Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Ведущий российский разработчик и интегратор банковского ПО компания R-Style Softlab провела опрос представителей финансовых организаций России и стран СНГ об их интересе к теме чат-ботов
Как выяснилось, на данный момент лишь каждый пятый отечественный банк применяет эту технологию, однако абсолютное большинство банков считает ее перспективной. В половине опрошенных организаций готовы перенести платежные операции и информационные сервисы в мессенджеры. В каждом третьем банке готовы доверить чат-ботам функции блокировки платежных карт, в каждом пятом — подтверждение операций.
Исследование R-Style Softlab проходило весной 2017 года, в нем приняли участие руководители и специалисты IT- и бизнес-подразделений 100 банков России и СНГ, более половины из которых — банки категории топ-100.
Рост числа российских интернет-пользователей, доступность смартфонов и дальнейшее развитие мобильного Интернета формируют новые привычки и модели поведения. Пользователи социальных сетей и мобильных приложений все больше ориентируются на получение мгновенного результата и осуществление целевого действия в пару кликов, что во многом объясняет стремительный взлет популярности мессенджеров WhatsApp, Viber и Telegram.
Однако потребность в получении качественных финансовых услуг и персональных консультаций никуда не исчезла: люди по-прежнему звонят в call-центры. Несмотря на развитие систем ДБО, количество обращений по телефону, по словам представителей 30 крупнейших кредитных организаций, в последнее время существенно увеличилось1.
Технология чат-ботов позволяет оптимизировать бизнес-процессы и найти разумный компромисс в решении сразу нескольких разноплановых задач: упростить взаимодействие пользователя с банком, повысить уровень сервиса и сократить финансовые затраты на работу call-центра и услуги SMS-оповещения. Имитация диалога происходит в привычной и комфортной для клиента среде чата, при этом он получает широкий выбор услуг, ранее доступных только на сайте или через систему ДБО — все это позволяет сохранить и повысить лояльность.
93% наших респондентов — в том числе более половины банков из топ-100 — оценивают новую технологию как очень перспективную. Более того, несмотря на традиционную осторожность финансовых организаций в вопросах безопасности, по 21% опрошенных компания R-Style Softlab уже готова перевести функциональность подтверждения клиентских операций в чат-боты и начать внедрение.
Из всех возможных каналов для встраивания чат-ботов (мессенджеры, социальные сети, сайт финансовой организации) большинство респондентов (71%) отдали предпочтение мессенджерам.
Наряду с экономической целесообразностью (35%) и снижением нагрузки на call-центр (26%) представители банков выделили еще несколько причин интереса к чат-ботам. Это удобно для клиентов финансовой организации (21%) и поддерживает существующий тренд по переводу привычных услуг в электронное пространство (16%); это новый канал взаимодействия с клиентами (15%) и дополнительная возможность привлечения молодежной аудитории — основных пользователей мобильных приложений и мессенджеров (10%).
Большинство банков, независимо от своей величины, согласны с необходимостью перевода в чат-боты информационных сервисов о контактных данных. «За» высказались 53% респондентов, из них 52% пришлось на банки «первой сотни» и 59% — на банки ниже топ-100. Помимо этого 63% опрошенных хотят видеть в чат-ботах информацию о своих продуктах и услугах. Из них так считают 64% банков «первой сотни» и 68% финансово-кредитных организаций ниже топ-100.
Однако в вопросе о переносе в чат-боты функциональности проведения клиентских операций мнения представителей крупных и небольших банков разнятся. По мнению аналитиков R-Style Softlab, этот разрыв объясняется не только количеством свободных ресурсов, но и недостаточной осведомленностью организаций меньшего размера о том, как чат-боты могут помочь оптимизировать бизнес-процессы.
