сектора