Банковское обозрение

Финансовая сфера

22.03.2019 Аналитика
Эволюция через вымирание

Бизнес-модели региональных банков адаптируются к новой реальности



Региональная банковская система на сегодняшний день представляет собой достаточно фрагментированный конгломерат средних и малых банков, по сути, стиснутых между Сциллой и Харибдой: ужесточением надзорной практики со стороны регулятора и низкой рентабельностью традиционной банковской деятельности в условиях вялого роста российской экономики. Если первое отражает стремление регулятора очистить банковский сектор от недобросовестных участников и от банков, по существу, не ведущих банковской деятельности, то второе — результат слабой экономической динамики и традиционно низкого кредитного качества значительной части российских заемщиков.

Дополнительное давление на региональный банковский сектор оказывает конкуренция со стороны государственных и квазигосударственных банков, на долю которых в настоящее время приходится свыше 70% банковского сектора по активам. В сущности, начиная с 2016-2017 годов средние и малые банки оказались в новой реальности, которую можно охарактеризовать как пролонгированный период турбулентности: сокращение числа действующих банков продолжается ускоренными темпами, а несколько крупнейших частных банков были переданы под управление Фонда консолидации банковского сектора (ФКБС), в результате чего доля госсектора значительно увеличилась. Жесткая политика ЦБ в отношении признания и резервирования «проблемки» привела к тому, что многие банки, годами старавшиеся отложить признание проблемных активов, теперь вынуждены разово создать значительные резервы, и далеко не все способны выдержать такое испытание.

В результате активных действий регулятора и «органического» выбытия банков под давлением конкуренции число региональных банков (банков, головной офис которых находится не в Москве) снизилось с 384 в 2014 году до 245 по итогам 2018 года, и, как мы ожидаем, процесс еще не завершен. В настоящее время в 49 регионах функционирует от одного до трех региональных банков, а 17 субъектов Российской Федерации вообще не имеют собственных банков, и число таких субъектов будет расти.

Можно сказать, что региональные банки проходят период адаптации к новой реальности, что выражается в постепенном отмирании некоторых ранее распространенных бизнес-моделей. Например, отживает свое сравнительно распространенная модель сугубо кэптивного маленького банка, который кредитует связанные стороны за счет капитала или также связанных источников фондирования либо держит на балансе значительные объемы ликвидности. Как правило, на такие банки в настоящее время обращено пристальное влияние регулятора именно из-за операций со связанными сторонами или «спящего» характера их деятельности, и им приходится либо диверсифицировать операции, либо выходить из игры.

Можно сказать, что региональные банки проходят период адаптации к новой реальности, что выражается в постепенном отмирании некоторых ранее распространенных бизнес-моделей

Кроме того, региональным банкам приходится поневоле покидать сектор массового розничного кредитования, поскольку конкурировать с федеральными банками по марже и качеству услуг становится все сложнее. Часть жизнеспособных региональных банков, ориентирующихся на розницу, уходит на продажу (вспомним, например, продажу череповецкого «Меткомбанка» «Совкомбанку»), некоторые продолжают конкурировать (например, «Восточный»), но в целом, данная модель требует не региональной, а федеральной географии присутствия и не подходит небольшим банкам. В рознице им остаются сегмент кредитования небольшого числа физлиц, относящихся к связанным сторонам и обслуживаемым предприятиям (например, в дополнение к зарплатным проектам), премиальное кредитование «для своих», возможно, небольшие ипотечные проекты и т.д.

Традиционная банковская модель, когда пассивы формируются в основном за счет привлечения средств физических лиц, а кредитование направляется в корпоративный сектор, также испытывает определенные трудности в случае небольших региональных банков. Проблема заключается главным образом в низкой рентабельности такого бизнеса: конкурировать по ставке привлечения приходится с крупными федеральными игроками, что увеличивает стоимость пассивов, а кредиты выдаются, как правило, местным предприятиям, кредитное качество которых весьма неоднородно. В результате даже высокая ставка по кредиту не позволяет добиться хорошей рентабельности из-за неизбежно повышенных отчислений на резервы по проблемным кредитам.

Наверное, наиболее жизнеспособной на сегодняшний день остается классическая бизнес-модель, при которой фондирование осуществляется в большей степени за счет привлечения средств юридических лиц, а в меньшей — за счет физлиц, тогда как кредитуются в основном юрлица, местные компании, в значительной степени малый и средний бизнес. Как правило, региональные банки с такой моделью имеют достаточно устоявшуюся и лояльную клиентскую базу. Но возможности для экспансии у таких банков сдерживаются именно самим характером их бизнес-модели: кредитовать крупный бизнес, как правило, сложно из-за конкуренции со стороны федеральных банков и ограничений по капиталу, а круг местных качественных заемщиков из числа среднего бизнеса не расширяется, поскольку региональные экономики по большей части стагнируют.

Тем не менее говорить, что у региональных банков нет внятного будущего из-за ограничений, присущих их бизнес-моделям, наверное, все же неправильно. В условиях стагнации процентной маржи перспективными, хотя и высококонкурентными направлениями работы останутся гарантии, комиссионное обслуживание, тем более что региональные банки могут предложить клиентам лучшее понимание и более оперативное обслуживание по сравнению с некоторым крупнейшими банками. Расширению клиентской базы может способствовать активное участие в таких проектах, как «Маркетплейс», который при условии адекватной реализации может генерировать дополнительные каналы продаж. Возможно, части банков имеет смысл принять участие в системе быстрых платежей, что позволит им предоставить клиентам-физлицам равные с федеральными игроками условия платежного обслуживания.



Читайте наши лучшие материалы Яндекс. Дзен Телеграмм