Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
В этот день в 2020-м году Банк России опубликовал доклад для общественных консультаций, в котором предлагается обязать участников рынка представлять клиентам ключевой информационный документ (КИД) финансового продукта. Годом ранее, день в день, Госдума приняла в первом чтении законопроект о категоризации частных инвесторов. По словам главы думского Комитета по финрынку Анатолия Аксакова, закон может быть принят уже в июне. В обоих случаях целью преобразований называется повышение уровня доверия граждан к финансовому рынку.
Пока с доверием потребителей все в порядке. Как упоминается в докладе Центробанка, «на конец 2019 года количество клиентов на брокерском обслуживании, являющихся физическими лицами, выросло на 92,9% по отношению к их числу на конец 2018 года. Количество клиентов — физических лиц в доверительном управлении за аналогичный период выросло на 124,5%». Темпы прироста частных инвестиций не снижаются, и в этом году число частных клиентов, имеющих брокерские счета, превысило 5 млн; выросли и обороты, и активность проведения сделок.
Вообще, сектор инвестиционных сервисов — один из немногих оказался в выигрыше в условиях пандемии. Сказались и продолжающееся снижение ставок по депозитам, и анонсированная президентом России налоговая реформа, и цифровизация отрасли — в частности, возможность открывать брокерские счета удаленно. А еще — невиданная волатильность финансового рынка, безумные скачки котировок (иногда ежедневные). Многие захотели попробовать на этом заработать, благо и свободное время на карантине появилось.
Вероятно, приток частных инвесторов на биржу продолжится, поэтому регуляторные инициативы выглядят своевременными и уместными. В 27-страничном докладе Банка России убедительно обосновывается специфика развивающегося инвестиционного рынка, анализируется мировой опыт, предлагаются конкретные контуры КИД, который призван повысить информированность и снизить риски частного инвестора. Прежде всего это касается сложных инвестиционных продуктов; к так называемой красной группе предполагается отнести производные финансовые инструменты, структурные финансовые продукты и иностранные финансовые продукты (кроме собственно валют).
Процедура квалификации инвестора предполагает, что он в состоянии разобраться со сложным инструментом и берет на себя ответственность за риски. В такой логике законодательное регулирование информирования инвесторов выглядит избыточным
Работа по предотвращению недобросовестных практик продаж финансовых продуктов ведется регулятором с 2017 года, к ней активно подключились и отраслевые ассоциации. В конце 2019 года НАУФОР и НФА утвердили внутренние стандарты — «Требования к взаимодействию с физическими лицами при предложении финансовых инструментов», в которых уже предусмотрен «паспорт финансового инструмента», схожий с КИД информационный материал. Регулирования на уровне информационных писем и отраслевых СРО недостаточно, следует из материалов доклада, поэтому Банк России «считает необходимым установление обязанности по представлению информации в форме КИД». Профессиональному сообществу предлагаются на обсуждение варианты нормативного регулирования: внесение изменений в Закон о Центробанке либо в профильное законодательство.
На первый взгляд, инициатива по предоставлению КИД гармонирует с концепцией категоризации инвесторов. При получении более высокого статуса частный инвестор получает доступ к более сложным и рискованным инструментам, в том числе к тем, по которым предусмотрен КИД. Разработка инвестиционных продуктов, в том числе маркетинговой и медийной составляющих, тоже станет четко ориентированной на определенную категорию инвесторов. С другой стороны, процедура квалификации инвестора предполагает, что он в состоянии разобраться со сложным инструментом и берет на себя ответственность за риски. В такой логике законодательное регулирование информирования инвесторов выглядит избыточным, вполне можно обойтись внутриотраслевым.
Ясно одно — потенциал развития инвестиционных сервисов в России далеко не исчерпан. Аспектов такого развития множество: регуляторные и технологические новации, становление института инвестиционных советников, использование «цифрового профиля гражданина». Ключевые темы бизнес-квартирника, который «Б.О» проводит 9 июня, — коммуникации с частными инвесторами, образовательные и медийные продукты. Волей-неволей мы затронем и другие актуальные для отрасли вопросы. Регистрируйтесь, будет интересно.
В связи с активным привлечением физлиц на фондовый рынок у малых и средних банков возникают вопросы: как правильно обслуживать клиентов, стоит ли развивать брокерские услуги, как улучшить сервисы по обслуживанию клиентов, как защитить свою клиентскую базу?
Информационное пространство заполонил контент о колоссальных перспективах и пользе искусственного интеллекта, в том числе в финансовой сфере. Впечатляющие прогнозы, необходимость изменения стратегий и бизнес-моделей, перспективные области использования и прочие общие слова, зачастую этим же искусственным интеллектом и сгенерированные