Банковское обозрение

Финансовая сфера

  • Благотворительные налоги
28.01.2013 Мнение
Благотворительные налоги

Поощрение благотворительности через налоговые льготы — давняя история, к которой время от времени возвращаются



До введения 25 главы НК РФ была возможность напрямую уменьшать налог на прибыль до 5–10% на расходы по благотворительности. После вступления ее в силу в 2002 году эта льгота, как и многие другие, была отменена.

Сейчас единственным налоговым поощрением является возможность для физического лица уменьшить налог со своих доходов на сумму, равную сумме пожертвований благотворительным организациям. При этом вычет не может превышать 25% дохода, полученного физическим лицом по итогам календарного года (пп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ). Однако данная норма вызывает затруднение в использовании, так как ограничивает виды пожертвований только денежными суммами. Если возникнет, допустим, решение подарить школе компьютер, то налоговый орган наверняка откажет. Логики в этом никакой нет. Но и НК РФ никто не спешит поправить.

В отношении же юридических лиц ситуация иная. Благотворительные организации освобождены от налога на прибыль с получаемых ими пожертвований, если они направляют эти средства по целевому назначению. Также для таких организаций есть льготы по налогу на имущество и НДС.

А вот в отношении юридических лиц — жертвователей по налогу на прибыль отсутствует возможность уменьшить облагаемую прибыль.

Летом 2012 года появился проект, разработанный Минэкономразвития РФ, предусматривающий возможность для юрлиц относить на уменьшение налогооблагаемой прибыли расходы в виде пожертвований благотворительным организациям. Никаких ограничений по таким расходам проект не предусматривает.

Также не предусматривает публичное раскрытие таких трат. Все мы помним случай, когда одна государственная компания якобы потратила миллиарды рублей на благотворительность. Но раскрывать имена счастливчиков отказалась.

В настоящее время о судьбе проекта мало что известно, хотя предполагалось, что он вступит в силу с 2013 года. Возможно, сейчас идет работа по его доработке. Ибо, объективно говоря, в таком виде проект дает широкие возможности для злоупотреблений.

В практике достаточно кейсов, когда льготы по благотворительности использовались не по назначению. В этой связи примечательно одно решение суда1, когда налогоплательщику, финансирующему медицинское учреждение и уменьшающему на эти расходы прибыль, указали на игнорирование неких публичных интересов. То есть суд посчитал, что слишком много налогоплательщик занимается альтруизмом и от этого страдают интересы бюджета.

Проблема налоговых схем, связанных с благотворительными организациями, отмечается и в докладах ОЭСР, в том смысле, что такие организации могут быть замешаны в отмывании денег.

Безусловно, сам факт наличия схем сам по себе не должен являться причиной отказа в применении налогового стимулирования. Однако государство в этом случае подходит с позиций оценки размера общего зла. Если затраты на пресечение налоговых схем оказываются дороже выгод, то скорее всего государство откажется от такого механизма.

На мой взгляд, то влияние налоговых стимулов, о которых часто упоминается различными сторонами, все-таки сильно преувеличено. Для большинства людей, хочется в это верить, решение сделать пожертвование определяется, прежде всего, желанием оказать помощь, а не получить налоговую льготу. Когда же основной причиной является получение налоговых преимуществ, то, как говорят суды, это уже необоснованная налоговая выгода.




Присоединяйся к нам в телеграмм
Сейчас на главной