Так, банки ниже топ-100 на 22% меньше заинтересованы в информировании клиентов об операциях, среди них на 28% меньше желающих дать возможность чат-ботам осуществлять клиентские операции. Из общего числа респондентов 60% опрошенных (72% из числа топ-100 и 50% банков из сектора ниже топ-100) хотят предоставлять клиентам сведения о совершенных ими операциях, а 48% респондентов (55% из числа топ-100 и 27% банков из сектора ниже топ-100) готовы предоставить клиентам возможность осуществлять платежные операции в чат-боте.
35% опрошенных заявили, что согласны предложить клиентам в чат-ботах возможность отказаться от тех или иных услуг или продуктов, обосновав это необходимостью создания пользователям финансовых услуг комфортных условий (70% ответов из представленной выборки), а 56% признались, что готовы использовать чат-бот для рекламных целей.
К сожалению, на данный момент полноценное распознавание текста и обработка произвольных запросов собеседника при помощи технологий искусственного интеллекта не могут быть доведены до приемлемого уровня.
Распространение перспективных, по мнению многих компаний, так называемых интерфейсных ботов, созданных на платформах Telegram и Facebook, не решает вопрос качественной имитации живой беседы и сохранения лояльности клиента. «Разговорные» боты, в первую очередь их примитивные варианты, созданные с развлекательной целью, довольно часто подвергаются критике в связи с ограниченностью тем, по которым они способны вести диалоги.
Поскольку для человека при обсуждении вопросов с банком важно ощущение живого контакта, самым верным направлением видится развитие именно «разговорных» ботов при условии наличия в них широких возможностей языкового анализа. При продуманной реализации их можно назвать «правильными» чат-ботами, способными качественно имитировать человеческую речь.
Такое решение серьезно снизит нагрузку на call-центр, сохранит возможность живого диалога и позволит в сложных случаях перевести разговор на специалиста банка, помогая ему в решении проблемы — активируется функция предложения подсказок оператору из базы шаблонных фраз.
Для развития своего продукта RS-Bot в R-Style Softlab выбрали именно это направление. В нашем решении мы применили подход, сочетающий в себе глубокий языковой анализ — морфологический разбор, лемматизацию, разбиение на лексемы, применение корпусной лингвистики, настраиваемые структурные шаблоны реплик и описание диалогов при помощи нотации BPMN. За счет этого происходит наиболее точное распознавание запросов с максимальным числом вариаций их формулировок.
По оценке R-Style Softlab, в перспективе ближайших пяти лет подобный вид чат-ботов имеет все шансы стать основным трендом для построения диалога между финансовой организацией и ее клиентами.
1. По данным опроса «Известий», в марте 2017 года в Бинбанке число звонков от граждан за год выросло в 2,5 раза, до 6,5 млн, в банке «Российский капитал» — в два раза, до 202,5 тыс. В ВТБ24 показатель увеличился в 1,2раза, до 22 млн вызовов, в Россельхозбанке — на 80%, до 2,6 млн. В Росбанке число звонков от клиентов выросло на 36%, в банке «Россия»— на 20,6%, в Альфа-Банке — на 6,5%, в СМП-банке — на 1,3%.
Для противостояния киберугрозам в России не хватает примерно 50 тыс. специалистов по информационной безопасности. Предлагаем присмотреться к явлению — найти его причины, уточнить, в каких ИБ-специалистах есть потребность и глазами экспертов взглянуть на готовность вузовских выпускников
2 октября 2024 года ОТП собрал на своем вечернем приеме журналистов в Музее русского импрессионизма. Здесь в неформальной атмосфере топ-менеджеры банка рассказали о том, почему для банка важно общаться со СМИ и что они по-прежнему остаются «четвертой властью»
Первые государственные банки располагались в бывших частных домах и даже на монастырском подворье, а первое здание, построенное специально для банка, появилось в 1783 году по Указу императрицы Екатерины II о строительстве в Санкт-Петербурге Ассигнационного банка
В рамках акции банк перечисляет один рубль за каждую покупку еды в супермаркетах, кафе и ресторанах в период с 30 сентября по 30 октября 2024 года в благотворительный фонд «Дари еду» на развитие проекта «Социальные кухни»