Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • ЦФТ раскрывает секреты и планы
31.05.2016 Аналитика

ЦФТ раскрывает секреты и планы

XIII Банковский саммит, организованный Центром Финансовых Технологий (ЦФТ), позволил представителям компании подробнее остановиться на последних трендах в отрасли, на том, как ЦФТ намерен реагировать на них, а также на том, какие новинки стоит ждать финансистам


Несколько докладов экспертов из ЦФТ, а точнее — шквал вопросов к докладчикам из зала, показали, что поднятые в их выступлениях темы, требуют более тщательного изучения и обсуждения. Поэтому «Б.О» решил уточнить у ключевых докладчиков некоторые вопросы, вызвавшие наибольший интерес делегатов Саммита.

Обратная связь с пользователями АБС

Процесс разработки и поддержания в актуальном состоянии сложного и многофункционального банковского ПО — крайне непростая задача. Но есть и иная проблема: как рядовому пользователю автоматизированной банковской системы (АБС) научиться в ней ориентироваться, а также подсказать разработчикам, на что им стоило обратить свое внимание при развитии системы.

Елена Павлова, руководитель отдела по развитию банковских продуктов ЦФТ, поделилась своим опытом в отношении того, как в рамках нового сервиса «ЦФТ-Прямая линия» удалось объединить эти противоречивые пожелания в рамках удобного для всех интерфейса.

Собственно, может быть, проблема надумана? Ведь можно создать группу в социальных сетях и организовать диалог. По мнению Елены Павловой, высказанному в беседе с обозревателями «Б.О», этот путь далеко не самый эффективный. При проектировании сервиса задумывалось нечто иное, чем просто чат или форум. Это своего рода новый канал поддержки пользователей, позволяющий аккумулировать информацию о развитии системы, механизм информирования и оповещения пользователей, а также источник данных для менеджмента банка о том, насколько активны и склонны к инновациям их сотрудники.

 

Вадим Ференец, обозреватель «Б.О»
и Елена Павлова, руководитель отдела по развитию банковских продуктов ЦФТ

 

«ЦФТ-Прямая линия» — это инструмент, учитывающий контекст, в котором пользователь взаимодействует с АБС. В этом его базовое отличие от других систем: человек получает не мануал на 300 страниц, а квинтэссенцию опыта разработчиков и пользователей системы с данным окном. Но это далеко не все. В сервисе предусмотрена возможность обратной связи в виде голосований и текстовых сообщений. Инициировать диалог с сотрудниками банка может не только вендор-разработчик, но и само кредитное учреждение.

Почему аналитики ЦФТ были уверены в том, что банковским специалистам на самом деле все эти вещи нужны и они ими будут пользоваться? Исходным посылом было, по данным Елены Павловой, то, что треть пользователей АБС готовы получать новые знания о системе в процессе работы и выражать свое экспертное мнение. К тому же, по статистике, до 50% выявляемых трудоемких процессов можно довольно легко и просто автоматизировать в рамках действующей лицензионной комплектации. Главное — знать, как, и в этом сервис оказывает незаменимую поддержку сотруднику банка.

Чтобы проверять теорию экспериментами, сотрудники ЦФТ инициировали два пилотных проекта в российских банках. Проекты длились три месяца, в них приняли участие 110 пользователей АБС, из которых 40 человек проявили активность и оставили 120 отзывов о 100 контекстных сообщениях в 60 операциях. Но самое интересное — все же не цифры, а качественная оценка. Все люди разные: кто-то сразу воспринимает информацию из предложенных подсказок, а кому-то надо более детально разобраться, и он выбирает опцию «Напомни мне позже», после чего углубляется в документацию. Обратная связь позволяет настроиться на каждую модель поведения и добиться повышения эффективности работы каждого сотрудника!

Управление банковской инфраструктурой — в облако!

Издержки банков снижает не только повышение КПД труда рядовых сотрудников. Есть еще один мощный резерв — централизованная автоматизация территориально разнесенных элементов инфраструктуры: касс в отделениях банков, банкоматов, устройств самообслуживания с функцией cash-in и т.д.

Виктория Смоленская, директор сервиса «ЦФТ — Управление сетями самообслуживания» — прокомментировала основные положения своего весьма содержательного и обстоятельного доклада «Централизованное управление платежами, продуктами и денежной наличностью в платежной инфраструктуре банка». Она утверждает, что ряд кредитных учреждений нашей страны до сих пор теряют доходы только из-за того, что они не озаботились централизацией управления своими активами. Что имеется в виду?

