Банковское обозрение

Финансовая сфера


10.06.2020 Аналитика
Дорожная карта InvestTech

О том, чем начинающим инвесторам могут помочь СМИ, аналитические порталы, социальные сети и внутренние источники банков и брокеров, шла речь на онлайн-квартирнике «InvestTech: коммуникации и медиа», который прошел в рамках подготовки к III Практической конференции InvestTech-2020


С начала 2020 года аудитория частных инвесторов увеличилась более чем на миллион человек. При этом вдвое выросла их активность по сравнению с прошлым годом: хотя бы одну сделку в марте-апреле совершили около 600 тыс. клиентов.

Однако данные показывают, что довольно внушительные суммы на брокерских счетах лежат без всякого движения: начинающие инвесторы толком не знают, что с ними делать. Одна из причин тому: недостаточный багаж знаний и опыта, которые не позволяют решиться на активные действия в условиях крайне волатильного рынка.

Дорогу начинающим

Инвесторы пытаются найти ответы на элементарные вопросы, а натыкаются на авторитетные, но платные ресурсы типа Bloomberg. Но, даже оформив подписку, мало что получают взамен: информация там рассчитана на опытных трейдеров. Поэтому возник массовый спрос на доступный рекомендательный и обучающий контент для начинающих инвесторов.

С докладами выступили Кирилл Пестов, управляющий директор департамента развития бизнеса Московской биржи; Василий Непша, управляющий директор «Сбербанк Первый»; Анастасия Кошелева, руководитель Investing.com, а также Сергей Неухатько, продуктовый редактор «ВТБ Мои Инвестиции», «ВТБ Капитал Инвестиции». Партнером бизнес-квартирника выступила компания «Диасофт», от лица которой выступили Сергей Жилко, руководитель продуктового направления «Клиентские операции на финансовых рынках», и Никита Маркелов, руководитель продуктового направления «Мобильные решения». Модератор — Данил Поминов, независимый эксперт.

Все вместе эксперты попытались проложить дорогу начинающим инвесторам в бурных водах фондового рынка. Но, как показала концовка мероприятия, дорог гораздо больше, чем одна, и их количество зависит не только от числа психотипов владельцев брокерских счетов и степени склонности их к риску, но и от того, насколько широк их кругозор и глубоко знание инвестиционных инструментов вообще.

Юрий Удалов, руководитель Проекта «Финансовая платформа», оживил дискуссию напоминанием, что хайп вокруг частных инвесторов связан в основном с банками и биржевыми инструментами, что неудивительно в условиях снижения ключевой ставки и уровня инфляции. Но есть иные, гораздо более емкие внебиржевые рынки, например сегмент коллективных инвестиций. В США и Западной Европе частные инвесторы активнее вкладываются в ПИФы или ETF, чем напрямую в акции и облигации. Эксперт в финальные минуты квартиника резко изменил ход дискуссии, внес нешуточную интригу и реально оживил ход дискуссии, предложив коллегам высказаться по этому поводу.

В апреле 2020 года на Московской бирже произошло знаковое событие: на рынке акций доля физических лиц достигла 47%

Не вдаваясь в подробности, обороты на внебиржевых рынках действительно демонстрируют в России феноменальный подъем, привлекая к себе новых игроков. По крайней мере, среди присутствовавших никто не оспорил эту точку зрения. Не оказалось и тех, кто не планировал бы дополнить свой бизнес в России подобными инструментами.

А в чем интрига? Эксперты рынка уже насчитали как минимум восемь попыток запустить инвестиционную активность граждан нашей страны и отвлечь их от банальной скупки валюты, как фиатной, так и крипто. Так бум на рынке, получивший условное название «инвесттех», поставлен под сомнение? Или внебиржевую торговлю следует рассматривать как логическое продолжение инвесттеха? Или нам ждать девятого раунда? В любом случае остается открытым вопрос: как помочь проложить дорогу начинающему инвестору в этом многообразии инструментов и площадок, среди которых одной из самых перспективных, возможно, станет маркетплейс Московской биржи?

Ученье — свет, а неученье — убытки

По данным Кирилла Пестова, в апреле 2020 года на Московской бирже произошло знаковое событие: на рынке акций доля физических лиц достигла 47%, обойдя долю иностранных клиентов, которые исторически доминировали тут. На срочном рынке «физики» тоже занимают весьма приличную долю (43–45%).

