Происходящее на российском рынке инвестсервисов для физлиц за последние несколько лет можно смело назвать бумом, потенциал рынка частных инвестиций остается значительным. Банки в поисках путей повышения доли комиссионных доходов в структуре выручки активно вкладывались в развитие и продвижение этих сервисов. И если раньше торговля ценными бумагами была уделом исключительно профессиональных трейдеров и и брокеров на специализированных торговых площадках с высоким порогом входа, то сейчас для начала торговли достаточно нескольких тысяч рублей и смартфона с приложением.
Количество физлиц, имеющих брокерские счета на Мосбирже, на начало мая 2020 года составило 5 млн человек. Диджитализация и качество онлайн-коммуникаций становятся критически важными факторами успеха инвестсервисов, особенно в период карантина. Удаленное открытие брокерского счета, грамотный онбординг, обучение и сопровождение, получение налогового вычета, работа с претензиями – все эти этапы работы требуют продуманного технологичного подхода.
Истории вовлечения частных лиц в торговлю ценными бумагами в России — не один десяток лет, даже если не вспоминать печальную историю с ваучерной приватизацией. Главный редактор портала Finversia и эксперт инвестиционного рынка Ян Арт выделил восемь попыток российских банков привлечь своих клиентов к инвестиционным инструментам. Они не стали массовыми и, скорее всего, не удались, как рассчитывали их создатели. Новые попытки создания экосистемы продуктов и решений для digital-торговли ценными бумагами через мобильные и web-приложения — это уже девятая такая попытка.
Это направление, стартовавшее несколько лет назад, пока выглядит успешным, по крайней мере для его инициаторов — регуляторов рынка, банков и финансовых компаний. Активность инвесторов выросла вдвое по сравнению с прошлым годом: хотя бы одну сделку в марте совершили 607 тыс. клиентов
При этом умение подбирать активы для инвестиций — ключевой навык для извлечения прибыли. Для решения этой задачи инвесторам необходимо анализировать собственный психологический портрет, ставить реалистичные цели инвестирования и научиться правильно распределять активы разных типов внутри портфеля.
На первый взгляд, это сделать крайне трудно. Однако инструментарий InvestTech, доступный теперь каждому владельцу любого брокерского счета, позволяет нивелировать множество неочевидных рисков, учесть скрытые комиссии, а также в полной мере воспользоваться своими правами, предоставляемыми законодательством и регуляторами этого сегмента фондового рынка.
InvestTech — комплекс digital-решений и digital-экосистема, сложившиеся вокруг инвесторов-физлиц на рынке ценных бумаг. В нее входят брокеры, банки, регуляторы, биржи, депозитарии, а также финтехи, производители ПО и сервис-провайдеры для создания и развития инвестиционных приложений.
Инвестиционное приложение — клиентское мобильное приложение, работающее на мобильных устройствах под управлением популярных операционных систем и предоставляющее пользователю доступ к рыночной и аналитической информации, а также к проведению собственных операций с активами на фондовой бирже.
Индивидуальный инвестиционный счет (ИИС) — брокерский счет или счет доверительного управления физического лица для инвестирования в ценные бумаги с возможностью налоговых льгот и ряда ограничений.
Робоэдвайзер — автоматизированная платформа, которая предоставляет финансовые консультации и сервисы по созданию инвестпортфеля и управлению им с минимальным вмешательством человека.
Брокер — торговый представитель, юридическое лицо, профессиональный участник рынка ценных бумаг, имеющий право совершать операции с ценными бумагами по поручению клиента и за его счет или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом.
Мисселинг — практика продаж, при которой информация о товаре (услуге) преднамеренно искажается, вследствие чего покупатель вводится в заблуждение относительно необходимости его приобретения.
Деятельность на фондовом рынке регулируется Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» (с изменениями от 7 апреля 2020 года). Банк России как регулятор этого сегмента рынка является основной институциональной структурой, которая вырабатывает подходы, задает общие «правила игры» участников и осуществляет надзор за деятельностью в сфере инвестиций на рынке ценных бумаг.
Кроме учета роли Банка России важно понимание смысла деятельности ряда саморегулируемых организаций и ассоциаций.
Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) — некоммерческая саморегулируемая организация на российском финансовом рынке. Членство в саморегулируемых организациях для российских финансовых компаний является обязательным, согласно Закону № 223-ФЗ.
НАУФОР включена в Единый реестр Банка России как СРО в отношении следующих видов деятельности:
В зоне ответственности НАУФОР применительно к InvestTech находятся:
Ассоциация создана в целях содействия ее членам — финансовым советникам в осуществлении деятельности, направленной:
Одной из важных задач Ассоциации являются вопросы защиты неквалифицированных инвесторов от возможных убытков, связанных с приобретением чрезмерно рискованных финансовых инструментов и мисселинга.
Непосредственно торги происходят на Московской бирже — площадке, где покупатель и продавец совершают сделки с различными финансовыми инструментами. К ним относятся акции, облигации, валютные пары, ETF и БПИФ, деривативы (фьючерсы и опционы), драгоценные металлы и так далее. Чтобы начать торговать на бирже, частный инвестор должен открыть брокерский счет в компании или банке, у которых есть брокерская лицензия Банка России. Открыть счет онлайн можно на маркетплейсе Московской биржи — интернет-сервисе для начинающих частных инвесторов. Для тех, кто хочет разобраться в нюансах долгосрочных инвестиций или активной торговли, также работает Школа Московской биржи, которая проводит онлайн-курсы с ведущими финансовыми экспертами и успешными трейдерами.
Кроме того, частным инвесторам будет интересна секция рынка иностранных акций Санкт-Петербургской биржи.
НРД — одна из ключевых компаний российской финансовой инфраструктуры. НРД осуществляет обслуживание ценных бумаг, предусмотренных Федеральным законом № 414-ФЗ «О центральном депозитарии», а также других российских и иностранных эмиссионных ценных бумаг. Целью НРД является также способствование реализации национальной политики по цифровизации экономики страны, в том числе появлению нового класса активов для инвесторов, а также экосистем для ICO и обращения цифровых активов.
В целом, для InvestTech также важно введение регулирования категорий инвесторов — физических лиц, которое планируется ввести в действие в апреле 2021 года. Поправки расширяют возможности привлечения частного капитала на финансовый рынок, а также увеличивают спектр доступных финансовых инструментов для частного инвестора.
ПАРТАД — одно из первых объединений профессиональных участников российского рынка ценных бумаг. На сегодняшний день Ассоциация зарегистрирована в качестве некоммерческой организации. Ее членами являются ведущие регистраторы, депозитарии и специализированные депозитарии.
Основу деятельности ПАРТАД составляет работа профильных комитетов Ассоциации, членами которых являются представители ведущих компаний на рынке ценных бумаг:
При комитетах создаются рабочие группы, целью деятельности которых является разработка документов, необходимых на текущем этапе развития рынка ценных бумаг.
Проблематика InvestTech неполна без изучения темы робоэдвайзинга, которая сама по себе является источником новых вызовов. Робоэдвайзер — это онлайн-сервис, который помогает пользователю сформировать инвестпортфель и управлять им. Робот-консультант способен определить потребности клиента, его склонность к риску, подобрать для него инвестстратегию и планомерно ее воплощать, покупая и продавая финансовые инструменты. Таким образом, робоэдвайзер фактически выполняет функции портфельного управляющего и инвестсоветника.
Западный рынок этих сервисов насчитывает несколько десятилетий, на нем успели сформироваться признанные гранды, но ежегодно появляется множество новичков. Поскольку их клиентура довольно разнообразна, предложения существуют на любой вкус.
Отечественный рынок робоэвйзинга относительно молод. Как правило, крупные робоэдвайзеры связаны с банками или УК и предлагают в качестве активов свои собственные инвестпродукты либо продукты партнеров. При работе с большинством из них, требуется перевести средства для управления либо на счет самой компании, либо на счета партнеров.
Но, не успев выйти, данные в таблице устарели. Сначала Росбанк внес в нее изменения, а в конце апреля 2019 года уже Тинькофф Банк выпустил пресс-релиз: «Робоэдвайзер “Тинькофф Инвестиций” стал одной из первых официально аккредитованных систем автоконсультирования для предоставления пользователям индивидуальных инвестиционных рекомендаций. Соответствующее разрешение было выдано НАУФОР».