Во-первых, если банк обладает большой (более 100) сетью устройств самообслуживания — банкоматов и терминалов банковского самообслуживания, то практика показывает, что управлять ею становится экономически выгодно централизованно — из облака, по модели SaaS, что не требует задействования аппаратных комплексов банка. Специалисты банка получают доступ к web-АРМ сервиса для конфигурирования, мониторинга и управления своей сетью, а устройства «общаются» транзитом через облако с Процессинговым центром и АБС банка. При этом существующее решение позволяет размещать отдельные модули сервиса в IT-инфраструктуре банка и использовать для организации централизованного управления сетями устройств собственные процессинговые мощности кредитной организации.

 

Вадим Ференец, обозреватель «Б.О»
и Виктория Смоленская, директор сервиса «ЦФТ — Управление сетями самообслуживания»

 

Во-вторых, модуль кэш-менеджмента позволяет существенно сократить издержки на инкассацию и нерациональную загрузку сумм наличности в банкоматы. Это происходит за счет сбора аналитики с каждого устройства, мониторинга остатков и оптимизации графика работы служб инкассации.

В-третьих, облако может быть интегрировано с ДБО банка, как это, например, для ряда банков реализовано с сервисом Faktura.ru. При осуществлении коммунального платежа в устройстве самообслуживания плательщик увидит тот же шаблон платежа, к которому он привык в своем ДБО. Сервис позволяет осуществлять и иные действия: открытие депозита, оформление заявки на кредит и т.д. Начав работу с банкоматом, клиент идентифицируется и получает на экране предложение, подготовленное с учетом его персонального профиля.

В-третьих, устройства cash-in наряду с банкоматами можно обогатить функционалом кросс-продаж: организацией приемов платежей в пользу локальных или региональных поставщиков различных услуг, интегрировать, например, с Федеральной системой «Город» (ФСГ). При этом неважно, что у тех и других устройств могут быть различные поставщики ПО. За счет централизованного управления удается практически для каждого устройства дистанционно создать и сгруппировать провайдеров услуг по региональному, отраслевому или какому-либо иному признаку, а значит — гибко реагировать на изменения конъюнктуры. Оперативно удовлетворяя потребности людей в получении актуальных финансовых услуг в устройствах самообслуживания, кредитная организация привлекает новых клиентов и повышает лояльность существующих.

В-четвертых, налажены и апробированы технологии работы с МСБ, а именно по переводу его обслуживания из кассы банка в банкоматы и терминалы cash-in. Малый бизнес получает круглосуточный доступ к счетам, а банки могут экономить на содержании касс и зарабатывать на комиссиях за обслуживание во внеурочное время.

Продолжать перечислять преимущества сервиса можно еще очень долго. Но представитель вендора предпочла остановиться на главном вопросе: почему именно ЦФТ? Она аргументировала свою позицию тем, что в этом комплексном решении используется более чем 20-летний опыт ЦФТ и платежной системы «Золотая Корона» в области разработки программного обеспечения и сопровождения его эксплуатации в более чем 100 банках России и стран СНГ. Решение имеет сертификаты PCIDSS,не раз проверялось как операционно-клиринговый центр платежной системы «Золотая Корона» на соответствие нормативным актам отечественным регулятором и позволяет обслуживать в сети банковских устройств карты платежных систем «Мир», Visa, MasterCard, «Золотая Корона» и UnionPay.

ГИС ЖКХ: передела рынка платежей не ожидается

Затронутую выше тему интеграции ФСГ с другими продуктами ЦФТ в свете выхода с 1 июля 2016 года в промышленную эксплуатацию ГИС ЖКХ, развил Михаил Поломошнов, исполнительный директор ФС «Город», входящей в состав ЦФТ.

Он напомнил, что ФСГ — автоматизированная система сбора и обработки платежей от населения за коммунальные и другие услуги. Она подходит для решения задач как отдельно взятого предприятия ЖКХ, так и всего города. На сегодняшний момент ей уже 17 лет, ЦФТ имеет собственный опыт ее эксплуатации в Новосибирске и Новосибирской области. Инфраструктура насчитывает более 40 тыс. точек по приему платежей.