Эксперт не раскрыл структуру этих 47%. Но всем известно, что вложения в акции — одна из самых рискованных инвестиционных стратегий, поэтому вряд ли подходит новичкам, ищущим что-то похожее на банковский депозит по надежности, например государственные облигации. Ведь управление рисками — далеко не главное умение новобранцев. А еще надо учитывать, что по скорости реакции на изменения у них нет ни единого шанса против высокочастотных роботов и алготрейдеров, и не забывать, что бывают форс-мажоры…

Но на Бирже прекрасно все это понимают и признают, что одним из главных дизрапторов всего процесса может стать банальное разочарование клиентов. Поэтому масса усилий тратится на то, чтобы создать для «физиков» комфортную среду, располагающую к прибыльным инвестициям. Например, там предлагают «потренироваться на кошечках». На сайте Биржи соответствующий образовательный раздел содержит следующие слова: «Не ошибается тот, кто ничего не делает. Ошибки — это нормально, но когда дело касается денег — болезненно. Прочитав много полезных книг по инвестированию, вы получите пассивный опыт. А для инвестирования без существенных финансовых потерь рекомендуем начать работу на бирже с виртуального демо-счета. С его помощью и виртуальных 100 тыс. рублей можно покупать акции, облигации, валюту и ETF. Среди самых популярных бумаг на бирже — акции Газпрома и Сбербанка».

Для привлечения аудитории к образовательным ресурсам Биржи используются все те приемы, которые характерны для социальных сетей, например ролики с актером американского кино Уиллом Смитом, который рассказывает о пользе ошибок. Неожиданно — звезда комедий и блокбастеров рассказывает что-то философское и при этом вполне применимое и мотивирующее.

В ВТБ также считают, что социальные сети в качестве инвестиционного советника выигрывают у других медиа-инструментов по уровню доверия и себестоимости владения. Но с соцсетями связана проблема модерирования. Манипулирование поведением подписчиков и фейковые новости никто не отменял.

Социальные сети в качестве инвестиционного советника выигрывают по уровню доверия у других медиа-инструментов

«Сбербанк Первый» в силу специфики своей клиентской базы, которая может позволить себе инвестиционного советника, использует иные типы просветительских проектов: например, в сотрудничестве с крупными деловыми СМИ рассказывает об успешных и, наоборот, неуспешных кейсах. Описывая один из них, Василий Непша дополнил список озвученных в ходе квартирника инвестиционных инструментов венчурным инвестированием.

Напоминание о стартапах оживило модератора, явно неравнодушного к идее «что-нибудь замутить». Но его быстро «приземлила» на отечественную реальность Анастасия Кошелева, которой явно было что сказать по этому поводу, как и по поводу хайпа на счет криптовалют. Она подробно рассказала о том, как медиа-ресурс с абсолютно бесплатным для инвесторов контентом успешно конкурирует на глобальном рынке с монстрами типа Bloomberg или Refinitif, строящими свой бизнес на подписке. Она рекомендовала новичкам искать ответы на многие ответы на страницах Investing.com, для начала ограничиваясь в силу ряда обстоятельств отечественным рынком. 

Что в итоге? Понятно, что формат мероприятия не предполагал глубокого погружения в тему, он скорее был призван познакомить инвесторов с действующими игроками «в живую». Напомним, что квартирник проводился в рамках подготовки к III Практической конференции InvestTech-2020. Наверняка уже появилась пара актуальных идей, которые стоило бы добавить в его программу!

НЕКОТОРЫЕ ТЕЗИСЫ ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЙ СПИКЕРОВ

Кирилл Пестов, управляющий директор департамента развития бизнеса, Московская биржа

  • За последние годы на бирже существенно выросла активность физических лиц, хотя они не являются прямыми клиентами биржи.
  • В апреле 2020 года доля физических лиц на фондовом рынке достигла 47%, впервые превысив традиционно более многочисленную долю иностранных инвесторов.
  • Во взаимодействии с физическими лицами биржа делает фокус на информационный и образовательный контент. В Школе Московской биржи более 60 преподавателей обучают различным сторонам торговли на бирже.
  • На портале «Инвестиционный маркетплейс» частные инвесторы могут потренироваться в торговле на бирже на демо-счетах.
  • С 2003 года биржа проводит конкурс «Лучший частный инвестор», ежегодно собирающий тысячи участников. А в рамках конкурса «Инвест Триал» реальные и потенциальные инвесторы соревнуются на игровых счетах, получая за победу реальные деньги.
  • Для тех, кто не готов посвящать много времени самостоятельному инвестированию, подходят ПИФы и стратегии доверительного инвестирования.
  • Этой осенью должен быть запущен маркетплейс финансовых продуктов, представляющий собой электронную платформу для сделок с депозитами, ПИФами, доверительным управлением, страховыми продуктами и другими инструментами.
  • Биржевые ПИФы и ETF являются идеальными инструментами для частного инвестора и будут демонстрировать кратный рост на протяжении нескольких лет.
  • Пандемия и удаленная работа позволяют людям лучше распределять собственное время, обучаться и открывать счета, что делает фондовый рынок еще более массовым.
  • На горизонте нескольких лет фондовый рынок станет повседневной темой для обсуждения в каждой российской семье.