Право аккредитации программ автоконсультирования было передано Банком России НАУФОР и НФА в 2019 году, поэтому сейчас растет количество таких уже аккредитованных программ. Почему это важно c точки зрения регулирования? На Finopolis 2019 состоялась сессия «Робобестиарий», на которой, в частности, Андрей Себрант, директор по маркетингу сервисов «Яндекса», напомнил:
Развитие и практика применения AI, в частности робоэдвайзинга, сильно зависит от менталитета нации. Ответы на многие вопросы по этой части можно найти в различиях между кунфуцианством и византийской традицией. В первом случае виден примат общественного над личным, во втором — примат свободы отдельной личности. От того, в какой стране разрабатывается, например, беспилотный автомобиль, и будет зависеть, кого именно AI убьет на дороге в случае ДТП. В Китае, как пошутили эксперты, первыми погибнут те граждане этой страны, которые имеют минимальный социальный скоринг. Зато оставшееся большинство сможет и дальше пользоваться всеми преимуществами беспилотников. Этот пример наглядно показывает, что нормы социальной ответственности самым непосредственным образом влияют на правоприменение и регулирование сфер, где используется AI. Поэтому в Китае и ряде других государств прогресс в этой сфере заметно выше, чем в других странах.
И ничего тут не поделаешь. Если где-то роботы насоветовали своим клиентам то, что лучше бы им не делать, это оправдывается тем, что клиенту нужно и самому иногда думать. В других странах при этом кейсе сначала встает вопрос: а кто именно несет ответственность за фейлы роботов — разработчики ПО, брокер, регулятор или кто-то еще? Возможный ответ на этот вопрос прозвучал как попытка провести параллель между медиками и разработчиками ПО. В случае с первыми прогресс привел к появлению вакцин и прививок. Не пойти ли сходным образом и в отношении искусственного организма?»
Секция «Робобестиарий», FINOPOLIS 2019, 14 ноября 2019 года
Саму роль «умных технологий» в теме InvestTech отлично обозначила Айша Кубезова, руководитель департамента методологии «БКС Премьер», в интервью порталу Finversia.ru «Разумное соотношение естественного и искусственного интеллекта в сервисе» (см. ниже). В публикации «Модели сервисов робоэдвайзеров и рост их активов» на портале «Записки инвестора» были рассмотрены особенности роста капитала в сервисах предоставления инвестиционных рекомендаций от двух мировых вендоров: Schwab и Vanguard.
Что касается самих технологий, наверное, стоит подробнее остановиться на одном моменте. Как уже упоминалось, Айша Кубезова из «БКС Премьер» его обозначила как разумное соотношение естественного и искусственного интеллекта в сервисе. Она отметила: «Недавно мы аккредитовали нашу программу робоэдвайзинга под названием Finantix. Смысл в том, что человек сначала разговаривает с живым инвестиционным консультантом, по итогам встречи составляется портфель с помощью программы. В дальнейшем клиент получает возможность самостоятельно управлять портфелем — добавлять в него или убирать из него активы. При этом клиент может в любой момент связаться с консультантом и прояснить тот или иной вопрос».
«БКС Премьер» не одинок в своих выводах. Примерно в это же время в публикации «Модели сервисов робоэдвайзеров и рост их активов» на портале «Записки инвестора» были рассмотрены особенности роста капитала в сервисах предоставления инвестиционных рекомендаций от двух мировых вендоров: Schwab и Vanguard.
В публикации отмечается:
«Сервис Schwab является классическим робоэдвайзером, дающим советы автоматически, без вмешательства человека. А вот Vanguard выстроен таким образом, что помимо алгоритмов, помогающих принимать решения, он включает в себя живого консультанта — человека, который прикреплен к каждому инвестору. С этим консультантом можно обсудить более тонкую подстройку портфеля под цели и особенности инвестора, а также советнику можно позвонить или связаться с ним по электронным каналам связи и уточнить все необходимые детали, или просто посоветоваться. Также консультант периодически просматривает учетную запись инвестора и может, к примеру, напоминать инвестору о необходимости провести ребалансировку или давать иные советы по управлению портфелем».