 

Вадим Ференец, обозреватель «Б.О»
и Михаил Поломошнов, исполнительный директор ФС «Город»

 

В систему привлекаются поставщики услуг, с ними заключаются договоры на определенных технических и финансовых условиях. С другой стороны, привлекаются организации, принимающие платежи, которым доступен весь спектр поставщиков, работающих в системе. Система «Город» позволяет автоматизировать и унифицировать биллинг ЖКХ и работу всех подразделений управляющих компаний, ЖЭУ, ТСЖ, отделов социальной защиты, паспортных столов и других участников городской инфраструктуры.

Михаил Поломошнов напомнил, что с 1 июля 2016 года в промышленную эксплуатацию должна быть запущена ГИС ЖКХ, создаваемая Минкомсвязью совместно с Минстроем и Почтой России, являющейся оператором этой системы. Работа системы регулируется Федеральными законами № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» и 263-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства"».

Помимо прочего там прописаны санкции, которые будут применяться к организациям, в том числе финансовым институтам, которые не предоставляют данные в эту ГИС. Поэтому сейчас идет активная работа по интеграции с ГИС ЖКХ банков, платежных систем и т.д., серьезно осложняемая спецификой, присущей буквально каждому региону. Будучи одним из крупнейших интеграторов на этом рынке, ЦФТ активно работает над налаживанием требуемых законодательством процедур.

Серьезным подспорьем в этой деятельности является то, что изначально в рамках ФСГ был налажен двусторонний обмен информацией: гражданин, предоставляя свой идентификационный номер системе, получал от нее информацию о своих начислениях и платежах. Теперь эта логика реализуется на федеральном уровне в системе ГИС ЖКХ. Для выполнения требований законодательства поставщиками услуг и банками-партнерами Система «Город» разработала адаптеры, которые могут осуществлять транспорт всей информации в ГИС ЖКХ.

Однако банковское сообщество беспокоит вопрос: не приведет ли госрегулирование к переделу рынка сбора платежей? По мнению Михаила Поломошнова, этого, скорее всего, не произойдет. Практически 90% платежей и так проходили через Сбербанк и Почту России, а последняя теперь еще и является официальным оператором. Поэтому банкиров, решивших всерьез заработать на комиссиях в сфере ЖКХ, он разочаровал. Во-первых, комиссионные там крайне невелики, а во-вторых, на этом рынке важен географический размах размещения точек приема платежей, и здесь больше шансов у торговых сетей и операторов мобильной связи типа «Евросети» и «Билайна».

Однако, если клиенты банков привыкли к комплексному обслуживанию по всему спектру поставщиков услуг, то кредитным организациям просто необходимо оставить операторов ЖКХ в списках своих ДБО и банкоматов, а также добавить новых из ГИС ЖКХ. Чтобы обеспечить партнерам получение дополнительных комиссионных доходов, как отмечала выше Виктория Смоленская, компания ЦФТ готова предоставить полный спектр услуг по интеграции как с ГИС ЖКХ, так и ГИС ГМП, а также по превращению сети устройств самообслуживания банка в некий аналог финансового супермаркета.

Банковские системы становятся все более сложными

Большое оживление в зале вызвал кейс ОТП Банка, который перевел карточные договоры клиентов на многопотоковые приложения ЦФТ-Банка. С докладом по этому вопросу выступил Сергей Минофьев, директор дирекции IT-развития ОТП Банка. По его мнению, помимо высокой производительности решение обеспечило Банку очень важные преимущества — незаметное для бизнеса и быстрое завершение операционного дня в системе, а также предварительный фоновый расчет отчетных форм.

Завершение операционного дня розничного бизнеса ОТП Банка теперь выполнятся без остановки обслуживания клиентов и не зависит от завершения текущего операционного дня. В среднем этот процесс занимает четыре часа. Расчет выписки и агрегатов по отчетным формам выполняется в фоновом режиме и подстраивается под количество свободных ресурсов вычислительного комплекса.

К сожалению, докладчик, по понятным причинам, не смог раскрыть в рамках своего выступления всю информацию о проекте. Но то, что на рынке появилась и успешно опробована принципиально новая трехуровневая высокопроизводительная многопоточная АБС от ЦФТ — это факт! Осталось дождаться подробностей.

Реклама






Новости Релизы