Банковское обозрение

Финансовая сфера


  • «Деофшоризация» продолжается
20.04.2020 Best-practice
«Деофшоризация» продолжается

Купоны по евробондам могут быть обложены налогом дважды


Арсен Данелян
Руководитель проектов Mikhailov & Partners Private Services Group

13 апреля 2020 года в СМИ прошла информация о том, что Минфин РФ направил письма министерствам финансов Люксембурга и Мальты с предложением внести изменения в Соглашения (договоры) об избежании двойного налогообложения (СОИДН) в части повышения ставки налога на доходы в виде дивидендов и процентов, выплачиваемых из России в эти страны, до 15%. Разумеется, такое предложение Минфин России сделал не по собственной инициативе, а следуя распоряжению президента, впервые озвученному им в обращении к россиянам 25 марта этого года.

Напомним, что в начале апреля Минфин РФ направил письмо схожего содержания коллегам на Кипре (мы уже писали об этом), и это предложение было воспринято кипрской стороной, мягко говоря, абсолютно без энтузиазма. Представители кипрского правительства сообщили, что действия России приведут к ухудшению делового климата, глобальной торговли и движения капитала. Но президент России в обращении заявил: «Если же иностранные партнеры не примут наши предложения [об изменении СОИДН в части повышения ставок на выплату дивидендов], то Россия выйдет из этих соглашений в одностороннем порядке».

Напомним также, что сейчас пониженная ставка налога на доход в виде дивидендов, выплачиваемых из России, предусмотренная СОИДН с Мальтой и Люксембургом, составляет 5% (при соблюдении ряда условий), а проценты, выплачиваемые из России резидентам Мальты и Люксембурга, вообще не облагаются налогами в России.

Резонно предположить, что Мальта и Люксембург, как и Кипр, вряд ли с энтузиазмом воспримут новые условия. Скорее всего, Минфин отправит «письма счастья» и тем странам-партнерам, которым еще не отправил (на сегодняшний день Россия имеет 86 действующих СОИДН, считая, что Соглашение с несуществующей ныне Югославией распространяется на Сербию и Черногорию), поскольку на основании обращения президента утверждено Поручение от 28.03.2020 № Пр-586, в соответствии с которым Минфин и действует.

Разумеется, если Россия применит «жесткую схему» — односторонний выход из СОИД, то страны-партнеры предпримут ответные меры. Скорее всего, это будет означать как минимум аналогичное налогообложение доходов, получаемых российскими инвесторами из таких стран, а как максимум — налогообложение по более высокой ставке, чем 15%.

Еще один нюанс, который может возникнуть в случае расторжения Россией СОИДН, касается владельцев контролируемых иностранных компаний.

В соответствии с п. 11 ст. 309.1 Налогового кодекса России сумма налога на доход в виде прибыли контролируемой иностранной компании (КИК), исчисленного для уплаты в России, уменьшается на величину налога, исчисленного в отношении этой прибыли в соответствии с законодательством того государства, где КИК находится. Таким уменьшением пользуются как физические, так и юридические российские лица, контролирующие иностранные компании.

Самый простой пример. Г-н Иванов, российский налоговый резидент, контролирует компанию Venick Limited Cyprus, находящуюся на Кипре. Компания VLC получила прибыль за 2018 год в сумме 200 000 евро, т.е. в рублях около 14 млн, что больше порога в 10 млн, а значит, г-н Иванов должен заплатить налог на доход в виде прибыли КИК в России в этом, 2020 году. При этом сама компания VLC заплатила на Кипре налог на корпоративный доход по ставке 12,5%, т.е. 25 000 евро, или 1 750 000 рублей.

Российский налог г-на Иванова в этом случае рассчитывается так: прибыль компании в рублях (14 млн) умножаем на ставку 13% и вычитаем из получившейся суммы сумму уплаченного на Кипре налога, т.е. 1 750 000 рублей. Получаем: 14 000 000х13% — 1 750 000 = 70 000 рублей. Только такую сумму г-ну Иванову нужно заплатить в России.

Разумеется, сумма налога, уплаченного КИК в иностранном государстве (из примера — компанией VLC на Кипре), должна быть «документально подтверждена». Полагаем, что в данном случае достаточно отчетности этой компании и на всякий случай — дополнительно — банковской выписки или копии платежки о перечислении налога в бюджет Кипра.

Но в случае, как это указано в НК, «отсутствия у Российской Федерации с государством (территорией) действующего международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения [сумма налога должна быть] заверена компетентным органом иностранного государства, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов». Это значит для нашему примера, что если Россия расторгнет СОИДН с Кипром, то г-ну Иванову, как и другим владельцам кипрских КИК, для уменьшения суммы налога в России на сумму налога, уплаченного на Кипре, придется просить у киприотов некоего «заверения компетентного налогового органа», а не предоставлять документы самостоятельно.

Если Россия расторгнет СОИДН с Кипром, то владельцам кипрских КИК для уменьшения суммы налога в России на сумму налога, уплаченного на Кипре, придется просить у киприотов некоего «заверения компетентного налогового органа»

Разумеется, при расторжении СОИДН с другими государствами (если до этого дойдет) и в этих государствах нужно будет делать такие же «упражнения». Упомянем, что кроме «традиционных офшоров» большой популярностью в качестве юрисдикции регистрации КИК у россиян пользуются Нидерланды, Ирландия и Великобритания. Ну а с Люксембругом, кстати, есть еще один очень важный нюанс: многие корпоративные еврооблигации российских компаний эмитируются их дочерними компаниями, зарегистрированными как раз в Люксембурге. Например, компания Gaz Capital S.A. — люксембургская «дочка» Газпрома, эмитент еврооблигаций Газпрома. В строгом юридическом смысле проценты (купоны) по бондам Газпрома выплачивает именно Gaz Capital S.A., и в силу наличия СОИДН России и Люксембурга купоны, выплачивающиеся российским резидентам в Люксембурге, не облагаются налогом (кстати, они не облагаются налогом при некоторых условиях и в России, но это правило тоже отменяется с 1 января 2021 года). Однако если СОИДН Росси с Люксембургом будет расторгнуто, то Люксембург будет иметь полное право обложить купонный доход, выплачиваемый российским резидентам — физическим лицам по многим российским евробондам своим внутренним налогом, а в России с «остатка» этого дохода придется заплатить налог еще раз: ведь зачесть сумму уплаченного в иностранном государстве налога на доход в счет уплаты налога на доход в России физическое лицо может, только если у Россией с такой страной есть СОИДН (ст. 232 НК РФ).

Конечно, мы не знаем, как отреагирует Люксембург на предложение России, т.е. введет ли налоги на выплаты в пользу россиян, если Россия «выйдет из этого Соглашения в одностороннем порядке». Но если Люксембург займет жесткую позицию, то россияне, инвестировавшие в евробонды того же Газпрома, пострадают дважды: заплатят налог и в Люксембурге, и в России, причем в России — без зачета люксембургского налога.

Надеемся, нашим органам, отвечающим за международное взаимодействие по налоговым вопросам, удастся договориться об исполнении Поручения президента на приемлемых для россиян условиях.




Присоединяйся к нам в телеграмм
Читайте также