Vanguard обгоняет Schwab в динамике привлечения капитала (стоимость фондов, бренд, уже существующая база клиентов и т.п.). Но и разница в подходах, возможно, также играет существенную роль. Поэтому утверждать, что робоэвайзинг уже состарился и в нем не осталось ничего интересного для вендора, не верно. Все только начинается! Любые идеи приветствуются!
Деловой журнал «Банковское обозрение» впервые обратил внимание на тему розничных инвестсервисов в конце 2018 года. Тогда прошла первая в России практическая конференция полностью посвященная инвестиционным digital-сервисам для физических лиц.
На мероприятии выступили представители Банка России, НАУФОР, Московской биржи, представители крупных компаний финансового рынка, которые уже тогда были лидерами в этом сегменте финансовых услуг. В их числе Сбербанк, Тинькофф Банк, ВТБ, БКС, «Альфа-Капитал»...
Поскольку рынок InvestTech тогда был еще молодым и несформировавшимся, собравшихся больше интересовали не достижения, а перспективы на горизонте до 2020 года. Согласно тогдашнему прогнозу Владимира Шабасона, СЕО компании Fins, в скором времени нас должен был ожидать резкий рост открытия брокерских счетов, а затем большое количество людей, разочаровавшихся в брокеридже из-за волатильности рынка ценных бумаг и потраченных из-за этого впустую нервов неквалифицированных частных инвесторов. Финалом терзаний спикер обещал уверенность людей в том, что их опять обманули. Потом все профессиональные финансисты должны были взяться за голову и начать этих людей нормальным образом обучать, что вызвало бы бум на рынке обучающих сервисов. После этого ожидался взрыв сервисов со встроенными финансовыми советниками. Вероятно, по состоянию на середину 2020 года мы подошли к завершению первого этапа и сейчас находимся в начале второго. О том, как действовать в нем банкам и брокерским компаниям 9 июня 2020 года шла речь на онлайн-квартирнике «InvestTech: коммуникации и медиа», который прошел в рамках подготовки к III Практической конференции InvestTech-2020.
Через год, в ноябре 2019 года, «Б.О» организовал и провел вторую практическую конференцию «InvestTech 2019: инвестиционные digital-сервисы для физических лиц». Она состояла из трех частей. Первые две — «Digital-инвестиции: ситуация на рынке и законодательные изменения» и «Кейсы, технические и маркетинговые решения российского и мирового InvestTech» — были предназначены для профессионалов рынка — представителей банков, брокерских и управляющих компаний, fintech-стартапов и компаний InvestTech-инфраструктуры.
Сессия «InvestTech-startups Showcase» предназначалась уже для конечных пользователей инвестсервисов. На ней обсуждались не столько сами инвестсервисы, сколько инвестиционные стратегии, законодательные инициативы в области категоризации инвесторов, работа с инвестсоветниками и робоэдвазинг. Отдельное место в дискуссии заняло обсуждение финансовой грамотности инвесторов и роли в этом банков, инвесткомпаний, отраслевых общественных объединений, специализированных СМИ и сообществ.
Онлайн-мероприятие по созданию обучающих и медийных продуктов, эффективным удаленным коммуникациям инвестсервисов с клиентами-физлицами пройдет 9 июня 2020 года в в рамках подготовки к III практической конференции InvestTech-2020, которая состоится осенью 2020 года. Ключевыми темами встречи будут лучшие практики удаленного обслуживания клиентов в инвестсервисах, онбординг, образовательные и медийные продукты для частных инвесторов
Тематика инвестпродуктов для физлиц лиц широко освещается в Интернете. Это прежде всего медиаресурсы с новостями, котировками, описанием стратегий и т.п., информацией для самих инвесторов. Наиболее значимые из них:
раздел «Инвестиции» на Banki.ru (ивестиционные инструменты, текущие котировки и прогнозы стоимости акций, информация о биржевых брокерах и УК)
Finversia — портал финансовой информации по частным инвестициям, управлению личными финансами, экономической и финансовой аналитике, банковскому, фондовому и инвестиционному рынкам
www.finanz.ru — информационный сервис и формирование собственных инвестиционных портфелей, как пользоваться сервисом watchlist, чтобы следить за интересующими вас ценными бумагами.