Анастасия Кошелева, руководитель русскоязычной версии, инвестиционный портал Investing.com

  • Последние три года растет количество людей, которые понимают, как работает мировой рынок инвестиций. Повышается и уровень их образования. На рынок массово приходят частные непрофессиональные инвесторы.
  • Большой приток аудитории на финансовый рынок связан с хайпом, который создали вокруг себя криптовалюты.
  • Портал Investing.com не является медиа, но агрегирует данные о рынке в режиме реального времени.
  • Наибольшей популярностью среди посетителей портала пользуются российские «голубые фишки» — Сбербанк, «Газпром», «Аэрофлот» и другие.
  • Ресурс дает возможность участникам рынка проводить мероприятия для пользователей, публиковать аналитику и осуществлять лидогенерацию.

Василий Непша, управляющий директор, «Сбербанк Первый»

  • В инвестиционные и страховые продукты вложено более триллиона рублей частных инвесторов. 
  • Компаниям важно поддерживать постоянный контакт с клиентом — не только когда рынок растет, но и когда он падает.
  • Пандемия показала, что спокойствие клиентов растет. На брокерских счетах огромное количество свободных средств, люди ждут удачного момента для входа в инструменты.
  • Инвестированию должно предшествовать обсуждение целей и задач клиента, его аппетита к риску.
  • Биржевые инструменты более прозрачны, имеют меньшую комиссионную нагрузку и позволяют достигать целей клиента.
  • Проект «Академия первых» обучает инвестированию не только в фондовый рынок, но и в такие неоднозначные сегменты, как стартапы.
  • Развитые рынки уже перешли от управляемых стратегий к индексным стратегиям, и российский рынок тоже идет по этому пути.

Никита Маркелов, руководитель продуктового направления «Мобильные решения», «Диасофт»

  • Качественные сервисы инвестиционного обслуживания позволяют поддерживать взаимодействие с большим количеством клиентов.
  • Для проектов одинаково важны бизнес-логика, пользовательский интерфейс и возможности интеграции с внешними сервисами.
  • Инструменты мониторинга позволяют отслеживать процессы в системе, обслуживающей миллионы клиентов.

Сергей Жилко, руководитель продуктового направления «Клиентские операции на финансовых рынках», «Диасофт»:

  • Одним из признаков отличного сервиса является возможность быстрого вывода денежных средств с инвестиционного счета через мобильное приложение.
  • Современные мобильные приложения работают на тех же механизмах, что и бэк-офисы.
  • Как минимум четыре крупных банка, до сих пор не имеющих мобильных приложений, сейчас ускоренно занимаются их разработкой.

 

 

Никита Маркелов, руководитель продуктового направления «Мобильные решения» компании «Диасофт»Никита Маркелов, руководитель продуктового направления «Мобильные решения» компании «Диасофт»

На первый взгляд, большой поток запросов на инвестирование со стороны физических лиц обеспечивают цифровые каналы, но мобильное приложение — лишь верхушка айсберга. Качественный сервис складывается из многообразия задач, скрытых в подводной части. Нужно обеспечить скорость, надежность и доступность каналов дистанционного обслуживания конечного пользователя. При этом необходимо обеспечить омниканальность основной бизнес-логики, все процессы должны быть поддержаны в бэк-офисе с высоким уровнем интеграции с торговой системой и другими внешними сервисами. Для обеспечения растущего объема операций бэк-офисные системы также должны претерпевать изменения, уметь обрабатывать огромные объемы данных в максимально короткие сроки, а с момента введения вечерней сессии на Московской бирже — обрабатывать операции в режиме онлайн.

Справиться с перечисленными задачами можно с применением IT-решения, в основе которого микросервисная архитектура, развернутая на современном технологическом стеке.

Решения «Диасофт» реализованы на цифровой платформе Digital Q. Средства проектирования бизнес-процессов становятся доступны и представителям бизнеса, определяющим, как должен работать сервис, и специалистам, которые отвечают за реализацию конкретных технических деталей. Единое пространство позволяет всем участникам процесса разговаривать на одном языке, что повышает качество и скорость запуска новых сервисов.

Бизнес-логика бэк-офисной системы «Диасофт» для работы на финансовых рынках базируется на микросервисах. Таким образом обеспечиваются линейная масштабируемость и высокая производительность с возможностью быстрого наращивания функциональности.

 

 

Алексей Капитанов, главный инвестиционный стратег ИнбанкаАлексей Капитанов, главный инвестиционный стратег Инбанка

Растущая доступность сервисов, которые позволяют легко покупать/продавать акции, облигации и другие инструменты, привлекает все большее количество клиентов и обеспечивает растущий бизнес инвестиционным компаниям и банкам, вкладывающим ресурсы в это направление. Набирают популярность робоэдвайзинг и автоследование. Окончательное слово в регулировании пока не сказано, разрабатываются механизмы защиты неопытных инвесторов.

Крупные игроки, работающие с прайвет-сегментом («Сбербанк Первый» и ВТБ), продолжают ставить в приоритет персональную работу с клиентом, основываясь на его индивидуальном профиле, оставляя робоподдержку для массового сегмента. Формируется вектор на включение в портфели клиентов прозрачных и простых биржевых инструментов. «Живые» частный банкир и инвестиционный советник останутся прерогативой для VIP-клиентов, и именно это будет отличать частную модель от розничной.






Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