Банковское обозрение

Финансовая сфера


04.02.2020 Аналитика
Импортонасыщение

Несмотря на острые регулярные дискуссии о перспективах иностранных банков в России, лидеры остаются лидерами. Никакие катаклизмы и перемены не лишают ключевые мировые банковские бренды желания присутствовать на одном из крупнейших финансовых рынков планеты. И не просто присутствовать, но быть заметными и авторитетными игроками


Антон Куклин
Руководитель направления коммуникаций Блока цифровизации Госкорпорации «Росатом»

Да, многие ушли, многие не смогли противостоять недосягаемым лидерам в лице госбанков. Вернее, госбанка.

Те, кто не занял свою нишу, затихли или совсем исчезли с рынка. Если честно, вне зависимости от своего происхождения. И наоборот — амбициозные игроки, готовые во что бы то ни стало биться за каждую долю процента рыночной доли, неизменно остаются в топе.

Безусловно, иностранные банки в России — определенный сегмент, который по-прежнему имеет яркую индивидуальность, объединяющую всю категорию. Это ощущение стабильности, возникающее вследствие понимания, что за международным брендом даже с вывеской на русском стоит организация мирового масштаба.

По результатам многих исследований, клиенты отчетливо выделяют категорию иностранных банков как одну из наиболее надежных. Зачастую даже более надежных, чем госбанки. Вернее, госбанк.

Что еще кроме «импортного происхождения» выгодно отличает иностранные банки в глазах клиентов и дает этим банкам возможность бороться за топовые позиции во многих продуктовых категориях?

Начнем с очевидного. Иностранные банки активно инвестируют в маркетинг. Это «зашито» в культуре бизнеса. Кто-то неизменно любит ТВ — к примеру, Райффайзенбанк, и Хоум Кредит Банк — активно и масштабно размещают свою рекламу на крупных каналах и привлекают звезд. Кто-то упорно и даже упрямо использует BTL — промозоны в моллах и аэропортах по всей стране. Да, это немного навязчиво. Да, это фирменный почерк и стиль Ситибанка. Но главное — не сдаваться. Менее активен в последнее время ЮниКредит Банк, но у него тоже есть своя история — он долго и последовательно появлялся на ТВ-экранах как партнер Лиги Чемпионов.

Что касается технологий, амбиции в digital у «иностранцев» были всегда. Не все с ходу получалось — им было несколько сложнее работать, в частности, с российскими партнерами в IT, но сегодня большинство «фундаментальных» иностранных банков предоставляет вполне достойные удаленные сервисы. Как в рознице, так и в корпоративном бизнесе.

По результатам многих исследований, клиенты отчетливо выделяют категорию иностранных банков как одну из наиболее надежных

Из менее очевидного — новый тренд. В иностранные банки довольно активно в последнее время приходят менеджеры из крупных российских банков, включая Альфа-Банк и даже госбанки. Еще не так давно мировые бренды чаще были поставщиками кадров для российского рынка, теперь процесс двусторонний. В результате формируются вполне работоспособные команды: с одной стороны — мировой опыт, с другой — Russian skills, опыт регионов в том числе. Кстати, экспатов-иностранцев в российских банках почти не осталось. Скорее — как исключение.

Большой вопрос: а что с самыми-самыми глобальными мировыми банками? Где они? Где Morgan Stanley, JPMorganChase, Bank of America, Рокфеллеры, Ротшильды — вся эта многовековая история мировых финансов и могущества? Похоже, пока с ними тихо… Конечно, у многих есть небольшие офисы в России. Много противоречивой информации. Приходили-уходили, занимались чаще операциями с акциями и в редких случаях — обслуживанием нескольких «закрытых» ключевых клиентов. Но… Есть четкое ощущение, что на этом уровне в банковском бизнесе большую роль играют факторы не совсем рыночные, и как следствие в свое время в ключевые сегменты рынка эти игроки идти не рискнули, а сейчас прекрасно понимают, что наверстать упущенное практически невозможно.

Поэтому вероятность заметного появления сильного нового мирового игрока в России близка к нулю. 




Присоединяйся к нам в телеграмм
Читайте также