Исследования инвестрынка и инвестприложений для физлиц:
Рынок розничных инвестиционных продуктов — исследование инвестпродуктов российских банков и финансовых компаний от компании Frank RG,
Invest Tech Review 2019 — первое исследование компании Markswebb цифровых сервисов, предлагающих розничным клиентам инвестиционные финансовые продукты. Ведущие InvestTech-приложения банков и финансовых компаний. О презентации исследования — колонка Данила Поминова,
Портрет современного розничного инвестора — исследование «Тинькофф Инвестиции» среди 200 тыс. пользователей опрошенных активных клиентов, открывших счет ранее 2019 года и совершивших хотя бы одну сделку с ценными бумагами с начала и до конца 2019 года
ИИ-решения в мировых биржевых торговых платформах последних трех лет — обзор обозревателя «Б.О» Романа Мамчица
InvestTech-cерия экспертных сессий и первый в России коллаборативный акселлератор InvestTech 2019 НАУФОР и FinTechLab
Каталог старапов от FinTech Lab в сфере брокериджа, трейдинга и инвестиций.
Факторы роста сегмента InvestTech:
Однако никуда не делились проблемы, тормозящие развитие рынка. В 2019 году Игорь Клюшнев, заместитель гендиректора «Фридом Финанс», обратил внимание на то, что в России распределение активов домохозяйств между ценными бумагами и деньгами/депозитами составляет 98% к 2%, в то время как в США — 22% к 78%. Есть куда развиваться и с чем бороться. Но на первое место в «джентльменском наборе» брокера эксперт поставил «информационную поддержку» своих клиентов.
Пандемия коронавируса, к сожалению, не улучшила распределение активов, население активно выводило в наличные банковские депозиты из-за низкой доходности и рисков устойчивости банков. Снижались и доходы населения в целом. Да, при этом какая-то часть денег шла на брокерские счета. Но статистика показывает, что очень много клиентов в течение долгого времени совершили только одну сделку, опасаясь волатильности на рынке на фоне собственной небольшой компетенции в трейдинге.
Поэтому можно смело утверждать, что вторая часть рецепта развития InvestTech от Игоря Клюшнева, а именно работа брокеров со своими клиентами по информированию их в части трендов на рынке и успешных инвестиционных стратегий, выйдет на первый план. Очевидно, станет больше сервисов из категории EmoTech, которые благодаря более глубокому учету психоэмоционального портрета каждого клиента помогут провести прецизионную донастройку робоэдвайзеров для поиска золотой середины между доходностью и риском.
Кроме того, необходимо решать одну из основных технологических бед отечественного InvestTech, а именно проблему «малого чека», свойственного небольшим инвесторам. В частности, из-за снижения среднего размера портфеля сложно сделать его диверсифицированным, кроме того, требуются решения по его ведению и ребалансировке.
2018 год
2019 год
2020 год
О том, как отличается поведение инвестора в mobile и вне его, почему самолечение вредно не только в медицине, но и в трейдинге и какие технологические новации в фокусе одной из крупнейших брокерских компаний в России, в интервью «Б.О» рассказал Олег Чихладзе, директор по брокерскому бизнесу БКС
Финансовые компании и международные технологические корпорации соревнуются в разработке роботов, чат-ботов и голосовых помощников. Еще пять лет назад никто не мог подумать, что мы будем спрашивать дорогу у Siri, заказывать такси с помощью Алисы или искать скидки на товары вместе с «Google. Ассистент». Разберемся, чем еще полезны «разумные» IT-решения, где их применяют в инфраструктурной финансовой организации и почему они мотивируют сотрудников развивать свои навыки
Генеративный искусственный интеллект (GenAI) в банковском секторе — тема, которая стремительно выходит за рамки только дискуссий и становится реальностью. Какие задачи он может решать уже сейчас? Готовы ли клиенты к взаимодействию с ИИ? Почему скорость реакции критична для голосовых интерфейсов? Об этом в эксклюзивном интервью «Банковскому обозрению» рассказал Александр Цепелев, технический директор компании Fromtech, внедряющей инновационные речевые технологии в бизнес-процессы финансового сектора